Симона де Бувуар о феминизма и женской эмансипации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:14, реферат

Описание работы

Вторая половина XX века в мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Связано это, несомненно, с мощным феминистским движением, занятым, в целом, устранением социокультурной дискриминации по половому признаку.
В течение очень долгого времени феминизм существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. В настоящее время феминизм сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 Важное место в феминистской теории занимает тема материнства. Принято считать, что "природным" назначением женщины является материнство, что именно в нем женщина реализуется полностью. Однако может ли современная женщина ограничить свои притязания рождением и воспитанием детей? С. де Бовуар доказывает, что материнство должно быть следствием свободного выбора, а не обременительной обязанностью, возложенной на нее родом. По сей день актуальны страницы, посвященные писательницей лицемерию борцов против абортов. Когда в середине 60-х годов ХХ века на Западе возникло новое женское движение, названное неофиминизмом, провозгласившее Симону де Бовуар своей вдохновительницей, она приняла активное участие в его акциях: возглавляла кампании протеста против женской дискриминации, требовала легализации аборта, распространения противозачаточных средств, обличала всевозможные формы насилия над женщиной.

 Очевидно, что книга "Второй  пол" написана   и это естественно   с определенной точки зрения: она отражает положение западной  женщины среднего класса середины ХХ века. Тем не менее один из важных выводов этой книги взят на вооружение всеми феминистками независимо от направлений: освобождение женщины полезно и выгодно не только ей, оно   необходимое условие также и для полноценного и свободного существования мужчины.

 С позиции С. де Бовуар, представления о "мужественном" типе поведения, о "настоящем  мужчине" столь же искусственны  и надуманны, как и представления  о том, какой должна быть "настоящая  женщина". Трудно разорвать порочный  круг, ведь каждый пол одновременно и жертва другого пола, и жертва предрассудков, связанных с его полом. Единственная возможность жить в мире   это развивать в себе способность к компромиссам. Мирное сосуществование полов возможно, надо только научиться уважать право каждого на самореализацию и взаимную свободу.

 Таким образом, Симона де  Бовуар положила начало традиции  социокультурного подхода к причинам  дискриминации женщин в обществе. Она показала, что общество конституирует  мужское/мускульное как позитивную  культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что "различия", культивируемые традиционной культурой, носят гендерный характер, т.е. общество надстраивает над физиологической реальностью еще некоторый социокультурный конструкт. В целом же, в концепции С. де Бовуар пол - просто частная физиологическая черта, телесная "метка", которая не должна иметь принципиального значения в жизни женщины.

 Хотя Симона де Бовуар  не употребляла термин "гендер" (одно из ключевых понятий современного женского движения) в своей книге, тем не менее всей логикой рассуждений она предвосхитила современный подход к проблемам пола. И в этом ее несомненная заслуга.

 Книга "Загадка женственности"  американской писательницы Бетти  Фридан, опубликованная в 1963 году, стала не только логическим продолжением "Второго пола" С. де Бовуар, но и развитием главной идеи этой книги, идеи становления женской личности. "Загадка женственности" представляет собой своеобразное психологическое эссе, воссоздающее коллективный портрет американки пятидесятых - шестидесятых годов ХХ века. Эта книга развеяла миф о благополучии женщин среднего класса, которые ограничили свой мир семьей.

 В своей работе Б. Фридан  описала то, что сначала назвала  "проблемой без названия", т.е. реальностью огромного количества американских женщин, которые, имея вполне безбедное и даже благополучное существование (дом, муж, дети, машина, клуб, теннис и т.д.), тем не менее, ощущали себя глубоко несчастными.

 Это самый настоящий кризис личности - женской идентичности, утверждает Б. Фридан. Причину такого положения и духовной неудовлетворенности женщин писательница видела в том, что они ради семейной гармонии отказываются от собственных желаний под влиянием средств массовой информации, психоаналитиков и педагогов, которые воспитали в американском обществе псевдоромантическое представление о женственности, восходящее к концепциям З. Фрейда.

 Загадкой женственности автор  называет идеологию природного  предназначения женщины и старается показать, что это не более, чем социальная мистификация, не имеющая под собой никаких реальных физиологических или психологических оснований. Женственность, с позиции автора,   термин, выдуманный мужчинами, которым прикрываются, чтобы оправдать женское неравенство, выключенность женщины из социально-культурной жизни.

 Согласно концепции Б. Фридан, замыкаясь в семье, женщины  искусственно приостанавливаются  в своем духовном росте. Кроме  того, общество теряет ценный  человеческий потенциал. Писательница  призывала женщин принять "новый жизненный план": сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью. Б. Фридан заканчивала первую главу словами: "Мы не можем больше не слушать голоса женщин, говорящих: "Я хочу большего, чем муж, дети и дом". Это большее она определила как карьеру - или самореализацию в публичной сфере. "Женщина должна без ложного чувства вины спрашивать: кто я и чего я хочу от этой жизни, - говорит в книге Б. Фридан. - Она не должна чувствовать себя эгоисткой или невротичкой, если у нее есть личные задачи, не связанные с мужем и детьми".

