Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:32, шпаргалка
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.
3. Предмет философии, её основные функции.
4. Место философии в системе культуры.
5. Античная философии, её специфические особенности.
6. Философия Сократа.
7. Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм
8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
Кант считал, что решению
таких проблем философии, как проблемы
бытия человека, души, морали и религии,
должно предшествовать исследование возможностей
человеческого познания и установление
его границ. Необходимые условия познания
заложены, согласно Канту, в самом разуме
и составляют основу знания. Они-то и придают
знанию характер необходимости и всеобщности.
Но они же суть и непереходимые границы
достоверного знания. Отвергая догматический
прием познания, Кант считал, что вместо
него нужно взять за основу иной - метод
критического философствования, состоящий
в исследовании приемов самого разума,
в расчленении общей человеческой способности
познания и в исследовании того, как далеко
могут простираться его границы. Кант
различай воспринимаемые человеком явления
вещей и вещи, как они существуют сами
по себе. Мы познаем мир не так, как он есть
на самом деле, а только так, как он нам
является. Нашему знанию доступны только
явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта: мир познается
нами только в своих явленных формах. В
своем учении о познании Кант большое
место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него — лишь
гносеологический принцип, она субъективна,
так как отражает противоречия не самих
вещей, а только противоречия мыслительной
деятельности. Именно потому, что в ней
противопоставляются содержание знаний
и их логическая форма, предметом диалектики
становятся сами эти формы. В логическом
аспекте теории познания Кант ввел идею
и термин «синтетическая сипа суждения»,
позволяющую осуществлять синтез рассудка
и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания,
назвав это коперниканским переворотом
в философии. Наши знания — не мертвый
слепок вещей и их связей. Это духовная
конструкция, возведенная воображением
из материала чувственных восприятий
и каркаса доопытных (априорных) логических
категорий. Помощь воображения человек
используег в каждом звене своих рассуждений.
К своей характеристике человека Кант
добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения. В своей теории
познания Кант часто рассматривает и собственно
антропологические проблемы. Он выделяет
в познании такой феномен духа, как трансцендентальная
апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее
условие возможности всякого познания.
Это единство есть не результат опыта,
а условие его возможности, форма познании,
коренящаяся в самой познавательной способности.
Кант отличал трансцендентальную апперцепцию
от единства, характеризующего эмпирическое
Я и состоящего в отнесении сложного комплекса
состояний сознания к нашему Я как его
центру, что необходимо для обьединения
всего многообразия, данного в опыте и
образующего содержание всех переживаний
Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления
- мир вещей самих по себе нам недоступен.
При попытке постигнуть сущность вещей
наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно
разрабатывая свою концепцию о «вещах
в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида,
в нашем отношении к миру и человеку есть
такие глубины тайн, такие сферы, где наука
бессильна. По Канту, человек живет в двух
мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,
где все детерминировано, где характер
человека определяет его склонности, страсти
и условия, в которых он действует. Но с
другой, помимо этой эмпирической реальности
у человека есть иной, сверхчувственный
мир «вещей в себе», где бессильны привходящие,
случайные, непостижимые и непредвидимые
ни импульсы у самого человека, ни стечение
обстоятельств, ни диктующий свою волю
нравственный долг.
14. Этика
И. Канта.
Для этики Канта характерно
учение о независимости или «автономии»
морали. Предшественники Канта и современные
ему философы-идеалисты полагали, будто
основа этики в религии: нравственный
закон дан или сообщен людям самим богом.
Утверждая это положение, моралисты ссылались
на учение религии и на священные книги.
Так, в Библии излагается миф о божественном
законодательстве - о даровании моральных
заповедей богом через пророка Моисея.
В отличие от этого взгляда Кант провозглашает
мораль независимой от религии, а нравственный
закон - невыводимым из религиозных заповедей.
По Канту, то, что возникает не из самой
морали и не из ее свободы, не может заменить
отсутствие моральности. Для себя самой
мораль «отнюдь не нуждается в религии,
но в силу чистого практического разума
довлеет сама себе». Законы морали обязывают
благодаря простой форме всеобщей законосообразности
правил. Поэтому мораль не нуждается «ни
в какой цели ни для того, чтобы знать,
что такое долг, ни для того, чтобы побуждать
к его исполнению». Но хотя мораль не нуждается
для своего оправдания ни в какой цели,
предписанной божественным законодателем,
и хотя для нее вполне достаточно того
закона, который заключает в себе условие
применения свободы, из самой морали все
же возникает цель. Это идея высшего блага
в мире, а для возможности этого блага
необходимо признать высшее моральное
всемогущее существо. Идея эта возникает,
исходит из морали и потому не есть ее
основа. Таким образом, Кант перевернул
признанное в его время не только богословами,
но и многими философами отношение между
моралью и религией. Он признал мораль
автономной, независимой от религии. Больше
того, он поставил самое веру в Бога в зависимость.
15. Основные
идеи философии Г. Гегеля. Противоречия
между системой и методом.
Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в основе философской системы Г. Гегеля. Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным "Я", т.е. общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. Движение сознания, по Гегелю, это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспрозводя их на новом, более высоком уровне, в то же время последующие ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектического пути развития.
Первая ступень - сознание.
Здесь предмет противостоит человечес¬кому
"Я" как внешняя данность и определяет
его, сознание оказывается теоретическим
или созерцающим. Следующая ступень - самосознание,
где предмет и сознание тождественны,
сознание определяет свой предмет и выступает
как практически действующее, желающее,
стремящееся. Более высокая ступень - разум,
когда самосознание постигает свою всеобщность
и усматривает в себе высшую полноту реальности.
