Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка
Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.
Трехмерная графика, объемный звук, локализуемый человеком, тактильные ощущения и т.п. – все это материальные проявления виртуальной реальности.
Философская интерпретация
виртуальной реальности затруднена
многозначностью самого понятия "виртуальный". В науке, технике,
искусстве существует ряд терминов, обозначающие
виртуальные феномены как возможные. Например,
виртуальные перемещения, виртуальные
частицы, виртуальные образы и т.п. Такая
трактовка понятия "виртуальный"
восходит к латинскому слову "virtualis",
что означает возможный.
Виртуальная реальность по крайней мере
амбивалентна, как и техника в целом, когда
ее рассматривают в социокультурном аспекте.
Для философской интерпретации виртуальной
реальности хорошо подходит формула Э.Маха:
мир есть комплекс ощущений. Виртуальный
мир – это комплекс ощущений. Грань между
физической и психической реальностью
в виртуальном мире стерта. Но если виртуал
закроет глаза или кто-то выдернет вилку
компьютера из розетки, виртуальная реальность
исчезает. Таким образом, виртуальная
реальность невозможна без взаимодействия
физического и психического, или более
конкретно: она невозможна без взаимодействия
человека и техники.
Необходимо осознать социокультурную значимость виртуальной реальности. Канадский философ и футуролог М.Мак-Люэн положил в основание своей философии истории информационный детерминизм. В зависимости от способа общения между людьми, он выделил три эпохи в истории человечества. Первая эпоха – это эпоха племенного индивида или "человека слушающего". Общение этого индивида ограничивалось устной речью, а сама эпоха длилась очень долго – от Адама до ХV века н.э. Вторая эпоха – это эпоха типографского индивида или "человека смотрящего". Этот индивид общался с другими людьми с помощью печатного текста, а эпоха длилась с ХV века, когда Гуттенберг изобрел типографский станок, до 80-х годов ХХ века. Третья эпоха – Эпоха информационного индивида – "человека смотрящего и слушающего" одновременно.
Виртуальная реальность при глубоком погружении воздействует на все органы чувств индивида, а также на его интуицию, воображение и творческие способности. Бытие становится двойственным из-за постоянных переходов от ординарной к виртуальной реальности и обратно.
Прорыв человека в виртуальную реальность можно интерпретировать как мятеж против существующей природной, социальной и технической реальности. Этот феномен будет иметь и уже имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. В ХХI веке, вероятно, техника виртуальной реальности войдет в каждый дом, как это случилось с телевизором в ХХ веке. Превратившись в обыденное явление, виртуальная реальность будет деформировать духовный мир и культуру человека, его образ мысли и образ жизни. Поэтому уже на ранних стадиях развития техники виртуальной реальности крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, а также сценарии, для которых она будет создаваться, предотвратив тем самым хотя бы частично ее негативные последствия.
Таким образом, рассмотрев виртуальную реальность как феномен науки и техники, можно сделать вывод о том, что проблема виртуальной реальности крайне важна. Это объясняется тем, что виртуальная реальность тесно связана с основами человеческого существования и имеет место во всех сферах жизни людей. Глубокое и всесторонне изучение этого явления открывает огромные возможности для творчества, обучения и многих других областей. Виртуальные технологии, созданные на основе понимания понятия виртуальной реальности, могут принести большую пользу государству.
Философия техники как
специфическая область
Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. В конце ХIХ века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог ХIХ века". Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения.
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
К философскому анализу техники сложились различные подходы. В одних случаях техника трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явление культуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научными знанием. Иногда технику рассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический, волевой, рациональный и т.д. Наличие многоаспектного рассмотрения техники при ее философском иследовании вполне правомочно и определяется рядом обстоятельств.
Аспекты философского анализа техники:
- техника как особый вид человеческой деятельности,
- техника как средство этой деятельности ,
- техника как реализованное знание,
- техника как социальный феномен.
Предмет философии техники
С формированием таких понятий как артефакт, техника, машина, двигатель, технология, системы "человек-машина"и "наука-техника" возникли основные элементы философии техники. Для философии техники вскоре выявилась центральная проблема - в какой мере и каким образом техника содействует достижению целей человека и как эта техника влияет на общество, его динамику и структуру, культуру,политику, образ жизни людей,гуманизацию общественных отношений. Начинает формироваться предмет философии техники.
Классические фундаментальные проблемы философии в применении к анализу техники потребовали своей конкретизации. Так, основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи выступает в форме вопроса об отношении сознания к материальным объектам модулирующим деятельность сознания. Диалектика субъектно-объектных отношений проявляется в форме диалектики взаимоотношений человека и технических устройств различной степени сложности. В предмет философии техники включились вопросы создания искусственного интеллекта, его отношение к естественному интеллекту, закономерности развития техники, специфика технического знания и технических наук, проблемы детерминации развития техники и перспектив этого развития. Но главные проблемы сегодняшней философии техники связаны с бурным развитием и внедрением во все сферы жизни компьютерной техники, разрешением противоречий современной техногенной цивилизации, социальными следствиями современного научно-технического прогресса, переходом человечества к постиндустриальной цивилизации, техническим образованием и воспитанием. В целом предметная область философии техники неоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные, экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулирует энергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных на познание техники. Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна, поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одном полюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка в которых участвуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом - проблемы личности, нравственности, творчества, проводимых гуманитариями. Между этими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества, научно-технической политики, социальных следствий научно-технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем.
