Шпаргалка по предмету "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Философия"

Файлы: 1 файл

filosofia_ekz2.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

16) структура сознания:1чувствительность или способность иметь ощущение восприятия и представления.2-способность мыслить(понятийно-логич мышление)3способность переживать, сфера эмоций.4 воля-контролирует всю деят-сть сознания.(5память)Уровни сознание-способ сущ-я чел-ка в окр мире.Самосознание-способность анализировать содерж своего собств сознания.Бессознание-75-80%, область, неконтролир сознанием.Мозг материален,мысль-идеальна.Мозг специализирован-опр структуры отвечают за опр функции.

17) сознание-1) это высш форма отраж внешн мира в голове чел-ка. 2)вся информ приходит к нам из органов чувств.

Эволюция форм отраж или биолог предпосылки сознания: в неживой природе отражение рассматр как процесс взаимод-я, в рез-те которого происход какие-либо измен.

Раздражимость- способность реагиров на воздейств внешней среды.

Сущ-ет специализ-я чувствит-ти: каждое жив-ое строит свое поведение на основе генетич программы, кот дана ему от природы. Но высш жив строят повед: а)на основе генетич прогр б) на основе опыта,кот они усваивают в процессе жизни. Практическое «ручное» мышление (у высших животных)

18)необход и достат услов для возникн созн-налич общ-ва.чел-к чтобы жить в прир вынужд природу приспос под себя. Все для своей жизни он должен созд своим трудом.он произв то,чего в прир нет.Деят-ть чел-ка осознанная:есть цель,способы ее достиж,орудия труда. Чем более усложнялся труд,тем более измен чел предок.=>в рез-те труда возникло чел общ-во и сам чел-к. процесс антропосоциогенеза: по мере форм чел-ка форм общ-во.

Мышление: 1)практически-ручное 2)логическое 3)абстрактное Язык-сист знаков,кот созд для обозн,перед и хран информ. Знаки:звуки,жесты,поза,действие. Знак всегда материален.у знака есть идеальное содерж, он несет инф кот подразумев.

19) Фрейдизм — психологическая концепция начала З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.Гипотизы 1каждое психическое явление имеет определенную причину;2бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;3существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения»  опыт с зонтиком.Неофре С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».— это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах». По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

 

 

 

 20) в философ процесс познан рассматр во взаимосвязи со всеми другими формами отнош чел-ка к миру. Выдел 3 типа отношения чел-ка к миру:1)практически-преобразовательное 2)познавательное 3)ценностное

Может ли чел при помощи своего сознан познать окр мир? Ответы: агностицизм-учение,отриц возможн познания законов и закономерн окр мира. Аргументы: 1) Юнг:мы восприним мир через органы чувств 2) Кант:внешн сторону явл мы знать можем,но мы  никогд не сможем знать причин и законов явлен. Скептицизм- наши знания в мире не точны,приблизительны.мы можем мир познать,но знания не достоверны. Конвенциализм-большинств наших знан это рез-т договоренности между людьми. Гносиологический реализм-мир познаваем,но проц познан оч сложен . в нем знан соседств с заблужд и отдел-ть одно от друг сложно.

21). Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.К формы:Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

22). истина применима только к знанию,т.е.только знание может быть истинным или ложным.(истиной обладает только субъект)Классическое определение: истинное знание-знание,содержание которого соответствует действительности.Конвенциальная концепция истины:ист.знание-знание,кот соответствует основополагающим договоренностям-аксиомам.Когерентная концепция:ист.знание-знание,которое соответствует законам логики.Програматистская концепция:знание,использование которой всегда приводит к практическому успеху.2 характеристики истины: 1)абсолютность ист.зн. 2)относительность ист.зн.

Абсолютность закл в том,что в нем есть такое содержание,кот не отбрасывается со временем,а лишь  только дополняется и уточняется.Относительность закл в том,что в ней есть такое содержание,которое постоянно меняется,добавляется,конкретизуется.В любой ист.зн.есть момент относительности и абсолютности.Ложное знание-зн. Противоположное истинному,это осознанное искажение истины Заблуждение-неосознанное искажение истины.

23). Специфика научного познания:1)Научное познание стремится к выявлению законов и закономерностей. Выявить причинно-следственные связи.2)Оно рационально,построено на логике,на доводах мышления и разума.3)объективно,т.е.не зависит от установок,ценностных позиций исследования.Дает знание о предмете,какой он есть на самом деле.4)Наличие спец.языка или терминологии.5)Наличие специальных методов и способов получения знания.Наличие приборов и установок.6)Знание обоснованное,аргументированное и систематизированное.7)Познанием занимаются специально подготовленные профессионалы.

