Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Предмет, задачи и особенности философии науки.
Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.
Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.
Аналитическая философия науки.
Феноменология (Э. Гуссерль): критика европейской науки.
Философия науки М. Хайдеггера. Хайдеггер М. «О сущности истины».
Герменевтическая школа модель философии науки.
Критическая школа философии науки.

Файлы: 1 файл

60_otvetov_na_voprosy_kandidatskogo_ekzamena_po_filosofii_na.doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

2) Экологическая проблема;

3) Демографическая проблема;

4) Энергетическая проблема;

5) Сырьевая проблема;

6) Продовольственная проблема;

7) Проблема использования Мирового  океана;

8) Проблема мирного освоения  космоса.

В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

  • экология и жизненное пространство;
  • выживаемость человека;
  • войны и мир.

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являются уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжении политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

Предотвращение крупномасштабных военных конфликтов было и остается важнейшей глобальной проблемой, стоящей перед человечеством. По прогнозам демографов, численность человечества должна стабилизироваться в 20-х годах 21 века на уровне 9 - 10 миллиардов. Так что демографический кризис невозможен.

Новый этап координации международных усилий начался в 1992 г. Тогда в Рио де Жанейро собралась конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она выработала так называемую концепцию "устойчивого развития". В концепции говорится следящее:

1. Все люди  имеют основное право на окружающую среду, благоприятную для их здоровья и благополучия.

2. Государства  сохраняют и используют окружающую  среду и природные ресурсы  в интересах нынешнего и будущих  поколений.

Признание концепции устойчивого развития означает возвращение к целостному восприятию мира и человека, признанию того, что человек - суть часть природы. При таком подходе экологические требования должны стать органически связанными с требованиями экономического развития. Развитие общества по новому пути заключается в переходе от стихийного развития к политике коллективного социального управления в международном масштабе на основе разумного согласия. Безопасность окружающей среды, соответствие её состояния условиям воспроизводства человека становится общечеловеческой ценностью. Значение концепции устойчивого развития нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать. Она является скорее политической, чем научной программой. Реальные пути стабилизации экологической обстановки на планете в ней не указаны. Выбор путей стабилизации часть зависит от часто зависит от политического и экономического давления.

Группа ученых, включая Пола Эрлих и других разработала так называемую концепцию "Золотого миллиарда". Согласно ей, ресурсы и запасы прочности Земли таковы, что могут обеспечить стабильное развитие и высокий уровень жизни только для одного миллиарда людей. Именно до такого предела надо, по мнению этих ученых, сократить население Земли.

Более аргументированной на сегодня выглядит другая концепция, разрабатываемая российскими учеными - "10 золотых миллиардов". Её основные положения таковы:

1. Население  Земли даже в самом отдаленном  будущем не превысит 10 миллиардов.

2. Имеющиеся  ресурсы и уровень развития  производительных сил достаточен  для обеспечения этому количеству  людей того уровня жизни, который достигнут в развитых странах, при условии соблюдения принципов устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Возникновение и основные  этапы развития социально-экологического  знания. Социальная экология как  теоретическая основа преодоления  экологического кризиса.

 

Проблемы изучения взаимоотношений человека и природы имеют глубокие исторические источники. Древнегреческий софист Протагор считал ее даром Епиметея (брата Прометея), который заботился о том, чтобы ни один вид не вымер. Целесообразность существования живого наводит на мысль об общей целесообразности, трактуемой как божественный промысел. Ощущение единства взаимосвязи, взаимозависимости всего сущего хранилось до начала XIX в. Для социологии принципиальной была идея К. Маркса о том, что природа - это тело человека, который должен разумно его использовать. И только в современных условиях - на грани экологической катастрофы, возникла так называемая глубокая социальная экология, призванная восстановить былую единство человека с его биологическим окружением.

