Герменевтика постепенно
становится методологией социально-гуманитарногопознания.
Процедура прочтения текста в определенном
культурно-историческом контексте находит
сегодня широкое применение в психологии,
социологии, филологии, исторических,
экономических и юридических науках.
РОЛЬ ЯЗЫКА
В ПОЗНАНИИ.
Диалектический материализм
учит, что язык непосредственно и
неразрывно связан с мышлением. Этой
неразрывной связью языка и мышления
определяется и роль языка в познании.
Мысль, будучи отражением в
голове человека окружающей нас материальной
действительности, является вторичной
по отношению к материальному
миру и имеет идеальный характер.
Однако противопоставление материального
идеальному правомерно лишь в рамках основного
вопроса философии.
При естественнонаучном подходе
к вопросам мышления нетрудно убедиться,
что идеальное, мысль, не существует
иначе как в неразрывной и
непосредственной связи с материальным,
являясь свойством последнего. Эта
связь проявляется в следующем:
а) мышление, как процесс
обобщенного и опосредствованного
отражения действительности, исторически
возникло вместе с появлением человека,
в процессе развития его трудовой
деятельности. Возникновение мышления
было подготовлено всем предшествующим
развитием материального мира;
б) любая мысль, возникающая
в голове человека, является функцией,
продуктом высокоразвитой материи
— головного мозга;
в) любая мысль, возникающая
в голове человека, по своему содержанию
и по своей форме является не чем
иным, как отражением материального
мира. Объектом нашего изучения могут
быть не только предметы и явления
материального мира, но -и явления духовные
(например, понятия, суждения и умозаключения).
Но и в этом случае мы опосредствованным
пут*ем отражаем материальную действительность,
поскольку и содержание и форма каждого
отдельного понятия, суждения и умозаключения
являются отражением материального мира;
Итак, познавательная функция
языка в ходе обмена мыслями между людьми
состоит в следующем:
1) закрепление познавательной
деятельности в языке делает
возможным сам факт обмена
мыслями между людьми, а следовательно,
является необходимым условием существования
самой общественной жизни. Через язык
человек узнаёт мысли другого человека,
посредством языка люди обмениваются
своим опытом в ходе производственной
деятельности, налаживают совместную
работу;
2) посредством языка
совершается процесс воспитания
и обучения подрастающего поколения.
Поскольку язык закрепляет наши
мысли о предметах окружающего
мира, обучающийся через звуковую
и письменную речь овладевает
теми знаниями, которые необходимы
для того, чтобы участвовать в
процессе общественного производства,
в процессе любой иной деятельности;
3) закрепляя в языке
наши знания, мы имеем возможность
передать весь наш опыт будущим
поколениям. С другой стороны,
овладевая через язык опытом
прошлых поколений, мы используем
их знания для расширения нашего
опыта, для получения новых
знаний, для развития общественного
производства;
4) поскольку язык закрепляет
не только наши знания об
окружающем нас мире, но и наши
чувства, настроения, переживания,
различного рода побуждения, мы
через язык узнаём и об этих
сторонах психической жизни людей
как настоящего времени, так и прошедших
эпох.
ВЕРА И ЗНАНИЕ.ДОСТОВЕРНОСТЬ
и СОМНЕНИЕ.
Трактовка познания
как процесса, включенного в культуру,
а также в исторически определенные
формы предметно-практической деятельности
и коммуникации — одна из главных
предпосылок философско-методологического
анализа социально-гуманитарного
знания. Такой подход к научному
знанию с необходимостью выявляет в
нем малоизученные в классической
теории познания компоненты, не охватываемые
традиционными категориями как
не относящиеся к рациональному
познанию. Среди них значимое место
занимает вера в ее соотношении с
сомнением и знанием — тема,
которая «изгоняется» из «точного»
естественно-научного знания. При этом
имеется в виду не религиозная вера но
вера вообще как состояние сознания, не
испытывающее сомнения, принимающее события,
высказывания и тексты без доказательств
и проверки. Это явление не отвечает научным
критериям, но вместе с тем тема веры, достоверности,
сомнения оказывается одной из фундаментальных
в познавательной деятельности, особенно
в неформализованном, нематематическом
либо интуитивном и метафорическом знании
об обществе, культуре, человеке, его сознании
и жизни.
Социально-гуманитарные
науки, в отличие от естествознания
не забывающие о своих корнях
в «человеческих смыслах» и
отношениях, рассматривают веру
и верования человека прежде всего
как данность его бытия среди людей. Так,
Гуссерль видит основу «наук о духе» и
достоверность познания в «жизни» или
«жизненном мире». Именно очевидности
«жизненного мира» и выступают у Гуссерля
критерием достоверности.
Идеи Витгенштейна
о вере, достоверности, уверенности также
близки традиции, где познание не сводится
к науке, к естествознанию, но имейся в
виду обыденное, опытное, жизненное знание,
а также гуманитарное — филологическое,
историческое, теологическое. Витгенштейн
раскрывает достоверность в ее социокультурных,
коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность
в целом, а не только познание или общение
невозможны без веры, доверия, принятия
знания как достоверного. Опираться на
некоторые достоверности, несомненности
— это и есть «форма жизни». Как «форму
жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую
деятельность, говорение, «языковые игры».