Высшая ступень - дух, здесь сознание постигает
духовную реальность мира и себя как выражение
этой реальности. С каждой из этих ступеней
развития индивидуального сознания соотносятся
определенные ступени и формы развития
человеческой культуры, духовной жизни:
мораль, наука, право, религия и другие.
Вершиной всего этого движения в историческом
и индивидуальном плане является освоение
языка философии - понятий. Дойти до высшей
точки развития, по Гегелю, это значит
"дойти до понятия". Понятие есть
абсолютное тождество субъекта и объекта.
Гегель называл свою философскую систему
абсолютным идеализмом. Он стремился охватить
весь природный и духовный мир одним понятием.
Таким исходным понятием гегелевской
системы является "Абсолютная идея",
под которой понимается разумное мышление
как первоначало или субстанция всего
существующего. Абсолютная идея существует
вечно и содержит в скрытом "свернутом"
виде все возможные определения природных,
обществен¬ных и духовных явлений. В процессе
саморазвития она проходит различные
стадии в виде последовательного движения
от абстрактного, т.е. общих определений,
к определениям, обогащенным конкретным
содержанием. Логика, по Гегелю, это научно-теоретическое
осознание "Абсолютной идеи". Через
логику "Абсолютная идея" раскрывается
в ее всеобщем содержании в виде системы
категорий, начиная от самых бедных, -бытия,
небытия, наличного бытия, качества, количества,
и заканчивая конкретными, многообразно
определяемыми понятиями - химизма, биологизма,
познания. Гегель характеризовал категории
как текущие, находящиеся в состоянии
непрерывного самопроизвольного движения
чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию
категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом
материале. Как чистые мысли и ступени
развития идей они сами по себе содержательны
и поэтому составляют сущность вещей.
Гегель характеризовал диалектику как
движущую душу истинного познания, как
принцип, вносящий в содержание науки
внутреннюю связь и необходимость. Диалектический
метод Гегеля также включает в себя принципы
анализа действительности: восхождение
от абстрактного к конкретному, соответствие
исторического и логического, всесторонность
и другие.
16. Антропологический
материализм Л. Фейербаха.
Идеалистические умозрительные системы
немецких философов Канта и Гегеля в интересах
дальнейшего развития философской мысли
требовалось преодолеть, удержав то ценное,
что в них содержалось. Это в значительной
степени было достигнуто Л. Фейербахом.
Идеолог радикальных демократических
кругов немецкой буржуазии в период подготовки
и совершения революции 1848 г. в Германии,
Фейербах восстановил материализм в его
правах. Прежде чем стать материалистом,
Фейербах прошел школу гегелевской философии.
Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность.
Он возродил франко-британские материалистическое
мировоззрение. Старая, идеалистическая
философия, говорил Фейербах, состояла
в союзе с теологией, новая философия опирается
на достижение естествознания. Природа
- основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность
философии Фейербаха состоит в том, что
это антропологический материализм. Критикуя
гегелевскую философию за пренебрежение
живым человеком, за игнорирование чувств
как источника познания, Фейербах за исходный
пункт своего учения принимает живого
человека.
В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
17. Человек,
природа и общество в
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии (восхваления) Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются .Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.
Вольтер
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в.
Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь мир: “Осмельтесь мыслить самостоятельно!” Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: “Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!” Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Отрезвляющая ирония Вольтера снова понадобилась прогрессивным силам общества и сыграла немалую роль в идейной подготовке революции 1830 г., окончательно покончившей с Бурбонами. Его собственно философские позиции в основе своей во многом определяются идеями Дж. Локка и И. Ньютона.
Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов.
Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.
Влияние Вольтера было чрезвычайно сильным и в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая переписывалась с ним и приказывала переводить его труды на русский язык. Симпатия императрицы к Вольтеру и просветительской французской литературе вообще быстро создала моду на “вольтерьянство”, прежде всего в светских кругах. Но Французская революция показала, что Вольтер опасен для власти; к нему стали относиться как к “иностранному диссиденту”, угрожавшему крепостному праву своими свободолюбивыми идеями.
Ж.Ж. Руссо
Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне руководят французским народом и властвуют.
По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко он относился к частной собственности, вида в ней источник всех социальных зол Тот человек, - писал Руссо, - который окопав и огородив данный участок земли, сказал “это мое” и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества”.
“Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!” Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т. Гоббса утверждал, что в “естественном состоянии” не только не было “войны всех против всех” но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восставал против современной цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и “невинность” первобытных людей. Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме “Светский человек” Вольтер писал: “Наши предки жили в неведении понятий “мое” и “твое”. А Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?” Обращаясь к Руссо он говорит: “Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью”. И далее Вольтер продолжает: “Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется стать на четвереньки и бежать в лес!”.
Д. Дидро
Дени Дидро (1713—1784) — знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения — остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность — философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро посвятил, свою творческую деятельность науке и философии, в значительной мере вопросам познания природы, а его произведения “Мысли об объяснении природы”, “Физиологические очерки”, “Письма о слепых в назидание зрячим” и другие сочинения являют собой шедевр философской литературы яркого публицистического характера. Он оказал огромное влияние на многие умы: Г. Лессинг и И.Г. Гердер во многом следуют Дидро, И.В. Гете и Ф. Шиллер преклоняются перед его исключительным талантом, Г. Гегель в своей “Феноменологии духа” комментирует блестящие образцы диалектики “Племянника Рамо”.