Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:15, шпаргалка
Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человековедении. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности.
Сходство и различия наук.
Философия является интегральной формой научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человековедении. Социальная философия, философия культуры, философия истории, философия антропологии выступают методологией и обновлением исходных посылок социально-гуманитарных наук. Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа научной рациональности. Так в рамках классической науки складывался логико-гносеологический подход (рационалистический) к изучению социальных феноменов и явлений культуры, включая человека. В XX в. Изменяется сама методология социально-гуманитарного познания. На первое место выходит не познание зависимости социальных процессов и сущности человека, а раскрытие отношений человека к миру (естественному и искусственному), и к самому себе. Так постепенно в рамках парадигмы неклассической науки формируется философско-антропологический подход, дающий акцент на проблемы онтологии, антропологии и аксиологии.
Если в распространении
философская проблема – «Я» и
«ДРУГОЙ». В социальной философии
большое внимание уделяется исследованию
феномена повседневности. Повседневная
жизнь – жизнь людей в
В методологии 21 века формируется новая постантропологическая парадигма, основанная на реалистическом учете человека влиять на окружающую действительность.
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ и ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО_ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
Анализируя специфику
социально-гуманитарного
- его предмет – культура, а не природа, - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи;
- непосредственные объекты
его исследования –
- его конечный результат
– не открытие законов, а
описание индивидуального
- сложный очень опосредованный
способ взаимодействия с
- для наук о культуре
характерен идеографический
- объекты социального
знания неповторимы, не
- абстракции и общие
понятия в гуманитарном
-в социальном познании
должен быть постоянный учет
всех субъективных моментов; если
в естественных науках их
Познание является разновидностью и особой формой деятельности, сохраняет общую структуру: субъект, который ее осуществляет, объект, на который она направлена; результаты, которые предполагается получить при осуществлении деятельности, а также методы, с помощью кот. деятельность осуществляется.
Субъект – источник
предметно-практической и
компоненты деятельности:
постановку цели; выбор и определение
объекта, формирование плана или
программы самой деятельности, фиксацию
ее этапов, контроль промежуточных
результатов, переход от одного этапа
к другому. В сфере познания субъект
определяет предмет исследования, выделяя
его как некий срез противостоящего
ему объекта, также выстраивает
концептуальную и эмпирическую модели
познания предмета. В современном
познании субъект проектирует ряд
условий познания данного предмета,
переходит основные этапы процесса
познания, опираясь на те, которые в
наибольшей степени соответствуют
характеристикам и самой
Коллективный субъект
социально-гуманитарного
- развитым «эмоционально-
- общее мировосприятие,
взаимоприемлемые культурно-
Смысл и ценность
этого познания складывается
из реального опыта
Анализ опыта таких субъектов –раскрывает субъективные закономерности общества и культуры: интересы, цели, ценностные ориентации и т.д., но прежде всего – позицию самого субъекта познания, его мировоззрение, ценностные ориентации и установки, выбор аспектов рассмотрения объектов, смысловые стороны и отношения.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ В НАУКАХ.
КОММУНИКАТИВНАЯ
Обстоятельно анализируя опыт своих предшественников, Ю.Хабермас тем не менее определяет свою теорию не как метатеорию, а как оригинальную социальную концепцию, которая позволит найти возможность для рационализации самой рациональности, выявить, говоря словами автора, «потенциал для разума» и ориентирована на «понимание», на развитие теории познания другими средствами.
Характеристику теории коммуникативного действия начнем с того, что Ю.Хабермас определяет общество как социально-культурную систему, которая развивается путем освоения внешней природы в процессе производства, а также создания внутренних структур посредством социализации с помощью инструментальных и социальных действий. С момента возникновения человеческого общества процесс труда, понимаемый как инструментальное действие, и межличностные отношения (интеракция, процесс общения и др.) как коммуникативные действия тесно связаны.
Социальное действие должно носить коммуникативный характер: коммуницирующие субъекты совместно вырабатывают интерсубъективные смыслы (цели, ценностные ориентиры и др.), координируют свои действия в соответствии с достигнутыми соглашениями, способствуя развитию процессов социальной интеграции и солидаризации на новой основе. Этот процесс Ю.Хабермас обозначает через понятия «коммуникативной рациональности» и «коммуникативного действия», которые являются основными для его социокультурной концепции в целом и его проектов.
Согласно Хабермасу, рациональной может быть личность с трезвым взглядом на мир, способная к саморефлексии, природные потребности которой контролируются разумом; иначе: рациональность может выступать как субъективный разум. Напротив – тогу, кто систематически обманывает себя, можно назвать иррациональной личностью. С рациональностью мы связываем способ удовлетворения не только материальных, но и идеальных потребностей, а это помимо чисто духовных, религиозных, интересов еще и разного рода телеологические действия, направленные на реализацию определенных целей. Особенностью телеологического действия является то, что оно осуществляет выбор между альтернативами и тем самым оказывается стратегическим практическим действием, реализующимся в самых разных областях. Поэтому помимо когнитивно-инструментальной рациональности мы можем говорить также о морально-практической рациональности, рациональности права, эстетически-практической рациональности и др., которые и определяют рациональную направленность жизни в целом.
Мы видели, что понятие коммуникативной рациональности используется Хабермасом для обоснования теории социальной рациональности, идущей от М.Вебера, смысл которой сводился к раскрытию неоднозначного воздействия рациональности на социально-культурную среду: стремительно, но односторонне развивающаяся техническая цивилизация разрушает культурную структуру общества, природные начала в человеке, его личностную сферу, искажает его цели. В традициях Франкфуртской школы Хабермас развертывает тезис ее основателя М.Хоркхаймера о том, что развитие научно-технической рациональности идет по ложному пути: она способствует вторжению формальных, абстрактных и несоответствующих подлинно человеческой рациональности правил и целей в ранее не подвластные ей области – культуру, язык, философию и др., что приводит к пагубным последствиям, вызывает регрессивные социально-антропологические изменения. Это важные аспекты концепции коммуникативной рациональности, но все-таки, на наш взгляд, ее суть в другом.
Коммуникация может выступать
и как процессуально-
Коммуникация и как
способ организации через сообщества,
ставящие своей целью интерпретировать
ценности, и как выступающая в
форме спонтанных коммуникативных
процессов рассматривается Ю.
ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО_ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.
Понятие «ценности» указывает на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. В этом случае говорят об этических, религиозных, научных и др. ценностях. (Уайтхед, Кун)
Виндельбанд отождествлял ценности с нормами. Нормы регулируют нравы в общ-ве и лежат в основе теоретической и эстетической деятельности. Важные нормы – ценности – истина, доброта, религия, искусство, наука, правопорядок. Ценности являются целями и идеалами деятельности.
Современные исследователи – ценность - невербализуемые «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интернациональной структуры личности, в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания – обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего).
Ценность – нечто
значимое, должное, нормативное,
регулируемое, направляющее деятельность,
первичное устремлено
Предмет социально-
Ценностные ориентации научного познания:
-ценностные факторы объективной стороны познания ценностно характеризует то, на что направлена познавательная деятельность, что вызывает познавательный интерес.
- процессуальные ценностные ориентации – идеалы и норма описания знания, его организации, обоснования, доказательности, объяснения, построения, обусловлены областями познания, социально- культурными формами, причинами познания и применения знания.
- идеалы познания –
красота, простота, единство –
ценностно-гносеологические
- высшая ценностная
ориентация познания - социальная
ответственность науки,
- эвристические ориентации
помогают получить истинное