Симона де Бувуар о феминизма и женской эмансипации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:14, реферат

Описание работы

Вторая половина XX века в мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Связано это, несомненно, с мощным феминистским движением, занятым, в целом, устранением социокультурной дискриминации по половому признаку.
В течение очень долгого времени феминизм существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. В настоящее время феминизм сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДАВОЛЬСТВИЯ             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

« БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

 

 

 

 

                                                                          

 

                                                                      Кафедра истории и  философии

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: Симона де Бувуар о феминизма и женской эмансипации

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: Студентка 2-го курса АЭФ

                                                                  группа 67 э

                                                                  Король Алеся Геннадьевна

                                                                  Шифр зачетной книжки: № 104100

                                                                  Проверила: Ломако Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012г.

Вторая половина XX века в мировой  культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Связано это, несомненно, с мощным феминистским движением, занятым, в целом, устранением социокультурной дискриминации по половому признаку.

 В течение очень долгого  времени феминизм существовал  как идеология равноправия женщин  и как социально-политическое  движение. В настоящее время феминизм сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития.

 В истории феминизма обычно  выделяют два этапа. Первый, охватывающий  период со времен Великой Французской  Революции и до 20-х годов ХХ  века, принято называть феминизмом первой волны. В США, Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Франции и других странах Европы главным требованием феминисток (Луиза Отто-Питер, Марион Рейд, Гарриет Тейлор, Лидия Беккер и др.) было юридическое равноправие мужчин и женщин (борьба за гражданское право участия женщин в голосовании, право на получение высшего образования, возможность работать, право развода и т.д.). Первая волна женского движения на Западе пошла на спад, когда была достигнута главная цель - избирательные права женщин.

 Второй этап, ознаменовавшийся  всплеском мощного феминистического  движения во второй половине  ХХ века, выдвинул принципиально  иные идеи и развернул борьбу  не столько в плоскости юридической  или социально-экономической, сколько  в сфере духа, выступая за революцию в сознании и радикальный пересмотр существующего взгляда на положение полов в обществе, их функции и взаимоотношения. Новое женское движение было протестом женщин против патриархального общества (общества с доминированием мужчин).

 Во время подъема второй волны женского движения выделилось по меньшей мере три направления феминизма: либеральный,  социалистический, радикальный.

 Либеральное направление феминизма  (Б. Фридан) видело неравноправие  женщин в отсутствии или недостатке  в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. "Женщина равна мужчине" - утверждал либеральный феминизм, исходя из представлений о равенстве полов.

 Социалистическое течение (З.  Эйзенстайн, Л. Гордон) отстаивало необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем. С позиции социалистического феминизма, вовлечение женщины в экономику является основной причиной угнетения женщин.

 Наиболее ярким и влиятельным направлением в философии феминизма второй половины ХХ века было радикальное (К. Миллет, С. Файерстоун, К. Дельфи). Приверженцы радикального феминизма подвергают критике "патриархальную культуру", считая общество и семью институтом подавления женщины, призывают к пересмотру существующей системы отношений между полами, к созданию новой культуры - свободной и нерепрессивной. В центре радикальной идеологии находится женская биология. С точки зрения радикальных феминисток, жестокость и притеснения по отношению к женщинам потому, что они   женщины, более существенная причина дискриминации, чем класс, этническая принадлежность, религия, и т. д. Для радикалок характерно обсуждение таких тем, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности   в сексуальной жизни. Показав, как женское тело и сексуальность подавляются и используются при патриархате, радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы   сексуальных домогательств, домашнего насилия, порнографии, абортов, использование контрацептивов и т.д.

 Современный феминизм представляет  собой явление очень неоднородное  по своему составу и распадается  на множество течений - либеральный,  радикальный, социалистический, марксистский, гуманистический, психоаналитический, экологический, культурный, постмодернистский и проч. феминизм. Общими для всех этих разновидностей феминизма является гендерный подход к пониманию природы человека, где в фокусе внимания оказывается пол человека и понятно, предметом интереса выступает "природа женщины".