Языковая игра» понимается как некоторая
языковая форма межличностного общения,
выбранная на основе правил и норм, конвенции
и верований.
Как «жизненные
феномены», имеющие свои функции
в контексте бытия, рассматривал
веру и верования известный
испанский философ культуролог
X. Ортега-и-Гасет, противопоставлявший
роль идей и верований в бытии человека.
Идеи как результат интеллектуальной
деятельности и воображения включают
в себя и обыденные мысли, и строгие научные
теории — все то, «что приходит в голову»
человеку. Он их творит, распространяет,
оспаривает и даже способен умереть в
борьбе за них, но, в отличие от реальной
жизни — ее мы проживаем, — идеи принадлежат
сфере интеллектуальной жизни, которая
конструируется как «ирреальность».
В отличие
от идей, верования не являются
плодом наших размышлений, мыслями
или суждениями, они совпадают
с самой реальностью как наш
мир и бытие. Верования —
это другой жизненный феномен,
нежели идея, мы в них пребываем
как «пребывают в уверенности»;
о них не размышляют, но с
ними всегда считаются. Являясь
основанием жизни, базисной предпосылкой
и условием наших действий, верования
присутствуют в нас не в
осознанной форме, а как «скрытое
значимое нашего сознания». По
этой причине мы их обычно
не осознаем, не мыслим, но они
воздействуют на нас неявно. Среди
самых значимых в европейской культуре
является вера в разум интеллект. Как бы
она не менялась и не критиковалась, человек
по-прежнему рассчитывает на действенность
своего интеллекта, активно конструирующего
жизнь.
Вера присутствует
и в структуре научного знания.
Как правило, исследователи стремятся
предельно ограничить в науке
область веры, что является одним
из важных требований научности,
но одновременно многие мыслители,
особенно в сфере философии
и культуры, признают конструктивную
роль веры в познании.
Вера стоит
сама по себе и на своих собственных
основаниях. Она не может быть снята
с этих оснований и помещена на
основание познания... она разрушается.
Тогда это уже более не вера, а знание.
В научно-исследовательскую
деятельность ученого различного
рода верования входят в таких
формах, как личностное неявное
знание, представленное в форме
индивидуальных навыков и умений,
практического знания, знания о
пространственной и временной
ориентации, двигательных возможностях
нашего тела. Признание эвристической
значимости неявного знания, в свою очередь,
влечет за собой введение субъективной
веры. Часто вера как субъективная уверенность
является началом и источником знания.
Вера присутствует также и как доверие
к показаниям органов чувств, которое
коренится в чувственно-практической
деятельности человека; в отнесении объектов
к определенному классу вещей, событии.
Сомнение
— это состояние беспокойства
и неудовлетворенности, заставляющее
действовать с целью его устранения,
порождающее желание перейти
к состоянию верования — спокойного
и удовлетворенного. Итак, сомнение,
усилие для его преодоления
— это стимул исследования
и достижения цели.
Признание
конструктивной роли веры в
повседневности, в познавательной
и преобразующей деятельности
дает возможность по-другому оценить
соотношение веры и сомнения
в познании. По-видимому, нельзя однозначно
решать вопрос в пользу сомнения,
если даже речь идет о научном
познании, широко использующем критико-рефлексивные
методы. За этим, по сути, стоит
вопрос о степени доверия Убеждениям,
интуиции ученого, его творческому
воображению.
Важнейший
аспект веры — ее соотношение
с истиной. Проблема соотнесения
веры и истины, обращения веры
в истину, принятия истины на
веру остается ведущей в работах,
посвященных проблеме веры, при
этом подходы варьируются в
зависимости от понимания того,
что есть вера и что есть
истина. Положительная оценка веры
дается тогда, когда ею пользуются
для признания особого рода
положений, например, о том, что
природа завтра будет следовать
тем же законам, которым она
следует сегодня. Это истина, которую
не может знать ни один человек,
мы ее попросту принимаем на
веру в интересах познания
и нашей деятельности. Однако
в других подобных ситуациях
«принятие на веру» подвергается
жесткой критике. Необходимо признать,
что человек не может мыслить
и действовать без определенной
степени веры, она для него
«рабочая гипотеза», причем ему
приходится в своих поступках
исходить из истинности этой
гипотезы независимо от того,
подтверждается (опровергается) ли
это в короткий срок или
в результате усилий многих
поколений.
Вера и
истина — феномены различной
природы и сущности; вера существует
интуитивно-экзистенциально, а истина
— рационально-рассудочно. Они отличаются
прежде всего степенью близости к основаниям
жизни и «глубине нашей души», а также
эмоциональной окрашенностью или ее отсутствием.
Истиной считают такие научные знания,
как таблица умножения, теоремы, формулы,
законы логики и исторические факты. По
сравнению с ними «вера есть нечто гораздо
большее, более творческое и более жизненное».
Человек верит в то, что он воспринимает и
ощущает как самое главное в своей жизни».
Совместное рассмотрение веры и истины
лежит в русле экзистенциально-антропологической
традиции, которая глубоко укоренена в
европейской философии. Такой подход служит
важнейшим основанием для понимания философских
и методологических проблем социально-гуманитарного
знания и его природы.
СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
В ПЕДАГОГИКЕ.