Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:33, шпаргалка
34. Познание, его структура, формы и методы.
5. Общество как система.
4. Понятие истины, её критерии и проблемы верификации.
40.Цивилизационный подход к истории человечества: основные концепции.
Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.
Поскольку у
каждого критерия истины имеются
свои недостатки, все критерии можно
рассматривать и как
Имеются и альтернативные
трактовки истинности. Так, в религии
говорится о сверхразумной
Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
Критерием.
Отличающим истину от
ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus-истинный и facere — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) путем сопоставления их содержания с содержанием полученных в результате опыта эмпирических данных
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически. Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта. Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда
Современные представления о человеческом
обществе во многом основаны на системном
подходе. Под системой обычно понимают
совокупность образующих ее элементов,
находящихся в устойчивых связях и отношениях
друг с другом. С системной точки зрения
общество есть совокупность людей, связанных
между собой совместной деятельностью
по достижению общих для них целей. В процессе
совместной деятельности между людьми
складываются многообразные иерархически
выстроенные отношения, которые и есть
структура общества. Общество как система
обладает важной характеристикой - целостностью,
то есть ему присущи свойства, которые
нельзя вывести из свойств отдельных элементов.
Уходят из жизни люди, сменяются поколения,
но общество постоянно воспроизводит
себя. Механизм воспроизводства предполагает
наличие в структуре общества таких особо
устойчивых отношений, которые обладают
значительной самостоятельностью по отношению
к отдельным элементам и даже структурным
звеньям.
Общество, как и любая живая система, представляет
собой открытую систему, которая находится
в состоянии непрерывного обмена с окружающей
его природной средой, обмена веществом,
энергией и информацией. Общество обладает
более высокой степенью организации, нежели
окружающая его среда. И чтобы сохранить
себя как целостность, оно должно постоянно
удовлетворять свои потребности (материальных,
социальных, духовных) . Степень удовлетворения
этих потребностей - наглядное доказательство
эффективного функционирования общества
как системы. Если минимального удовлетворения
потребностей достигнуть не удается, то
общество ждет распад и гибель.
Таким образом, общество как функционирующая
система имеет стремится к достижению
определенной цели, состоящей из множества
подцелей. Общество может вообще не задумываться
о существовании такой цели, неверно ее
определять или отрицать ее наличие. Но
своими действиями доказывать, что в том
или ином виде она есть.
Стабильность, единство и целостность
общества как системы обеспечиваются
адекватным функционированием его сфер
(экономическая, социальная, политическая,
духовная) и систем.
40.Цивилизационный подход к истории человечества: основные концепции.
Одной из концепций, претендующей на всеобщий охват социальных явлений и процессов, является цивилизационный подход к истории человечества. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций. У нее немало приверженцев, среди которых такие известные имена, как О. Шпенглер (1880–1936), А. Тойнби (1889– 1975).
У
истоков этой концепции был русский
мыслитель Н. Я.Данилевский (1822–1885). В опубликованном
в 1869 г . сочинении “Россия и Европа. Взгляд
на культурные и политические отношения
славянского мира к германо-романскому,
он высказал новый, оригинальный взгляд
на историю человечества. По мнению Данилевского,
естественная система истории заключается
в различении культурно-исторических
типов развития, имевших место в прошлом.
Именно совокупность этих типов, и составляет
историю человечества. В хронологическом
порядке выделяются следующие культурно-исторические
типы: “I) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-
Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит: 1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом; 2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития; 3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств; 5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.
В
последующем цивилизационный
У Тойнби цивилизационный подход проявляется в осмыслении общественно-исторического развития человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Следуя своим предшественникам, Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации. Вначале он насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число до 13 без учета второстепенных, которые не состоялись или не получили должного развития. Все существовавшие и существующие цивилизации по своим количественным и ценностным параметрам по существу, эквивалентны и равноценны. Каждая из них проходит один и тот же цикл развития – возникновение, рост, надлом и разложение, в результате чего она гибнет. Идентичными, по своей сущности, являются социальные и другие процессы, происходящие в каждой из цивилизации, что позволяет сформулировать некоторые эмпирические законы общественного развития, на основании которых можно познавать и даже прогнозировать его ход. Так, по мнению Тойнби, движущей силой общественного развития выступает “творческое меньшинство”, или “думающая элита”, которая с учетом складывающихся в обществе условий принимает соответствующие решения и заставляет силой убеждения и авторитета или же насилием выполнять их остальную часть населения, являющегося, по своей сути, инертным и неспособным к творческой оригинальной деятельности. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности “творческого меньшинства” служить своеобразным образцом для инертного большинства и своим интеллектуальным, духовным и административным авторитетом увлекать его за собой. Если “элита” оказывается не в состоянии решить оптимальным образом очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, она из “творческого меньшинства” превращается в господствующее меньшинство, которое проводит свои решения не путем убеждений, а силой. Такая ситуация ведет к ослаблению основ цивилизации, а в последующем к ее гибели. В двадцатом столетии, по Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная.