Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка
Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.
Поскольку техническое
знание ближе всего
Выделяются следующие подходы к рассмотрению соотношения науки и техники:
(1) техника рассматривается
как прикладная наука –
(2) процессы развития
науки и техники
(3) наука развивалась,
ориентируясь на развитие
Наиболее взвешенный подход: до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. В настоящее время происходит "сциентизация техники" и "технизация науки".
Сегодня все большее
число философов техники
В целом складывается следующая классификация наук: гуманитарные, естественные, математические, технические.
Технические науки так или иначе связаны со всеми, но наиболее близки естественным, и в первую очередь, физическим. Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом. Сравним разные точки зрения на соотношение технических и естественных наук:
1.Технические науки тесно связаны с естественными
и могут рассматриваться в качестве прикладных
по отношению к последним. Тогда выделяется
следующая последовательность исследований: теоретические (
2. Техническое знание
существенно отличается от
3. В современных условиях
технические явления в
В целом, соединяя разные точки зрения можно констатировать факт, что физический эксперимент часто имеет инженерный характер, а современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Физические науки открыты для применения в инженерии, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике. Характерной особенностью технических знаний является то, что они связаны с процессом интеллектуального конструирования, обслуживают нужды материальной конструктивной деятельности человека, выявляя методы решения конструктивных задач, приемы, процедуры создания технических объектов.
Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний - от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (например, сопротивление материалов и гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие (как кинематика механизмов) развивались из непосредственной инженерной практики. И в одном, и в другом случае инженеры заимствовали как теоретические и экспериментальные методы науки, так и многие ценности и институты, связанными с их использованием. К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются:
систематическая организация знаний,
выделение классов фундаментальных и прикладных исследований.
опора на эксперимент
построение математизированных теорий
Таким образом, естественные и технические науки - равноправные партнеры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие. В настоящее время технические науки тесно связаны не только с естественными, но и с гуманитарными общественными (например, экономикой, социологией, психологией и т.п.).
В технических науках выделяют два вида исследований: прикладные и фундаментальные. Прикладное исследование - это такое исследование, результаты которого адресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами или желаниями этих клиентов, фундаментальное - адресовано другим членам научного сообщества. В современной технике велика роль как теоретической, так и прикладной компоненты, в союзе с творчеством. Для современной инженерной деятельности требуются не только краткосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но и широкая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях и институтах, специально предназначенных для развития технических наук. Вполне правомерно сегодня говорить и о фундаментальном промышленном исследовании.
Поэтому наряду с естественнонаучными теориями ныне существует и техническая теория, которая не только объясняет реальность, но и способствует ее созданию, расширению бытия за счет нового технического мира. В сферу технической теории входит: прогнозирование развития техники и связанных с ней наук; научные законы, технические правила и нормы. Но техническая теория отличается от физической тем, что не может использовать идеализацию, в той степени, как это делается в физике. Таким образом, техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, поскольку не может не учитывать сложное взаимодействие физических факторов, имеющих место в машине. Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии.
Технические теории в свою очередь оказывают большое обратное влияние на физическую науку и даже в определенном смысле на всю физическую картину мира. Например, (по сути, - техническая) теория упругости была генетической основой модели эфира, а гидродинамика - вихревых теорий материи.
Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной "доводки" для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории.
Теоретические знания в технических науках должны быть обязательно доведены до уровня практических инженерных рекомендаций. Поэтому в технической теории важную роль играет разработка особых операций перенесения теоретических результатов в область инженерной практики, установление четкого соответствия между сферой абстрактных объектов технической теории и конструктивными элементами реальных технических систем, что соответствует фактически теоретическому и эмпирическому уровням знания.
В технической теории выделяют эмпирический и теоретический уровни:
Эмпирический уровень технической
теории образуют конструктивно-
Конструктивно-технические знания преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем, представляющих собой совокупность элементов, имеющих определенную форму, свойства и способ соединения. Они включают также знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем.Технологические знания фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.
Теоретический уровень научно-технического знания включает в себя три основные уровня, или слоя, теоретических схем: функциональные, поточные и структурные.
Функциональная схема фиксирует общее представление о технической системе, независимо от способа ее реализации, и является результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории. Функциональные схемы совпадают для целого класса технических систем. Блоки этой схемы фиксируют только те свойства элементов технической системы, ради которых они включены в нее для выполнения общей цели.
Поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое. Блоки таких схем отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования. Такие схемы строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений.
Структурная схема технической системы фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования). Это могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, которые могут отличаться по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик.
Таким образом современное техническое знание представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов теоретического, эмпирического и прикладного уровней, тесно связанную с системами знаний других наук, а также с широкой сферой социального, гуманитарного, обыденного знания.
Кризис
техногенной цивилизации и глобальные
проблемы современности Понятие техногенной
цивилизации, как правило, отождествляется
с понятием западной цивилизации, исходя
из региона ее возникновения. Техногенная
цивилизация оформляется с X У1-ХУ11 вв.