Как самостоятельная отрасль знаний, экология сформировалась в биологической науке. Основой ее были идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809 - 1882) относительно эволюции живых систем, в частности, его утверждение, что в мире живого продолжается непрерывная борьба за существование. Предмет экологии распространялся на живые организмы, среду и их взаимоотношения. Экология трактуется как наука, изучающая отношение живых существ к среде, взаимоотношения в среде, а также влияние среды на живые организмы, определяет специфические законы функционирования экологической сферы.

Экологические проблемы отражают особенности общественно -экономического развития, обусловленные предметной деятельностью человека. В связи с этим возникает необходимость в научной дисциплине, сосредоточенной на изучении особенностей взаимодействия между обществом и природой. Такую систему знаний представляет социальная экология - относительно молодая отрасль научных знаний. Ее методологические и гносеологические трудности связаны с процессом становления и развития - уточнение предметной области, совершенствованием методического и методологического аппарата, отбором теоретических доктрин и концепций.

Важным теоретическим источником социальной экологии стали идеи о биосфере как целостную сферу распространения жизни на планете и ноосферы, возникающее на высшей ступени его развития, обусловленном социальными и антропогенно-технологическими факторами, и которая обнаруживает новый уровень творческой силы человеческого разума.

Становление социальной экологии как системы научного знания началось в 20-е годы XX в. под влиянием идей экологии и социологических исследований процессов урбанизации. Ее развитие активизировался в 60- е годы, когда общество оказалось перед угрозой экологического кризиса, что проявилось в загрязнении окружающей среды, дефиците природных ресурсов, негативных последствиях урбанизации и других родственных проблемах антропогенного давления на природную среду. В 70-е годы социологические исследования были ориентированы на классификацию, анализ динамики и форм удовлетворения экологических потребностей, экологических аспектов городского образа жизни, поведения людей в экстремальных экологических ситуациях, социально -культурных форм реакции населения на загрязнение среды. На Всемирном конгрессе социологов в Варне (1996) был создан исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Современная парадигма социальной экологии формировалась под влиянием деградации среды обитания человека, усиление обеспокоенности населения состоянием окружающей среды, рост количества экологических аварий, аналитических разработок глобального измерения экологического загрязнения (например, доклады Римского клуба).

Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление в качестве самостоятельной науки в середине ХIХ века представляет собой естественный этап накопления большого объема научных знаний о природе. Еще в трудах античных философов встречаются первые попытки обобщения сведений об образе жизни животных и растений, зависимости их от среды обитания, характере распределения и своеобразии в разных природно-климатических условиях. Так, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных ему животных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля – «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371–280 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает под давлением богословия и схоластики, но возрождается с новой силой в эпоху Возрождения, великих географических открытий, когда колонизация новых стран послужила толчком к развитию систематики – науки о разнообразии всех организмов на планете. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики – Дж.Рей (1623 – 1705 гг.), Ж.Гурнефор (1655 – 1708 гг.), К.Линней (1707 – 1778 гг.) и др., стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т.п.

В ХУII – ХУIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в записях известных путешественников. В трудах С.П.Крашенинникова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа и других географов и натуралистов указывалось, что распространение растительности и животного мира в разных частях планеты связано с климатическими особенностями. А Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829 гг.), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» – одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.

Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале ХIХ столетия биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1769–1859 гг.) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что «лицо» ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.

Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского университета К.Ф.Рулье (1814–1858 гг.), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношение между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф.Рулье разработал широкую систему экологического исследования животного мира.

В 1859 г. появилась книга Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. В 1866 г., благодаря Э.Геккелю, эта новая область знаний получила название «экология», развернутое определение которой приведено в начале данной темы. Интересно, что Э.Геккель позднее отрекся от введенного им названия, заменив его на «экономию природы», однако термин «экология» постепенно получил всеобщее признание.

В конце 70–х годов ХIХ в. в экологии возникло новое направление – биоценология. Немецкий гидробиолог К.Мёбиус (1877 г.) обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии – геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г.Ф.Морозова и В.И.Сукачева на основе учения о лесе.

В начале ХХ столетия оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. В 1910 г на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"