24). Эмперический уровень познания-исследование,которое осуществл-ся на основе опыта:наблюдения и эксперимента. Цель: установление научных фактов:выявить свойства,размеры,параметры.Происходит первичное обобщение,выводы,систематизация,классификация. Это базовый уровень

Теоретический-создаются различные концепции,объясняющие научные факты.Формируются законы,закономерности.Закон-знание о внутр, существенной,повторяющейся,устойчивой связи методы явлениями.Теория-высшая форма знания.

Формы научного знания:Научный факт-знание,кот является результатом эмперического исследованияНаучное проблема-знание,в кот фиксируется недостаточность средств для объяснения какого-либо явления или проблем.Научная идея-знание интуитивное,дающее предварительное объяснение научной проблемы Гипотеза-знание,дающее объяснение явлению,формирующее предварительные закономерности его функционирования,но оно носит вероятностный характер.Теория-окончательное полное объяснение явления,которое обладает эмперической подтверждаемостью и логической непротиворечивостью Виды теорий: описательная,дедуктивная,аксиоматико-дедуктивные,гипотетико-дедуктивные,конструктивные,математизированные.

 

 

 

25) Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

дедукция - движение от общего к частному;

индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

26. классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, выявление этих связей как условие научного описания и объяснения мира.Связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире постнеклассическая рациональность. Расширяет поле осмысления деятельности, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем анализируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. постнеклассический тип рациональности – неразрывное соединение всех трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Наука переходит к человекомерным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек. «Чистота» объекта познания невозможна в принципе, поскольку мы сами – заинтересованная сторона.

27. общество-это отделившаяся от природы часть мат мира,которая развив-ся сама по себе и живет по собственным отличным от природных законам.Общество-целостная система живой организации,кот является результатом совокупной деятельности людей,направленная на производство и воспроизводство их собственной жизни.

Производственная деят(труд)-основа существования общества.

Концепции: 3 теории отвечают на 1 вопрос: что является основой и главн фактором развития общества:

Натуралистическая теория сущности общества: основой сущности и развития общества является природа(климат,геогр среда,наличие природн ископаемых,наличие рек и морей)

Впервые озвучена Монтескье в 18в,считал,что климат и геогр среда определяют характер политич правления в обществе.

В 19в эта теория предстала в виде: развитость страны определяется богатством природных ресурсов(эта Т не верна-прямой зависимости между прир.ископ. и развитостью мы не наблюдаем)

В нач 20в возникла «теория проклятия ресурсов»:наличие в стране нефте-газовых ресурсов блокируют развитие в ней инновационной экономики,основ на наукоемких технологиях.

Вывод: природа может являться  как стимулом,так и преградой для развития общества.

Идеалистическая теория сущности общества: гл.фактором развития общества явл-ся наличие в нем идей,которые способствуют его продвижению вперед:религиозных,политических,морально-этических,научных и др.большую роль играет менталитет народа.

по мнению Вебера  огромную роль в развитии общества играет религиозный фактор.

Политические идеи: 1) начиная с 1917 года россия пошла по пути воплощения социализма2)менталитет народа может и способствовать и тормозить развитие общества 3) Материалистическая теория: сторонники Т маркса утвержд что развитие общества,его способность изменяться по пути прогресса,определяются уровнем развития материально-производственной сферы. «производительные силы» 1)человек,наделенный умениями и навыками 2) средства производства

28) 1)Отношения внутри животного общества регулируются законами и закономерностями. Жизнь в обществе регулируются соц.нормами: табу,запреты,традиции,нормы,морали. Все первые соц нормы возникли из 3х табу: запрет на убийство,пищевой,половой). Потребность совместной деятельности вызвало введение новых норм,отношений.

2)Животное с рождения  приспособлено к природе –  человек нет,он все предметы  для своей жизнедеят должен  производить. Производственная деятельность-основа существования любого сообщества.

Природа-основа существования общества,дает вещество,энергию,информацию.

Природа-окружающая среда,климат,почва,полезные ископаемые,водные ресурсы.

3 этапа жизни общества:Господство природы над обществом: ее особенности определяют вид хозяйственной деят-ти. До 17в общество крайне не развито. Богатство гос-ва определяется плодородием почвы,наличием рек,ресурсов.До середины 20в-господство общества над природой-индустриальное общество. Нещадная эксплуатация природы(нефть,кголь,газ)Экологический кризис-ситуация,когда природа теряет возможности компенсировать врд,который наносит ей деятельность общества.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Философия"