Проблема женской природы, женской  идентичности, женственности, становление  женской личности было развито в  трудах теоретиков феминизма второй волны - французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986) и американской писательницы Бетти Фридан (1921-2006).

 Обе исследовательницы  поставили под сомнение существование  какой-то особой женской природы  за пределами биологии вообще  и утверждали, что любые рассуждения  на тему женской природы есть  уже проявление интеллектуального сексизма, поскольку женщину с её особой природой просто "придумало" для своего удобства маскулинно ориентированное общество. На самом же деле, что называется "от природы", женщина наделена такими же способностями и может выполнять все социальные и культурные функции, которые всегда считались прерогативой только мужчин. Таким образом, все теории об отличиях женской природы всегда использовались для оправдания субординации мужчин и женщин.

 Философским фундаментом  феминизма второй волны стала  работа Симоны де Бовуар "Второй пол", опубликованная в 1949 году, в которой впервые была поставлена проблема подавления феминного в культуре. Хотя сама С. де Бовуар феминистской себя не считала, её книга впоследствии стала своеобразной библией феминизма и до сих пор остается самым полным историко-философским исследованием положения женщины в современном обществе.

 В центре внимания  С. де Бовуар - женская личность  или "ситуация" женщины в  истории, заданная физиологией  и анатомией, психологией и  социальными традициями.

 Автор книги поднимает  множество вопросов, связанных с  женщиной: что такое "женский  удел", что стоит за понятием "природное назначение пола", чем и почему положение женщины  отличается от положения мужчины,  способна ли женщина состояться  как полноценная личность, и если да, то при каких условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их преодолеть?

 В своей работе  С. де Бовуар рассматривает  жизнь женщины на основе философской  методологии экзистенциализма, разработанной  Ж.-П. Сартром в книге "Бытие и Ничто". В специфике экзистенциальных отношений между мужчиной и женщиной писательница видит источник формирования представлений о природе женщины, человека "второго пола".

 Согласно концепции,  сформулированной С. де Бовуар, доминирующие социальные, экономические и идеологические структуры патриархата не допускают женщин к материальным и интеллектуальным ресурсам социума. Автор выдвигает следующую позицию: положение женщин в обществе качественно отлично от состояния человечества в целом, ибо мужчины сформировали мир, в котором женщина ("иная") обречена выступать "вторым полом". Женщина, с точки зрения С. де Бовуар, "самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно неё; она несущественное рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, она - Другой".

 Формулируя главные  основания феминизма, С. де  Бовуар утверждала, что быть женщиной  означает не столько принадлежность  к особой биологической категории  людей, сколько причастность к  особой социопсихической реальности - "женственности". Не столько биология, с точки зрения писательницы, сколько традиционалистская женственная эмоциональность и сопряженная самооценка задают и предопределяют тип распределения социальных ролей в обществе. Несмотря на то, что исторический опыт, по С. де Бовуар, демонстрирует достаточно широкий спектр жизненных позиций, которые могли занимать женщины, ни одна революция и ни одна освободительная доктрина не оказались в состоянии обеспечить реального равенства полов.

 Анализируя судьбу  женщины с младенчества до старости, С. де Бовуар показывает каким образом у девочек, а потом у девушек с помощью системы воспитания и навязываемых обществом культурных навыков формируется по отношению к мужчинам комплекс неполноценности. Согласно теории С. де Бовуар, в  девочке с первых же лет жизни развивают пассивность, которая изначально ей отнюдь не присуща. Мальчиков поощряют в их стремлении к самоутверждению: они должны уметь переносить удары, превозмогать боль, сдерживать слезы, нести ответственность за свои поступки. От девочки этого никто не ждет. Требования, которые предъявляют к мальчику, сразу ставят его выше девочки. Писательница показывает, как подобная "снисходительность" по отношению к девочке постепенно оттесняет ее на второй план, отводя ей по отношению к мужчине незавидную роль "другого".

 Исследуя процесс  становления женской личности, С.  де Бовуар приходит к выводу  о том, что феномен зависимости  внедрен в женское сознание  настолько глубоко, что женщина  сама гораздо скорее психологически  готова принять роль "второго", "другого", жертвы, чем сопротивляться.

