1 Мировозз-целостное представление че-ка о мире
и о себе.Струкртура1-знание(обо
всём),2 нормы и ценности.ценность-все что имеет
особ значим для че-ка. Миров-совокуп знаний
норм и ценностей для чел.2уровня1обыденно-практический(житейское
мировоззрение)2теоретич (его содерж-тоер,
концепции)Виды мифология-особ вид
знания в кот реальн и нереальн, ест и сверхест
практич и фантастич слиты в единое.Религия(более
сложн предст о мире)Вера-особ психологич
сост души.
2 Ф-я – 1я рац-я форма знания.свои выводы
пытается обосновать и аргументировать.2я
черта , она критичная форма знания, 3я
«философия –дитя свободы»свобода мысли.
Проблемы-1 мироустройства(битие)ОНТОЛОГИЯ,2человека
АНТРОПОЛОГИЯ,3 познания ГНОСИОЛОГИЯ,4смысла
и цели жизни АКСИОЛОГИЯ Разделы соц, ф-я, этика,
Логика
3 Сходства:1общ биография,
до 17 в в единстве.2ф-я и наука рациональные
виды знания(аргументация, доказательства)Различия 1ф-я изуч мир
вцелом, а наука отдельные фрагменты2ф-я
исп в своих выводах не тольк научн знания
но и житейские и худ и религиозн и морально-этические.
4 Функции философии – основные
направления применения философии, через
которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять:Мировоззренческая-целостная
система мира, Критическая-подвергается
критике, Методологическая-формирует
осн признаки познания, гуманистическая-обосновывает
ценности человека, прогностическая-прогнозирует
будущие материи позвновательных процессов.
5 Греческое мировоззрение-космоцентризм.1я
проблема:проблема природы(проблема первоначала
первопричины, как всё возникло)Фалес-первоначало-вода.Анаксимен-первовещество.Анаксимандр-воздух.Гераклид-движение.Демакрит-атомы.Парменид-первый
ввёл в обиход понятие бытие-есть первопричина
и главная причина что происходит в мире.Его
ученик Зинон-движение.(нельзя осмыслить
движение не впадая в противоположность)Платон-мир
идей.Пифагор-число.2я проблема: сущность
человека.Сократ(2 идеи)-1я сущность человкека
это его разумная душа, обладающ знаниями.2я
у чел-ка есть способ обретения ист знания-диалектика(искусство
вести беседу)2 приёма диалектики: ирония(скрытая
насмешка),майевтика(метод совместного
поиска истины).Аристотель чел-ку присуще
3 вида души: растительная, разумн, чувствит.3я
проблема смысла жизни и ценностей.школа
киников(циники)-главная ценность-свобода,
школу эпикурейцев-цель наслаждения.школа
стоиков-стремление жить в соотв с законами.
6 Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. 2 периода: 1период патристики(4-7в)
философия обосновывала догматы крестьянской
религии.2период схоластики(9-12в) фил-я
пыталась примирить религию и накуку,
веру и знание.Мировоззрение-теоцентризм(бог).1я
проблема-первооснова мира-бог, главное
учение креационизм-учение о сотворении
мира богом.2япроблема –эсхотология-после
смерти чел-к попадает в др мир,сущ-ий по
др законам.3япроблема.учение о человеке,
он царь природы.Ориген учение о человеке-единство
3х состояний:тело-природе, душа-внут мир,
дух-Богу.Душа обладает волей.4я проблема-можно
ли совместить философию и религию.1-срепдневековый
интеллектуализм Фома квинский(Бога можно
постигнуть при помощи разума, т.е. вера
и разум вполне совместимы)2-антиинтеллектуализм-Василий
Великий, Григорий Низкий(можно постигнуть
только сердцем)5я проблема: спор между
номеналистами и реалистами.Что первично
реальн вещи или понятия о них.Реал-первичн
общ понятия, Номенал-первичны коеретные
вещи.
