Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:33, шпаргалка
34. Познание, его структура, формы и методы.
5. Общество как система.
4. Понятие истины, её критерии и проблемы верификации.
40.Цивилизационный подход к истории человечества: основные концепции.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного — ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса — познавательной деятельности людей.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.
Субъект познания — это источник познавательной ,носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].
Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
В структуре познания можно выделить следующие элементы.
Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие — разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами (Эпикур , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых — рационалистами (Платон , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания — агностицизм — отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).
Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.
Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание — познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.
Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах.
Ощущения, восприятия
и представления в процессе познания
действуют взаимосвязано и
Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении.. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.
рациональное познание — это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются:
Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Важнейшим структурным
компонентом организации
Метод есть совокупность
правил, приемов познавательной и практической
деятельности, обусловленных природой
и закономерностями исследуемого объекта.
___ ___Современная система методов
познания отличается высокой сложностью
и дифференцированностью. Основные из
них:
___ ___Анализ
— познавательная процедура мысленного
(или реального) расчленения, разложения
объекта на составные элементы в целях
выявления их системных свойств и отношений.
___Синтез
— операция соединения выделенных в анализе
элементов изучаемого объекта в единое
целое.
___Индукция
— способ рассуждения или метод получения
знания, при котором общий вывод делается
на основе обобщения частных посылок.
Индукция может быть полной и неполной. ___Дедукция
— способ рассуждения или метод движения
знания от общего к частному, т.е. процесс
логического перехода от общих посылок
к заключениям о частных случаях
___Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках
___Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.
Непосредственной целью
Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и
данное раз и навсегда. Истина, по выражению Гегеля, не является
отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя
в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным
процессом приближения к объекту, который сам находится в развитии.
В этом плане любое знание, зафиксированное на том или
ином конкретно-историческом уровне, будет неполным, неточным,
в определенной мере односторонним, т. е. на каждом конкретно-
историческом уровне развития познания мы имеем дело
лишь с относительной истиной. Относительная истина — это такое
знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает
действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающею образа.
Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее
отражение объекта в сознании субъекта; в широком понимании
— абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная
истина является границей, к которой стремится научное
познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная
истина означает полное и точное знание отдельных моментов
действительности, и в этом значении она является элементом
достигнутого знания.
Следует отметить, что нет и быть не может отдельно абсолютной
истины и отдельно относительной. Существует одна истина
— объективная
по смыслу, которая выступает
единством абсолютного и относительного, т. е. является истиной
абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное
и относительное — это два необходимых момента объективной
истины.
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).
Основные концепции истины
Концепция истины |
Определение истины |
Критерий истины |
Классическая |
Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности |
Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость |
Когерентная |
Истина есть согласованность знаний |
Согласованность с общей системой знаний |
Прагматическая |
Истина есть практически полезное знание |
Эффективность, практика |
Конвенциональная |
Истина есть соглашение |
Всеобщее согласие |
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного: