Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, реферат
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Историческое развитие понятия………………………………………………4
3. Представления о диалектике……………………………………..……………4
3.1 Предмет и принципы диалектики…………………………………………....8
4. Закон единства и борьбы противоположностей…………………………….12
4.1 Закон перехода количественных изменений в качественные…………….13
4.2 Закон отрицания……………………………………………………………..13
5. Сущность и явление………………………………………………………….14
5.1 Случайность и необходимость……………………………………………...15
6. Заключение…………………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………………17
Развитие совершается
так, что высшая ступень
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика не исчерпывается
тремя основными законами. Кроме
них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и
дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность и явление, содержание
и форма, случайность и необходимость,
причина и следствие, возможность и действительность,
единичное, особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики
существуют в определенной системе, в
которой и выражено само содержание диалектики.
5. Сущность и явление.
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности,
ибо оно включает в себя не только
обнаружение внутреннего
5.1Случайность и необходимость.
Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития;выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Заключение.
Отметим, однако, что в соответствии с нашими формулировками первого и третьего законов сохраняются такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и нелинейность. Таким образом, бесконечность процесса развития вытекает их нашей формулировки столь же естественно, как и из классической. «Для диалектической философии, -- подчеркивает Ф. Энгельс, -- нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падания, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему».
Отметим, что три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис законов диалектики состоит лишь из двух независимых утверждений.
Очевидным следствием законов диалектики является закон однозначности динамики: динамика системы на данном уровне исследования однозначно определяется её структурой и начальным состоянием.
Понятно, что точная динамика определяется полной структурой -- совокупностью всех структурных факторов. Поэтому следует стремиться учесть все стороны, все связи изучаемой системы. Таким образом, следствием закона однозначности динамики и определения термина «структура» оказывается закон всеобщей связи явлений.
Из второго закона диалектики вытекает также закон взаимного превращения друг в друга противоположностей, доведенных до крайности и основополагающий принцип общей теории систем, утверждающий, что изоморфные системы ведут себя одинаково.
Список литературы.
1. Большая советская энциклопедия
[Текст]. - М., 2000.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст].
- М., 2001.
3. Мир философии. Книга для чтения [Текст].
- М., 1983.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст].
- М., 2001.
5. Розаков В.В. Религия. Философия. Культура
[Текст]. – М., 2002.
6. Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии
[Текст]. – СПб.: ООО Издательство "Альфа",
2000.
7. Сорокин П. Человек, цивилизация общество
[Текст]. – М., 2002.
8. Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие
[Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
9. Философия [Текст] / Под ред. Надольного
И.Ф. – М., 2003.
10. Философия. Учебник для вузов [Текст].
- М.: ТОН, 2005.
11. Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст].
- Ростов-на-Дону, 2000.