 В своей работе писательница  приводит результаты своих социологических  исследований, проведенных в разных  штатах Америки, многочисленные  исповеди американок, выдержки из  женской прессы и доказывает, что реальные женщины сегодня ничего общего с "женственностью" не имеют и очень страдают от этого несоответствия, от комплекса неполноценности, от того, что они "не чувствуют себя женщинами", поскольку не соответствуют стандартам, предъявляемым Голливудом, прессой, литературой и т.п. На основе приведенных исследований Б. Фридан констатирует, что на самом деле женщины не недоросли до "женственности", а давно переросли ее.

 Всю свою жизнь Б. Фридан  боролась против запрещения абортов,  за равноправие полов в части оплаты труда и карьерных возможностей, а также за право на отпуск по уходу за ребенком. Писательница подчеркивала, что она выступает не за аборт, но за право выбора при рождении детей. В 1960-е годы такие требования часто рассматривались как экстремистские.

 В 1969 г. при деятельном  участии Б. Фридан была создана  Национальная лига за право  на аборт. Стремясь поощрять  активное участие женщин в  политической жизни и их выдвижение  на руководящие посты, Б. Фридан  в 1971 г. стала одним из инициаторов  организации Национального политического комитета. В 1975 г. она была признана в США "гуманистом года".

 Идеи Б. Фридан сыграли  огромную роль в формировании  второй волны феминистского движения  в США.

 Философские взгляды Симоны  де Бовуар и Бетти Фридан  получили признание и нашли отражение в современной культуре. Подтверждение тому - развитие идей женского равноправия, самого женского движения. Под непосредственным воздействием идей Симоны де Бовуар в 70-е годы ХХ века повсеместно в западных университетах возникли центры "женских" или "феминистских" исследований (women's studies), в которых получила развитие гендерная интерпретация феминизма.

 В 1966 г. по инициативе Б.  Фридан была основана Национальная  организация женщин, президентом  которой она состояла в 1966-70 гг. Под ее руководством организация боролась против дискриминации женщин, создавая правовую базу, обращаясь в суд, а также проводя воспитательную работу.

 Идеи С. де Бовуар и Б.  Фридан в значительной степени  способствовали переменам в общественном  сознании, повлияли на общественную жизнь во многих странах мира. В какой-то степени знаком реализованности идей С. де Бовуар и Б. Фридан является тот факт, что в 70-80-х годах ХХ века международным сообществом были приняты документы, призывавшие к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а её личность оценивается выше, чем её "природное назначение", в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода - это право, а не обязанность женщин. Женщина должна взять судьбу в свои руки, считала С. де Бовуар. И сегодня мы видим тому подтверждение. В современном мире женщины вовлечены во все структуры управления обществом. Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство в западных странах не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), праве подать на развод, праве решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов; праве владеть землёй   всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад. Женщины получили право не только принимать участие в голосовании, но и быть лидерами политических партий, и даже главами государств (Латвия, Финдяндия, Пакистан и др.). 

 Идеи С. де Бовуар и Б.  Фридан нашли отклик не только  в западных государствах, но проникли  и в ортодоксальные исламские и буддистские страны (Индия, Турция, Пакистан и т.д.).

 Таким образом, в современном  обществе феминистская теория  становится в определенной степени  востребованной реальной жизнью. Несмотря на всё ещё продолжающуюся  критику некоторых сторон этой теории, следует признать, что феминизм заставил общество прислушаться к себе, и, видимо, в будущем его реформистская (но уже не радикальная) ветвь войдет органичной частью в стратегию и тактику мирового постиндустриального сообщества в XXI столетии, воспевая не борьбу, а реальное равенство и сотрудничество мужчины и женщины.

 

 

 

Список литературы:

1. Бовуар С. де. Второй пол.  М-СПб., 1997.

2. Брандт Г. Философская антропология  феминизма. Природа женщины. - СПб., 2006.

3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. http://ariom.ru/wiki/SimonaBovuar.

4. Фридан Б. Загадка женственности. - М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

  1. Введение
  2. Феминизм XX века
  3. Направления феминизма
  4. Симона де Бовуар – как главная представительница феминизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В реферате рассматривается одна из центральных проблем философии  феминизма - проблема назначения женщины  и её роли в обществе на примере  философских взглядов Симоны де Бовуар и Бетти Фридан, разработавших  теоретические основы феминизма второй волны.

 В своей  работе уделяю особое внимание  таким вопросам, как соотношение  "мужского" и "женского", проблема  материнства, свобода женщины,  значение понятия "женственность".


Информация о работе Симона де Бувуар о феминизма и женской эмансипации