7 )человек равен Богу
по творч возможностям, творчество-созд
нового.Челвек-высш ценность, сущ-во индивидуальное.Джордано
Бруно (1548—1600) — итальянский философ,
один из последних представителей философии
эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма,
согласно которому Бог отождествляется
с мировым целым. Призывал познавать не
сверхприродного Бога, а саму природу,
являющуюся «Богом в вещах». Единицей
сущего считал монаду, в деятельности
которой оказываются слиянной телесное
и духовное, объект и субъект. «Монадой
монад» является Бог. В этических воззрениях
придерживался идеи «героического энтузиазма»
и безграничной любви к бесконечности,
возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был
заживо сожжён как еретик на площади Цветов
в Риме после 8-летнего заключения .Философия
Возрождения — направление в европейской
философии XV—XVI веков. Характеризуется
неприятием официальной католической
религиозности и интересом к человеческой
личности. Внутри течения гуманистов этот
интерес выразился в идеях классического
гуманизма и способствовал утверждению
практического критерия истины (опыт+польза),
который лёг в основу методологии современных
естественных наук.Общая характеристика
Философии Возрождения[править Философское
мышление этого периода можно охарактеризовать
как антропоцентрическое.В эпоху Возрождения
индивид приобретает гораздо большую
самостоятельность, он все чаще представляет
не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда
вырастает новое самосознание человека
и его новая общественная позиция: гордость
и самоутверждение, сознание собственной
силы и таланта становятся отличительными
качествами человека. Индивид эпохи Возрождения
склонен приписывать все свои заслуги
самому себе. Разносторонность — вот идеал
возрожденческого человека. Человек становится
творцом самого себя. В результате человек
уже не нуждается в божественной благодати
для своего спасения. По мере того как
человек осознает себя в качестве творца
собственной жизни и судьбы, он оказывается
и неограниченным господином над природой.В
период возрождения огромную значимость
приобретает искусство, и как результат,
возникает культ человека-творца. Творческая
деятельность приобретает своего рода
сакральный (священный) характер.С антропоцентризмом
связан характерный для Возрождения культ
красоты. В эпоху Возрождения, как никогда
раньше, возросла ценность отдельного
человека. Выше всего в эту эпоху ставится
своеобразие и уникальность каждого индивида.В
эпоху Возрождения философия вновь обращается
к изучению природы. Интерес к натурфилософии
усиливается к концу XV — началу XVI века
по мере того, как пересматривается средневековое
отношение к природе как несамостоятельной
сфере.В понимании природы, так же как
и в трактовке человека, философия Возрождения
имеет свою специфику — природа трактуется
пантеистически. Христианский Бог здесь
как бы сливается с природой, а последняя
тем самым обожествляется
8 Новое время
Сущность человека заключ
в наличии у нго разума, человек от рожд
чисты лист(Локк) приципы:1 в природе есть
законы сущ-ие не зависимо от созн людей,
природа устроена разумно(т.е в ней всё
упорядочено, логично)2й-человек исключит
разумн сущ-во, т е чувства и эмоц подчинены
разуму.3й-человек при помощи разума может
познать законы окруж мира.(т.к законы
разума совпад с законами природы)4й-у
всех видов знаний самой большой ценностью
облад научн знание.Сцеинтисты считают,
что наука способна решить все проблемы
чел-ка и общ-ва.5й-общ-во развивается по
пути прогресса, на основе совершенств
науки и техники.6й-челоек способен на
основе разума переделать не только природу
но общ-во.Принципы познания-что явл-я
источником ист занния? Чувство или разум.1й
эмпиризи, ист ист знания явл-я чувственный
опыт, главный метод в чувств познании
метод индукции(от частн к общ), 2й рационализм
источником мышления –разум, т к. чувство
субъективно органы чувст не дают нам
знания математики.Главный метод-дедукции.Кант-знание
мы созд в своём собств сознании, чел-к
обл 3мя способностями:чувственность рассудок
разум., он говорит что через органы чувств
нам поступает инф-я , наша чувств-сть структурирует
эту инф-ю в форме пространства и времени,
рассудок систематизирует инф-ию.Основные
идеи: 1 идея ест прав чел-ка( право на жизнь,
свобода и защита их гос-вом)2я гос-во есть
рез-тат общ договора, 3идея распределения
властей,4 идея правового гос-ва.
9) Философский
процесс в России, не есть отдельный автономный
процесс, а один из аспектов существования
российской культуры, поэтому
духовным истоком цельного процесса
является Православие, во всей совокупности
своих сторон: как вера и как Церковь,
как учение и как институт, как жизненный
и духовный уклад. Русская философия
сравнительно молодая. Она впитала
в себя лучшие философские традиции
европейской и мировой философии. В
своем содержании она обращается и
ко всему миру, и к отдельному человеку
и направлена как на изменение и совершенствование
мира (что свойственно западноевропейской
традиции), так и самого человека
(что свойственно восточной
традиции). Вместе с тем это очень
самобытная философия, включающая
в себя весь драматизм исторического
развития философских идей, противостояние
мнений, школ и направлений. Тут
соседствуют и вступают между
собой в диалог западники и
славянофилы, консерватизм и
революционный демократизм, материализм
и идеализм, религиозная философия и атеизм.