 Откуда же в женщине  такая покорность? С. де Бовуар  связывает это с тем, что  пара "мужчина - женщина" изначальна  неразрывна, обе ее половины прочно  спаяны друг с другом; расщепление  общества по полам невозможно. Такова существенная особенность женщины: она "Иное" внутри целого, состоящего из двух необходимых друг другу начал. В схеме, предложенной С. де Бовуар, получается, что женщина не отстаивает себя как субъект потому, что не имеет для этого конкретных средств, ощущает неразрывную связь с мужчиной и зачастую роль "Вторичного Иного" ее устраивает, то есть в таком случае она может ощущать себя счастливой.

 Исследуя процессы  формирования женского самосознания, женской экзистенциальной ситуации  на всех этапах её становления, С. де Бовуар формулирует пародоксальный вывод о том, что "женщиной не рождаются, ею становятся" - фраза, ставшая крылатой для всех феминисток.

 Согласно теории С.  де Бовуар, рождается человеческое  существо, а в зависимости от  строения половых органов это существо попадает в "мужскую" или "женскую" ситуацию. "Мужская" ситуация есть ситуация собственно "человеческая", ситуация субъекта культуры, сливающегося с универсальным субъектом, который определяется через отделение от "другого", "женского", воплощающего в себе, напротив, все частное, единичное, осужденное на имманентность и телесную ограниченность. Изменить свою "ситуацию", с точки зрения С. де Бовуар, женщина может, лишь заняв "мужское" место в культуре.

 Тело женщины препятствует этим процессам, её физиология - "бремя". Материнство, беременность, менструация реально затрудняют путь женщины к "достижению трансцендентности", хотя С. де Бовуар доказывает, что отношение к этим феноменам во многом социально сконструировано: в культуре акцентирована, преувеличена значимость телесности в жизни женщины, здесь вообще тело оказалось соединено с понятием женского, в результате чего женское оказалось ограничено рамками тела. А тело, по С. де Бовуар, противостоит свободе.

 Общество, согласно авторской концепции, ограничивает свободу женщины, навязывая ей ложные представления о так называемой "женственности". Согласно традиционным представлениям, знакомясь с мужчиной, девушка не должна проявлять инициативу; по крайней мере, она должна ее максимально маскировать. Любая попытка девушки самоутвердиться вредит ее женственности и обаянию. Молодой человек, напротив, добиваясь независимости и свободы, одновременно завоевывает уважение в обществе. Поэтому для девушки характерно нарастающее ощущение разрыва между ее человеческим и так называемым женским назначением. Возникает конфликт между ее врожденным стремлением быть активным и свободным субъектом и ее эротической ролью, в соответствии с которой она должна вести и воспринимать себя как объект.

 Не отвергая того обстоятельства, что сексуальные различия будут  всегда оказывать значимое воздействие  на отношения полов, С. де  Бовуар утверждала, что женственность,  как особое социопсихическое  свойство, не должна оставаться  решающим инструментом самоопределения женщины в мире, равно как и компенсирующим механизмом в системе властных отношений между полами. Признание универсальной человеческой природы женщины и мужчины - основа того культурного переворота, который, с точки зрения С. де Бовуар, в состоянии предвосхитить истинную женскую эмансипацию.

 Рассуждая о женской свободе,  автор утверждает, что до тех  пор, пока не будет устранена  особая "ситуация" женщины, которая  создает в женщине пределы  ее личностного развития и  делает ее продуктом цивилизации,  истинная свобода для женщины невозможна. Свобода женщины, согласно философии С. де Бовуар, заключается в ее реальном профессиональном труде. В контексте идей С. де Бовуар, женщина обязана восстановить свое человеческое достоинство в процессе творческого самоутверждения, она в исторической перспективе, с точки зрения С. де Бовуар, "не может не обрести подлинную свободу и  равноправие". Автор полагает, что женщина может и должна быть свободной, но к этому должно стремиться все общество: "В существующем мире человеку надлежит добиться торжества царства свободы: и чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз".

Информация о работе Симона де Бувуар о феминизма и женской эмансипации