Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:27, реферат
Определение особенностей философской системы, выстроенной Гегелем, формирование для себя отношения к этому великому деятелю немецкой классической философии. Особенности его логики, диалектики, учений о бытие и понятиях.
Введение
1. Абсолютный идеализм Гегеля
2. Система философии Гегеля
2.1. О тождестве мышления и бытия
2.2. О субстанции-субъекте
2.3. Об объекте
3. «Энциклопедия философских наук», ее структура
3.1. Учение о бытии
3.2. Учение о сущности
3.3. Учение о понятии
4. Методы философии Гегеля
4.1. Диалектическая логика
4.2. Диалектический идеализм
Заключение
Список использованной литературы
Философия Гегеля представляет собой всеохватную и чрезвычайно строго разработанную систему, основными формальными принципами которой выступают триадичность и рекурсивность. Зная положение той или иной категории в общей схеме, легко представить себе ее основные свойства и отношения с соседями по троичному дереву. Исследовав внутреннее устройство триады, мы получаем ключ ко всей структуре гегельянства.
Душа гегелевского метода — диалектика. Гегель преодолевает формальную логику, господствовавшую в Европе несколько столетий. На новом уровне он возвращается к диалектике, ранее разрабатывавшейся платониками и христианскими мистиками, и превращает ее в философский метод, не связанный более с конкретным религиозным содержанием. Это впоследствии позволит Марксу применить диалектический подход в совершенно новом качестве и построить на его основе материалистическое учение.
Гегель — узловой пункт в истории европейской философии, и знакомство с его творчеством может пролить свет на многие чрезвычайно запутанные идеологические коллизии современности.
Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли – одно из самых почетных. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.
Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.
Философия Гегеля – это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.
Иными словами – все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку.
[1] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т. 1. C. 201.
[2] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т. 1. C. 202
[3] Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. – С. 418
[4] Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. – С. 419
[5] Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. – С. 420
[6] Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. – С. 421
[7] Гегель. Философия права \\ Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. – С. 422
[8] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С, 23
[9] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 48.
[10] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 49
[11] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 50
[12] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т. 1. C. 2199
[13] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С. 26
[14] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 52
[15] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 62
[16] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С. 66
[17] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т. 1. C. 204
[18] Гегель. Феноменология духа. // Гегель. Сочинения: В 14 т. - М.: Соцэгиз, 1959. – Т. 4. – с. 60
[19] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С. 67
[20] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С. 80
[21] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Т. 1. C. 206
[22] Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.- М., 1987. – С. 96