Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Философия"
17) сознание-1) это высш форма отраж внешн мира в голове чел-ка. 2)вся информ приходит к нам из органов чувств.
Эволюция форм отраж или биолог предпосылки сознания: в неживой природе отражение рассматр как процесс взаимод-я, в рез-те которого происход какие-либо измен.
Раздражимость- способность реагиров на воздейств внешней среды.
Сущ-ет специализ-я чувствит-ти: каждое жив-ое строит свое поведение на основе генетич программы, кот дана ему от природы. Но высш жив строят повед: а)на основе генетич прогр б) на основе опыта,кот они усваивают в процессе жизни. Практическое «ручное» мышление (у высших животных)
18)необход и достат услов для возникн созн-налич общ-ва.чел-к чтобы жить в прир вынужд природу приспос под себя. Все для своей жизни он должен созд своим трудом.он произв то,чего в прир нет.Деят-ть чел-ка осознанная:есть цель,способы ее достиж,орудия труда. Чем более усложнялся труд,тем более измен чел предок.=>в рез-те труда возникло чел общ-во и сам чел-к. процесс антропосоциогенеза: по мере форм чел-ка форм общ-во.
Мышление: 1)практически-ручное 2)логическое
3)абстрактное Язык-сист знаков,кот созд для обозн,перед
и хран информ. Знаки:звуки,жесты,поза,
20) в философ процесс познан рассматр
во взаимосвязи со всеми другими формами
отнош чел-ка к миру. Выдел 3 типа отношения
чел-ка к миру:1)практически-
Может ли чел при помощи своего сознан познать окр мир? Ответы: агностицизм-учение,отриц возможн познания законов и закономерн окр мира. Аргументы: 1) Юнг:мы восприним мир через органы чувств 2) Кант:внешн сторону явл мы знать можем,но мы никогд не сможем знать причин и законов явлен. Скептицизм- наши знания в мире не точны,приблизительны.мы можем мир познать,но знания не достоверны. Конвенциализм-большинств наших знан это рез-т договоренности между людьми. Гносиологический реализм-мир познаваем,но проц познан оч сложен . в нем знан соседств с заблужд и отдел-ть одно от друг сложно.
22). истина применима
только к знанию,т.е.только знание может
быть истинным или ложным.(истиной обладает
только субъект)Классическое определение:
истинное знание-знание,содержание которого
соответствует действительности.Конвенциальна
Абсолютность закл в том,что в нем есть такое
содержание,кот не отбрасывается со временем,а
лишь только дополняется и уточняется.Относительность
закл в том,что в ней есть такое содержание,которое
постоянно меняется,добавляется,
23). Специфика научного
познания:1)Научное познание стремится
к выявлению законов и закономерностей.
Выявить причинно-следственные связи.2)Оно
рационально,построено на логике,на доводах
мышления и разума.3)объективно,т.е.не зависит
от установок,ценностных позиций исследования.Дает
знание о предмете,какой он есть на самом
деле.4)Наличие спец.языка или терминологии.5)Наличие
специальных методов и способов получения
знания.Наличие приборов и установок.6)Знание
обоснованное,аргументированное и систематизированное.7)
24). Эмперический
уровень познания-исследование,которое
осуществл-ся на основе опыта:наблюдения
и эксперимента. Цель: установление научных
фактов:выявить свойства,размеры,параметры.
Теоретический-создаются различные концепции,объясняющие
научные факты.Формируются законы,закономерности.Закон-
Формы научного знания:Научный факт-знание,кот является
результатом эмперического исследованияНаучное
проблема-знание,в кот фиксируется недостаточность
средств для объяснения какого-либо явления
или проблем.Научная идея-знание интуитивное,дающее
предварительное объяснение научной проблемы
Гипотеза-знание,дающее объяснение явлению,формирующее
предварительные закономерности его функционирования,но
оно носит вероятностный характер.Теория-окончательное
полное объяснение явления,которое обладает
эмперической подтверждаемостью и логической
непротиворечивостью Виды теорий: описательная,дедуктивная,
25) Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
26. классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, выявление этих связей как условие научного описания и объяснения мира.Связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире постнеклассическая рациональность. Расширяет поле осмысления деятельности, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем анализируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. постнеклассический тип рациональности – неразрывное соединение всех трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Наука переходит к человекомерным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек. «Чистота» объекта познания невозможна в принципе, поскольку мы сами – заинтересованная сторона.
27. общество-это отделившаяся от природы часть мат мира,которая развив-ся сама по себе и живет по собственным отличным от природных законам.Общество-целостная система живой организации,кот является результатом совокупной деятельности людей,направленная на производство и воспроизводство их собственной жизни.
Производственная деят(труд)-основа существования общества.
Концепции: 3 теории отвечают на 1 вопрос: что является основой и главн фактором развития общества:
Натуралистическая теория сущности общества: основой сущности и развития общества является природа(климат,геогр среда,наличие природн ископаемых,наличие рек и морей)
Впервые озвучена Монтескье в 18в,считал,что климат и геогр среда определяют характер политич правления в обществе.
В 19в эта теория предстала в виде: развитость страны определяется богатством природных ресурсов(эта Т не верна-прямой зависимости между прир.ископ. и развитостью мы не наблюдаем)
В нач 20в возникла «теория проклятия ресурсов»:наличие в стране нефте-газовых ресурсов блокируют развитие в ней инновационной экономики,основ на наукоемких технологиях.
Вывод: природа может являться как стимулом,так и преградой для развития общества.
Идеалистическая
теория сущности общества: гл.фактором развития общества
явл-ся наличие в нем идей,которые способствуют
его продвижению вперед:религиозных,
по мнению Вебера огромную роль в развитии общества играет религиозный фактор.
Политические идеи: 1) начиная с 1917 года россия пошла по пути воплощения социализма2)менталитет народа может и способствовать и тормозить развитие общества 3) Материалистическая теория: сторонники Т маркса утвержд что развитие общества,его способность изменяться по пути прогресса,определяются уровнем развития материально-производственной сферы. «производительные силы» 1)человек,наделенный умениями и навыками 2) средства производства
28) 1)Отношения внутри животного
общества регулируются законами и закономерностями.
Жизнь в обществе регулируются соц.нормами:
табу,запреты,традиции,нормы,
2)Животное с рождения
приспособлено к природе –
человек нет,он все предметы
для своей жизнедеят должен
производить. Производственная деятельность-
Природа-основа существования общества,дает вещество,энергию,информацию.
Природа-окружающая среда,климат,почва,полезные ископаемые,водные ресурсы.
3
этапа жизни общества:Господств