Фома Аквинский.
- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.
- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.
- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.
Вильгельм Оккам.
- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр и внеш опыту.
- В Бога надо верить!
- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!
- Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..
16-17 века.
Бэкон.
- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.
- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.
- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра – в том что многие видят нереалистичную картину мира.
- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.
- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:
- наблюдение фактов
- их систематизация и классификация
- отсечение ненужных фактов
- проверка
- обобщение
- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!
Декарт.
- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???
- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное. Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).
- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д).
- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.»
- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.
- Метод дедукции
- Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
Спиноза испытывал
влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная
субстанция – Бог, а две другие (духовное
и материальное) находятся в зависимости
от Бога. Поэтому Спиноза говорил:
- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог
– бесконечная, безличная сущность.
- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.
- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем
что происходит с телом и душой, но все
же они не совмещаются.
Лейбниц.
- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.
- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность
индивидуального во вселенной, количественное
и качественное многообразие вселенной.
Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер.,
дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная
- Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это
субстанции.
Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать
общую идею вещи, но не материи. Отвергнул
материю, есть только духовное вещество,
которое делится на 2 категории – идеи
и души. Идеи пассивны и находятся внутри
душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это
лишь соединение вместе простых представлений,
объединяемых силой воображения. Восприятие
через ощущения! Чувственные образы памяти,
впечатления внутри. Критиковал церковь,
говорил что религия возникла из-за чеорвеческого
страха.
- Философия Французского Просвещения.
- Проблема человека, гуманизм.
- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.
- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу
человека. Гельвеций: роль личного интереса
в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно
понятый личный интерес».
- Гуманизация межличностных отношений.
- Дидро – стремление к
добродетели. Морал. воспитание развивает
и укрепляет естественную «врожденную»
добродетель, формирует высокие нравственные
качества.
- Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
- основатель теории познания с точки
зрения бытия и его сущности
- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания
- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное
является препятствием (см идолы пещеры
у Бэкона), Кант решает установить различие
между субъектив и объектив эл-тами знания,
исходя их самого субъекта.
- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти
чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность
ч-ка как такового). Трансцедентальный
дает объективные знания – надындивидуальное
начало.
- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой
философии. Надо изучать не сами вещи,
а познавательную деятельность.
- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.
- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все
зависит друг от друга, вещь в себе как
субстанция, то есть нуждается только
в самой себе.
- Разум руководит поступками человека. Исходя
их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то,
у всего есть причина – действуют законы
природы и мир свободы, где разумное существо есть цель
сама по себе, след-но она не может быть
причиной – законы разума.
- Гегель.
- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).
- В основе рац познания лежит диалектическая логика.
- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная
сущность вещества, но это идеал.
- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.
- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.
- Фейербах .
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная
религия. Философия и религия противоположны!
- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.
- Человек – часть вечной природы.
- Человек – психофизическое единство души и тела.
- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек – историч
и социал существо. Его сущность – не абстракт,
присущий отдельному индивиду. Она есть
совокупность всех общественных отношений.
- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
- Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой
теории абсолют духа для реального существования
чел-а, ибо только принимая во внимание
эту реальность и возможность человеческого
бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое
и бессмысленное бытие мира, ответом на
кот должны быть страх и отчаяние. Он выступает
против попытки сослаться на внеш мир,
он недоверяет внутреннему и советует
чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич
теология и экзестиолизм.
Шпенглер –
теоретик культуры. В истории культуры
живут ок 1000 лет. Хочет предсказать будущее
европ культуры в сравнении с древнегреческой.
Западная культура скоро погибнет. Его
книга «Закат Европы» между 2 мир войнами.
Но недостатки: «факты важнее чем истина»,
плоский позитивизм, упрощающий труд проблему
несогласованности идеи и реальности,
духа и действит-ти.