Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:46, контрольная работа
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского. Некоторое время был его ректором.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
I Биография Гегеля………………...…………………………………………...3
II Соотношение системы и метода в философии Гегеля…………………....4
1 Философская система Гегеля…………………………….……………..5
1.1 Триады Гегеля………………………………………..…………...6
1.2 Логика…………………………………………………..…………7
1.3 Философия Природы …………………………………….……...8
1.4 Философия Духа…………………………………………………9
2 Диалектический метод…………………………………………………11
2.1 Первый закон диалектики………………………………………12
2.2 Второй закон диалектики………………………………………12
2.3 Третий закон диалектики……………………………………....13
3 Противоречие между методом и системой……………………….…14
III Влияние Гегеля……………………………………………………….…..15
Список литературы………………………………………………………….
Содержание
Содержание……………………………………………………
I Биография Гегеля………………...………………………………………
II Соотношение системы и метода в философии Гегеля…………………....4
1 Философская система Гегеля…………………………….……………..5
1.1 Триады Гегеля………………………………………..…………...
1.2 Логика…………………………………………………..………
1.3 Философия Природы …………………………………….……...8
1.4 Философия Духа…………………………………………………9
2 Диалектический метод…………………………………………………11
2.1 Первый закон диалектики………………………………………12
2.2 Второй закон диалектики………………………………………12
2.3 Третий закон диалектики……………………………………....13
3 Противоречие между методом и системой……………………….…14
III Влияние Гегеля……………………………………………………….….
Список литературы…………………………………
I. Биография Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского. Некоторое время был его ректором.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу - метафизике.
Философия Гегеля - максимально рационализированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логикой. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика, по словам Гегеля, есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».
II. Соотношение системы и метода в философии Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической диалектики. Диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют» («мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея») — некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне присуща бесконечным проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливает все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя.
Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке, его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
В «Науке логики» описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея. В «Философии природы» рассматривается инобытие абсолютной идеи. В «Философии духа» прослеживается возвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельности индивида: субъективного, объективного и абсолютного духа.
1. Философская система Гегеля
Системе Гегеля была присуща двойственность: с одной стороны – доведение телеологического понимания развития до его логического конца, а с другой – первая гениальная попытка изображения исторического процесса в его закономерности и необходимости.
Гегель старался создать огромную всеобъемлющую систему, где он осмыслил духовную культуру человека, современное естествознание, и представил и культуру и мир как единый процесс саморазвития духовного начала. Согласно Гегелю в основе мира лежит абсолютное духовное начало (мировой разум, дух), которое существует как бы в логическом самодвижении понятий, то есть логический процесс мышления. Понятия, таким образом, выступают объективно существующей формой самопроявления абсолютной идеи. Духовное начало находится в состоянии постоянного развития, самодвижения. И в процессе этого дух проходит основные этапы, на которых он рождает мир. Духовным началом, согласно Гегелю движет самопознание.
1 этап. Абсолютная
идея существует до самой
2 этап. Природа – это инобытие абсолютной идеи. Природа – это остановившаяся мысль. Она распадается на механику, физику, органику. Связи во времени нет. Природа – это посредник между божественным и человеком.
3 этап. Мировой
дух – знание, общество, человек.
“Философия духа” включает три
ступени: субъективный дух,
Под субъективным духом понимается обыденное сознание человека или здравый смысл, когда окружающий мир понимается субъективно, через уровень развития самого человека (антропология, феноменология, психология).
Объективный дух – это научное познание или попытка понимания окружающего мира с точки зрения закономерностей, независимых от человека (право, мораль, нравственность, государство).
Абсолютный
дух – это философское
3 этап возвращается к 1 этапу.
Логика системы
заключается в
1.1. Триады Гегеля
Система - это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом построения системы Гегеля является триада.
Философская система делится Гегелем на три части:
1) логика,
2) философия природы,
3) философия духа.
Логику он делит на три части: учение о бытии; учение о сущности; учение о понятии.
Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, включает в себя:
1) определенность (качество); 2) величина (количество); 3) мера.
Качество состоит из трех частей: бытие; наличное бытие; для - себя - бытие.
Эта «триада» делает
гегелевскую философскую
1.2. Логика
Гегель определяет логику как «учение о чистой идее». При этом содержанием логики является «изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Гегель разделяет логику на «объективную» и «субъективную». Первая содержит учение о бытии и учение о сущности, вторая — учение о понятии. В учении о бытии Гегель начинает с понятия «чистого бытия», пустой мысли. В качестве такового оно приравнивается к ничто. Но ничто, утверждает Гегель, противостоит чистому бытию, которое, стало быть, переходит в свою противоположность. Следующим определением мысли оказывается становление как подвижное единство бытия и ничто. Итогом одной из форм становления («возникновения») оказывается «наличное бытие», конкретизирующееся в образе «качества», т. е. «непосредственной определенности, тождественной с бытием». «Рефлектированное в себя в этой определенности», наличное бытие есть «налично-сущее, нечто». Далее Гегель показывает, что, подразумевая собственную определенность, т. е. границу, это «нечто» предполагает и «свое иное», что-то, находящееся вовне. «Нечто» приходит в движение, переступая собственные границы. Но поскольку, переходя их, нечто превращается в другое нечто, т. е. как бы возвращается к себе, то, меняясь, оно остается тем же. Это уже новое определение мысли — «для-себя-бытие». Граница «для-себя-бытия» становится безразличной для него, и качество превращается в количество, которое есть «чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая». Затем Гегель показывает, как количество вновь переходит в качество. Возникает новое определение — «мера» как единство количества и качества, которое проявляется в законе перехода количественных изменений в качественные.
Понятие меры завершает учение о бытии. Следующее за ним учение о сущности как сфере «рефлективных определений» Гегель называет самым сложным разделом логики. Он начинается «видимостью», т. е. «мерой», отрефлексированной как несущественное или безосновное бытие. Рефлексия бытия в себя дает «тождество», в котором, однако, заложено начало «различия». Углубление различия дает «противоречие», разрешающееся в «основание». Основание обосновывает «существование», а существование развертывается в «явление», которое затем сливается с «сущностью» в тотальности «действительности».
Субъективная
логика, или учение о понятии как
свободно развивающейся «
1.3. Философия Природы
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. При этом Гегель пытается отойти от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» не подходят для данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира.
Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.
Предвзятая философская схема не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовых для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии, эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательным эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная игра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере, проявляется новое.