Мои кратчайшие шпоры по философии!
Вопросы:
- Древнекитайская философия.
- Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
- Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
- Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
- Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
- Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
- Древнегреческая философия. Платон.
- Древнегреческая философия. Аристотель.
- Средневековая философия.
- Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт.
- Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
- Философия Французского Просвещения.
- Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
- Гегель.
- Фейербах.
- Кьеркегор и Шпенглер.
Ответы:
- Древнекитайская философия.
В самый ранний период – культ
неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их
с судьбами государств и людей. Первичные
субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность
5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь,
вода, земля), 5 естеств состояний (влага,
сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч
функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление)
и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев, радость,
созерцательность).
2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели:
человеколюбие и почтительность
к старшим) и Лао-Цзы (стар
уч-ль). Автор трактата о пути
и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш,
невид, непостигаемо, неопределяемо но
совершенно! Покоится но и всегда движется,
само не измен, но является причиной всех
изменений) есть величайшее существо,первоприч
всего бытия, к которой все снова возвращяется.
В доступном пониманию земном Дао лежит
Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая
сила. В соответствии с ними должен жить
чел, отчасти думающий, отчасти действующий,
то есть заниматься Увэй (невозмутимое
согласие).
- Древнегреческая философия. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Общие черты:
- Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э.
- Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.
- Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое
- Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.
Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом
считал воду, все из воды. Все рождается
из влажного семени. Все что вокруг – не
мертво, а полно одушевления, везде – «Боги»,
все имеет душу. Душа материальна. Является
источником движения вещей. Приводил как
примеры магнит и янтарь, которые способны
двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало
– единая, первичная, вневременная субстанция
АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное
границ. Apeiron с греч – «неопределенное».
Апейрон превращ в различ земные стихии,
они переходят друг в друга. Все события
происходят в процессе борьбы тепла и
холода. Живые существ возникают в процессе
выпаривания солнцем влаги (из морского
ила под воздействием солнечного света).
Человек произошел от рыб! Анаксимен: начало
всего – воздух. Разряженный воздух –
это огонь, сгущенный – воды, земля, камень.
Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.
Итог о милетской
школе:
- она являлась рационализацией мифа
- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)
- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д)
- хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает
душой
- философы пытались дать целостную картину
мира, когда частности и детали были неизвестны
- все они были монистами, то есть принимали за первоначало
одно явление.
- Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
Пифагор.
- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции
отражают гармонию мира.
- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.
- Верил в переселение душ, возвращение подобного.
Гераклит.
- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется.»
- написал труд «О природе»
- Первоначало – огонь. Космос един, все
сущее никем не сотворено и является огнем,
загорающимся и потухающим. Огонь переходит
в воду, вода в землю, земля в воздух , воздух
в огонь и все опять с начала. Душа – огненное
дыхание.
- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал
чувственное и рациональное познания.
Истина постигается умом, но не чувствами!
Познание начин с чувственного, но чувства
должны быть обработаны разумом.
- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении
этих противоположностей сущ гармония.
Борьба противоположностей – источник
создания мира.
- Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
Они – представители элейской школы.
Главная мысль – отрицани чувственного
познания.
Ксенофан.
- первовещество – земля.
- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.
- Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость,
а познать сущность мира можно только
мыслью.
Параменид.
- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.
- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать
ни говорить, след-но оно не существует
вообще. Чувственное восприятие рождает
мнение, мышление рождает истину.
- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.
Зенон.
- диалектика
- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например,
одно зерно звука не издает, а мешок зерен
– издает.
- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие
нас обманывает!
- Разум – оружие достижения истины.
- Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
Демокрит.
- признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино.
- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел,
так как атомы внутри нах в вечном движении.
- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные
события – это просто выдумка!
- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем
рациональное.
- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни.
Анаксагор.
- Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились
в вещи, все вещи образуются из уже существующих
вещей.
- «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.
- Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
Софистика:
- открывает новый период – рационалистический!
- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным
было не только красиво говорить, а умение
убедить.
- Протагор: человек есть мера
всех вещей. Главное св-во материи – изменчивость
– распространяется и на человека. Все
существует только в относительности
к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма). Всякая вещь состоит из противоречивостей.
- Горгий: Бытие не существует.
Если бы оно существовало, то его невозможно
было бы познать.
- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.
СОКРАТ.
- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный
мир познать невозможно, но душу можно!
Познать себя значит найти общие для всех
людей нравственные качества. Для роста
души необходима добродетель. Счастье = добродетель, зло = незнание
добра.
- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину.
Истина – знание, получаемое в результате
диалога, беседы ( в противовес софистам!)
- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).
- Древнегреческая философия. Платон.
- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.
- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям.
Космос – шар, где есть планеты и звезды,
приводимые в движение душой.
- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой.
Душа является основой разумности, дает
возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет
врожденные идеи, он открывает мир как
бы припоминая их.
- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект.
Знание=смысл!!
- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует
господству, то есть мудрецы, философы),
яростное (защита то есть войны), неразумное
(повиновение, то есть крестьяне, просто
жители).
- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый
человек должен осознавать свои обязанности
и права. Платон отрицал такие виды гос-ва
как тирания, олигархия.
- Древнегреческая философия. Аристотель.
- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!! (а у Платона??)
- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.
- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…
- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.
- Средневековая философия.
Главное – БОГ!!! Вера,
церковь.
Ранние:
Филон.
- жил на рубеже эр
- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел
- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех
- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением.
- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.
Ориген.
- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение
не оригинально, Бог не приблизиться к
человеку, если не испортится, применение
христ учения на практике опасно для государства.
- Христос у Оригена не избавитель, а образец.
- Святой дух - посредник между Христом
и миром.
Восточное направление:
Ареопагит рассуждал
о связь христианства с язычеством.
Григорий.
- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.
- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не
фрагментарной философией, а систематизацией
церковной доктрины с опорой на платоновское
умозрение.
- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах.
Западное направление.
Августин.
- учение о предопределении
- человеческую историю видел в борьбе
двух царств: земного (светского) и божьего.
Божье царство на Земле – Римская католическая
церковь.
- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей.
- Самодостоверность человеческого сознания.