Несмотря на такой характер философия техники является философской дисциплиной. "Философия техники, - пишет Ф. Рапп, - безусловно новая форма философии, но она все же форма философии". Она разрабатывает методологические подходы к анализу техники исходя из общих принципов философии. Специфика философского исследования заключается в том, что объективный мир в этом исследовании рассматривается не сам по себе, как в физике, химии, биологии, а мир в его отношении к человеку, обществу. " Изучение обратного воздействия технического прогресса на общество, культуру, индивида, - пишет Г. М. Тавризян, - мировозренческий подход к комплексу проблем, которые ставит перед обществом развитие техники, стало неотъемлемой частью современного философского знания ". Важным для философии техники является и формирование тех идеалов, которыми руководствуются люди в своей технической деятельности и общество в технической политике. Философия техники стремится выйти за пределы чисто философских рассуждений и дать практическое решение актуальных вопросов - что такое техника, какова роль человека в развитии и функционировании техники, сущность технической деятельности, соотношение техники с культурой, взаимосвязь техники с политикой, дает критику технократизма, рассматривает группу этических проблем (в том числе проблемы ответственности инженеров), взаимосвязь науки и техники, научной и технической деятельности и знания.
Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Итак, техника должна быть понята:
- как совокупность
технических устройств,
- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
- как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
Для философии техники
важны четыре основных момента. Именно в архаической культуре
сложился тот контекст (архаические практики),
в котором формировалась древняя техника
и технология. В архаической культуре
человек открыл и научился использовать
в своей деятельности различные природные
эффекты, создав тем самым первую технику
(орудия труда, оружие, одежда, дом, печь
и т.д.). В области технологии основным
достижением было освоение двух основных
процедур: соединение в одной деятельности
разных операций, относящихся до этого
к другим деятельностям, и схватывание
(осознание) самой "логики" деятельности,
т.е. уяснение и запоминание типа и последовательности
операций, составляющих определенную
деятельность. Архаический человек создавал
тексты (песни, рассказы), в которых описывалась
деятельность, приводящая к нужному результату.
В этих текстах помимо описания операций
и их последовательности значительное
место отводилось рассказу о том, как нужно
влиять на души, чтобы они помогали человеку.
Сегодня мы эти фрагменты текста относим
к древней магии, хотя магия не то слово,
которое здесь необходимо использовать.
В представлении о магии есть оттенок
тайны и сверхъестественных сил. Для архаического
же человека души (духи), вероятно, ничего
таинственного и сверхъестественного
не заключали. Таким образом, основным
способом трансляции технического опыта
в архаической культуре являлась устная
традиция, запоминание, ну и, конечно, подражание.
Наконец, техническая деятельность человека
осознавалась не в рациональных формах
сознания, а в анимистической модальности.
Главной особенностью анимистического(
Древний Египет, Шумер и Вавилон, древняя Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно в этот период от VI–V тысячелетия до н.э. до II–I тыс. до н.э. складываются огромные империи и государства, не менее замечательные искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии. В недрах этой культуры древних царств к концу ее существования складываются очаги новой культуры, из которых затем в последующие эпохи черпают и античность, и новое личностное мироощущение человека.
Известно, что большие государства не могут существовать без армии, хозяйственно-производственной деятельности, организации и управления. Именно эти три области человеческой деятельности складываются в культуре древних царств. Возможным это стало за счет формирования нового семиозиса (процесс интерпретации знака, или процесс порождения значения). С культурологической точки зрения главной особенностью этого периода – формирование знаковых систем (чисел, чертежей, алгоритмов вычисления), позволяющих организовать деятельность больших коллективов (армии, рабов, крестьян) и решать другие сложные задачи, которые возникали в указанных трех областях деятельности.
Античная культура – колыбель нашей цивилизации, именно здесь сформировались философия, наука, искусство, рациональное мышление, и формы жизни греков, их гений до сих пор волнует и отчасти вдохновляет людей Нового времени. Несмотря на то, что античной культуре посвящены тысячи и тысячи исследований, ясного понимания природы этой культуры и путей ее формирования так и не существует.
Важной способностью
и ценностью становится и желание рассуждать
правильно, следовать правилам истинного
мышления, избегать противоречий, а если
они возникали – снять их.
На сцену истории вышло рациональное
научное мышление. Именно оно стало главной
пружиной, обеспечивающей развитие античной
культуры. В античности всегда существовали
два культурных начала – религиозно-мифологические
представления, соответствующие культуре
древних царств, и философско-научные
(в античном понимании философии и науки).
Но роль второго начала была ведущей и
постоянно возрастала, именно под влиянием
крепнущих и усложняющихся философско-научных
представлений происходило переосмысление
не только религиозно-мифологических,
но и всех прочих представлений в сфере
античного "производства", искусства,
быта.
Античное "технэ" – это не техника в нашем
понимании, а все, что сделано руками (и
военная техника, и игрушки, и модели, и
изделия ремесленников и даже произведения
художников). Античная философия сделала
предметом своего анализа прежде всего
науку (аристотелевское episteme – достоверное
знание). Античные "начала" и "причины"
– это не столько модели действительности,
сколько нормы и способы построения достоверного
(научного) знания. Соответственно весь
мир (и создание вещей в том числе) требовалось
объяснить сквозь призму знания, познания
и науки.
Переход от использования в технике отдельных
научных знаний к построению своеобразной
античной "технической науки" мы
находим в исследованиях Архимеда. Но
отдельные предпосылки этого процесса
можно найти и в самой античной математике.