. Центральной идеей русской философии
был поиск и обоснование особого
места, и роли России в
общей жизни и судьбе
человечества. И это важно
для понимания русской философии,
которая действительно обладает
своими особенными чертами, как
раз благодаря своеобразию исторического
развития. Итак,
в русской философии мысль
сформировалась в русле так называемой
''Русской идеи''. Идея особой судьбы
и предназначения России. В дальнейшем
Её основоположниками в этот период являются
П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев.
Доминирующий мотив ''Русской идеи''
- признание ее глубинным
выражением идеи всечеловеческой,
объединяющей народы мира в единое целое.
Русская идея есть идея о том, что
именно России суждено стать
во главе движения
к общечеловеческой цивилизации
на основе христианства. Славянофи́льство — сложившееся в
1830-е — 1850-е националистическое направление
русской общественной и философской мысли,
представители которого выступали за
культурное и политическое единение славянских
народов под руководством России и под
знаменем православия. Течение возникло
в противовес западничеству, сторонники
которого выступали за ориентацию России
на западноевропейские культурные и идеологические
ценности.Сторонники славянофильства
(славянофилы, или славянолюбы) верили
в наличие у России собственного, самобытного
пути исторического развития, принципиально
отличного от западноевропейского пути.
Соловьёв-Идея всеединства,
выражает органическое единство мирового
бытия, взаимопроникнутость составляющих
его элементов при сохранении их индивидуальности.
В онтологическом аспекте всеединство
представляет нерасторжимое единение
Творца и твари ф-я Бердяева –главная черта-противоречие
русских.2 системы ценностей
противоположные, на нас оказало большое
влияние географич полож, в россии всегда
было сильн гос-во, у русск слабо выражено
рац начало,страна мечтателей, творч начал,Климат
сыграл злую шутку:длинная зима короткое
лето-4 мес акт труда, 8 расслабл это не
привело русск крест к каждодневн труду.Русское
авось-игра наудачу.Тема противоречивости,
соединение несоеденимаого.Россия самая
рабская страна, с др стороны самая анархическая.суровость
закона обуславливается необязат его
выполн.Россия православная, с дру стороны
все язычники или атеисты(пасха)россия-уник
страна она менятся но не развив.Внешн
изм-ся а внут нетШестов- Только с помощью
религии, веры, считал он. Там, где начинается
вера, возможности разума кончаются. Следовательно,
смысл человеческого спасения и свободы
- «прорыв» к Богу. «Надо дойти до той черты,
за которой чары Сократа теряют власть
над человеком, за которой ждет нас так
страстно ожидаемая свобода; надо последовать
за Авраамом», - утверждал Л. Шестов
Булгаков развивает теорию
двух Софий: божественной и сотворенной.
Божественная София принадлежит идеальному
миру, она находится вне времени, сотворенная
София раскрывается в мире вещественном,
осуществляется во времени. Так как положительное
содержание мира тождественно содержанию,
которое было в боге до акта творения,
сотворенная София близка Софии божественной,
которая есть “вечное человечество в
Боге”
10) полное разочарование в силе разума,науки.
Мировоззрение:1)ни в природе,ни
в общ-ве нет законов и законом-ей. Все
случано и непредсказ. 2)чел-к неразумное
сущ-во 3)мир познать невозможно при помощи
разума, а при пом интуиции можно 4)искусство-высший
вид знания 5)полностью отрицают прогресс.Шопенгауэр:в основе мира лежит воля.все
что есть в мире управляется волей.чел-к
игрушка в руках воли. Он вводит в фил-ю
буддизм. Идеи буддизма: 1)жизнь есть страдания.источник
страдания-наши желания.чтобы избавиться
от страд нужно избав от желан.2)идея сверхчеловека.Ницше: 1)в мире господствует воля
в власти(гл.принцип жизни) 2)всех людей
можно поделить на 2 группы:меньшинство
и большинство. Меньш-воля к власти. Больш-
масса 3)критикует совр христианство.религия
проповед(возлюби слабого и возненавидь
сильного)-считает что христ говорит быть
слабыми.
11) Позитивизм
-в качестве главной проблемы рассматривает
вопрос о взаимоотношении философии и
науки. Главный тезис позитивизма состоит
в том, что подлинное знание о действительности
может быть получено только лишь конкретными,
специальными науками.1Первая историческая
форма позитивизма :о началах всего сущего,
о всеобщих принципах бытия, знание о которых
не может быть дано в непосредственном
чувственном опыте.Вторая историческая форма
позитивизма Основные течения — махизм
и эмпириокритицизм. Махисты отказывались
от изучения внешнего источника знания.
