Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:33, шпаргалка

Описание работы

34. Познание, его структура, формы и методы.
5. Общество как система.
4. Понятие истины, её критерии и проблемы верификации.
40.Цивилизационный подход к истории человечества: основные концепции.

Файлы: 1 файл

философ .doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Познание, его структура, формы и методы.

Человечество  всегда стремилось к приобретению новых  знаний. Процесс овладения тайнами  окружающего мира есть выражение  высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного — ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса — познавательной деятельности людей.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Субъект познания  — это источник познавательной ,носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].

Объект познания  — это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы.

  1. 1. Сознательная деятельность . Она подразделяется на следующие сферы:
    • познавательная сфера  — мыслительная деятельность, оперирование определенными понятиями;
    • эмоциональная сфера  — внутренние чувства, ощущения, переживания человека;
    • мотивационно-волевая сфера  — мотивы, интересы, потребности, которые формируют цели и направляют человека к их достижению.
  2. Бессознательная деятельность . Здесь мы выделим:
    • интуицию;
    • сны;
    • инстинкты.

Все философы, как  правило, так или иначе, анализировали  проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие — разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами (Эпикур , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых — рационалистами (Платон , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания — агностицизм  — отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает  чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа  формирования познания.

Исторически и  логически первой ступенью познавательного  процесса является чувственное познание  — познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства  человека описал еще древнегреческий  философ Аристотель более двух тысяч  лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в  трех основных формах.

  1. Ощущение  — чувственный образ объекта. Ощущение появляется в результате воздействия на органы чувств человека какого либо объекта. Человек воспринимает внешние, доступные органам чувств признаки объекта: запах, вкус, форму, цвет. Именно через ощущения индивид получает первичную информацию об объективном мире.
  2. Восприятие  — целостный образ объекта, в совокупности всех ощущений. Любой предмет обладает множеством различных свойств и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. (Например, яблоко красное, круглое, твердое, сладкое). Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве.
  3. Представление  — обобщенный образ объекта, сохраняемый посредством памяти. Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены, поэтому этот образ мы называем обобщенным.

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении.. Мышление  — осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

 рациональное познание  — это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются:

  1. Понятие  — элеентарная форма мысли,отражает явления или предметы в их общих и существенных признаках
  2. Суждение  — такая связь между понятиями, когда утверждается или отрицается что-либо. Суждение может быть либо истинным, либо ложным
  3. Умозаключение  — такой способ мышления, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение, логически следующее из первых.

Чувственное и  рациональное познание являются двумя  ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Научное познание  — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.

  1. Эмпирический уровень  — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
    • наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;
    • эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
  2. Теоретический уровень  — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема  — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза  — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Теория  — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Важнейшим структурным  компонентом организации процесса познания считаются также его  методы, т.е. устоявшиеся способы  получения нового знания.

Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. 
___ ___Современная система методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью. Основные из них:

___ ___Анализ — познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений. 
___Синтез — операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое. 
___Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. ___Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

___Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках

___Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

  1. Понятие истины, её критерии и проблемы верификации.

Непосредственной целью познания являеться истина. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и

данное раз и навсегда. Истина, по выражению Гегеля, не является

отчеканенной монетой, она  не дается в готовом виде, и ее нельзя

в таком виде положить в  карман. Истина является бесконечным

процессом приближения к  объекту, который сам находится  в развитии.

В этом плане любое знание, зафиксированное на том или

ином конкретно-историческом уровне, будет неполным, неточным,

в определенной мере односторонним, т. е. на каждом конкретно-

историческом уровне развития познания мы имеем дело

лишь с относительной  истиной. Относительная истина — это такое

знание, которое  в принципе правильно, но неполно  отражает

действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающею  образа.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее

отражение объекта  в сознании субъекта; в широком  понимании

— абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная

истина является границей, к которой стремится  научное

познание, никогда  ее не достигая. В узком понимании абсолютная

истина означает полное и точное знание отдельных  моментов

действительности, и в этом значении она является элементом

достигнутого  знания.

Следует отметить, что нет и быть не может отдельно абсолютной

истины и отдельно относительной. Существует одна истина

— объективная  по смыслу, которая выступает диалектическим

единством абсолютного  и относительного, т. е. является истиной

абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное

и относительное  — это два необходимых момента объективной

истины.

Для того чтобы  доказать истинность того или иного  утверждения, необходимо каким-то образом  проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции  истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие


Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"