и определяется в качестве особого типа
социального развития и особого типа цивилизации,
согласно В. С. Степину, существенными
признаками которой являются: приоритет
науки, техники и технологий; ориентация
на инновацию как важнейшую ценность общества;
культивируется идеал деятельностно-активного
человека, преобразующего природный и
социальный мир; установка на отношение
господства/ подчинения к миру природы
или миру людей; прогрессизм с ориентацией
на будущее, отсюда представление о необратимости
времени, которое течет от прошлого к будущему;
-увеличение темпов социальных изменений
за счет перестройки прежних способов
жизнедеятельности и создание условий
для формирования новых возможностей
и др. Развивающееся на основе научно-технических
достижений общество изменило не только
свой социальный облик, но и облик всей
планеты, что оценивается не всегда положительно,
поскольку техносфера стала мощным фактором
подавления биосферы. Осмысление социальных
последствий научно-технического прогресса
привело к проблемам всемирного масштаба,
которые стали обозначать как глобальные
проблемы. Под глобальными проблемами
понимают такие проблемы, которые затрагивают
жизненные интересы всего человечества
и от решения которых зависит его будущее
существование. Для глобальных проблем
характерно: наличие планетарного характера;
угроза деградации и гибели всего человечества;
необходимость коллективной солидарности
государств и общественных движений людей
для их разрешения; потребность в быстром
реагировании и эффективном решении глобальных
проблем и др. Глобальные проблемы классифицируют
по сферам их проявления (см. таблицу 15).
Взаимодействие общества и природы Взаимодействие
между социальными общностями Взаимодействие
человека и общества Экологические проблемы
(охрана окружающей среды, сохранение
биологического разнообразия, поддержание
устойчивого развития биосферы, поиск
альтернативных источников хозяйственной
деятельности, освоение космоса и мирового
океана и др.) Социально-политические (проблема
войны и мира и механизмов ограничения
военных ресурсов). Социально-экономические
(проблемы экономического отставания,
преодоления нищеты, ликвидации бездомности,
улучшения качества жизни и др.) Демографические
(проблема роста народонаселения). Медицинские
(проблемы здравоохранения, продолжительности
жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные
(проблемы образования, сохранения национального
культурного наследия) Исследование причин
такого масштаба связано с возникновением
уже в 60-х гг. XX в. ряда международных, государственных
и неправительственных организаций (например
таких, как «Институт проблем будущего,
«Институт наблюдений за состоянием мира»
и др.). Однако скрупулезный анализ, а также
усиление внимания общественности к глобальным
проблемам связан с деятельностью Римского
клуба (1968), его манифестом о коллективной
глобальной ответственности (А. Печчеи.
Человеческие качества). Под эгидой данного
клуба были представлены такие, например,
доклады, как «Пределы роста», «Человечество
на перепутье», «Пересмотр международного
порядка», «За пределами века расточительства»
(Дж. У. Форрестер, Д.Л. Медоуз, Э. Пестель,
М.Месарович, Я. Тинберген, Э. Ласло и др.),
основной смысл которых выражен предельно
лаконично: истинные пределы человеческого
роста определяются причинами не столько
физического, сколько экологического,
биологического и даже культурного характера.
Поэтому идеи, изложенные в этих докладах,
сегодня рассматриваются в роли теоретической
базы глобалистики. Именно уже в рамках
деятельности этого клуба преследовались
цели глобальные, а не только региональные:
в первую очередь, обеспечение безопасности
стран и в целом качественного развития
мира, решение продовольственной проблемы,
контроль за использованием энергетических
и сырьевых ресурсов и др. В этой связи,
в частности, Э. Ласло сформулировал концепцию
глобальной солидарности, в которой главным
критерием социально-экономического прогресса
становится качество жизни. Специалисты
естественнонаучного и социалыю-гуманитарно-
го профиля, которые осмысливают причины
глобальных проблем и предлагают способы
их разрешения, полагают, что они - следствие
приоритета научной и технической системы
ценностей, веры в их прогрессирующую
роль в обеспечении социального порядка,
повышении уровня благосостояния людей,
их интеллектуального развития и т.п. Установки
технократической культуры привели к
череде отчуждений в обществе - от природы
как естественной среды обитания человека;
от культуры как мира его духовных ценностей,
людей друг от друга и др. В конечном итоге,
это привело к кризису техногенной цивилизации,
поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов
в системе ценностей и переходе к новому
типу цивилизационного развития. Глобальный
характер проблем породил разное отношение
к науке и технике и перспективам их дальнейшего
развития, так называемый технократизм
и технопессимизм. Представители первого
направления отдают приоритет научно-техническому
прогрессу и его влиянию на жизнь социума
(Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен,
А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс
и др.). Вторые - природу и масштабы глобальных
проблем связывают с научно-техническим
прогрессом и предлагают альтернативные
проекты (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг,
Т. Роззак, П. Гудмен и др.), к ним присоединяются
движение «зеленых», «антиглобалисты»
и др.