Главную задачу философии видели не в
обобщении данных частных наук (Конт),
а в создании теории научного познания.
Рассматривали научные понятия в качестве
знака для экономного описания элементов
опыта — ощущений. третья форма позитивизма
— неопозитивизм или аналитическая философия,
имеющая направление. Логический позитивизм
В центре внимания проблема эмпирической
осмысленности научных утверждений
Четвертая форма позитивизма
— постпозитивизм характеризуется отходом
от многих принципиальных положений позитивизма..
Рост научного знания заключается в выдвижении
смелых гипотез и их опровержении.
12) экзистенциализм появился после
1ой мир войны. Причины рождения: 1)войны
техники,основ на науке. 2) сущ 3 тоталитарных
режима: сталинизм,фашизм,мусалини.
Гл.проблема: как жить чел-ку в условии
вражд общества, в условии несвободы. (экзистения-сущ-ие,жизнь,челов
бытие) жизнь чел-ка целая череда переживаний.
1) гл.чувство проход через всю жизнь-страх
2) чувство одиночества 3)чувство заботы,тоски.
2 проблема: личность и общество:чел-к
не выбирает общество в кот он живет=>могут
возникнуть конфликты. Есть 2 выхода:либо
быть белой вороной,либо следовать правилам
3 проблема:человеческая сущность:человек
рождается от природы никаким,проект.свою
сущ-ть он обрет соверш поступки в жизни,делая
выбор.
4 проблема: «пограничной ситуации»
- ситуация между жизнью и смерть,когда
чел уже не может притворяться. Критикуют
науку и технику.чел уже стал подчиняться
технике,он становится зависим от нее.
13) Бытие-это все,что
имеет место быть, все, что существует. бытье является
основой всего многообразия прир мира
2значения:означает
всё сущ-ее(всё что сущ-ет, имеет место
быть), означает первооснову, первопричину
мира.рассматривается как субстанция 2направления: 1материализм-учение,
полагающее, что в основе мира лежит материальное
начало«физическое, телесное,вещественное»А
духовное и психическое возникает на опр.
Этапе развития мира.2-идеализм-учение
полагающее, что в основе мира находится
духовное начало(мировой разум, мир ,душа,
воля, бог)
Дуализм-учение
полагающ что в основе мира находятся
2 начала мат и дух-е.Виды бытия 1 предметно-мат-й.а-мир
природы,б-мир мат культ чел-ка.культура-созданное
чел-ком.2вид-духовно психич бытие.а-индивидуальн
духовн мир отдельного чел-ка.б)дух жизнь
всего общ-ва, наличие идей ценностей,
переживаний имеют знач для всего общ-ва.3-неповторимая
жизнь отдельного человека-поток событий,
кот происходит с человеком.
14)Содерж понятия
материя историч меняется т.е. меняется
человеч представл о том, что такое материя(вода,
огонь).Вещ-во имеет атомарную структуру(демокрит)
материя имеет протяженность.18в Гюген-мат
объекты способны к развитию.вся классич
физика базируется на этих постулатах.материя
может сущ-ть в виде полей, происх сильн
и слаб взаимодейств. 4вида сост материи:
как вещ, как поле, плазменное сост, физич
ваакум.Главные признаки жив материи-клетка.3уровня-(микро-макро-мего)+мирГлавный
принцып совр понимания природы-принцып
развития.Процессам эволюц подверж жив
и нежив природа, меняет своё кач сост.Философск
опр-е материи.Материя-понятие для обознач
объектов реальности кот сущ до и независимы
от человеч сознания.Свойства1несотворима
и неуничтожима, она бесконечна как вширь
так и вглубь, она обладает структурносьтю,она
объективна, способна к изм-ю и развитию.
15 Пространство и время раасм
как формы сущ-я природного и соц мира.Пространство
обл главн хар-кой –протяженностью-размерность,
а время обладает длительностью.Сущ-ет
2 проблемы в понимании простр и врем:1я
они объективны или субъективны,2я зависят
или не зависят от нашего сознания. Пространство
и время объективны.Сущ до и независимо
от человека.2я точка зрения-прост и вр
субъективны они явл-я способом нашего
понимания окр мира.Кант-животное и чел-к
видят по-разному.Простр и вр –субъективны.Физич
время-время кот опр-я природн процессами.Биологич
время.Психич время-наше душевн переживаие.Соц-историч
время.Хар-ки во времени-величина пост.2точки
зрения:1яСубстанциальная концепция.Платон-пространство-огромная
пустота, а время течет от прошл к будущ.2яреляционная
концепция.3многомерное.