Система законов и принципов диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Историческое развитие понятия………………………………………………4
3. Представления о диалектике……………………………………..……………4
3.1 Предмет и принципы диалектики…………………………………………....8
4. Закон единства и борьбы противоположностей…………………………….12
4.1 Закон перехода количественных изменений в качественные…………….13
4.2 Закон отрицания……………………………………………………………..13
5. Сущность и явление………………………………………………………….14
5.1 Случайность и необходимость……………………………………………...15
6. Заключение…………………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  Томский политехнический Университет»

 

 

Институт

дистанционного образования

 

Кафедра МЕН

 

 

< Система законов и принципов диалектики.> 

 

Реферат 

по дисциплине:

ФИЛОСОФИЯ

 

Исполнитель:

 

студент группы

З-3А11

 

Сиволап Надежда Александровна

 

07.05.2013

           

Руководитель:

 

преподаватель

   

Тычкин Павел Борисович

   
           



 

 

 

 

 

 

 

 

Томск ¾ 2013

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Историческое развитие понятия………………………………………………4

3. Представления о диалектике……………………………………..……………4

3.1 Предмет и принципы диалектики…………………………………………....8

4. Закон единства и борьбы противоположностей…………………………….12

4.1 Закон перехода количественных изменений в качественные…………….13

4.2 Закон отрицания……………………………………………………………..13

5.  Сущность и явление………………………………………………………….14

5.1 Случайность и необходимость……………………………………………...15

6. Заключение…………………………………………………………………….16

7. Список литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Диалектика (греч.дйблекфйкЮ -- искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного  теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.Михайлов, Ф. Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. -- М.: Мысль, 2000. -- Т. 1--4. -- ISBN 5-244-00961-3. В письменах праславянской цивилизации диалектика - Дивалетико - двоелётно - действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически. Чтобы понять суть диалектики нужно рассмотреть историю ее развития от древнегреческих философов до Маркса и Энгельса. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, Канта и др.

Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Маркс и Энгельс рассмотрели  законы диалектики Гегеля через призму материального мира. Также в диалектике сформировалось понятие диалектической триады. Тезис - антитезис - синтез. Тезис -- это некая идея, теория или движение. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так как она направлена против первого -- тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис.

Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком  уровне; она может подняться и  на третий уровень, когда достигнут  второй синтез. Также необходимо отметить, что вместо использования терминов тезис, антитезис и синтез, диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» -- взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» -- взамен «синтеза». В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля: Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, -- он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота. Примечание. Нагревание звучащих тел -- звучащих как от удара, так и от трения друг о друга -- есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком. Благодаря диалектической логике в философии появились законы, имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны на научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют религиозное или мистическое мировоззрения.

2. Историческое  развитие понятия.

 

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Диалектика античности (наиболее яркие представители  -- Гераклит и досократики, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель).

2. Идеалистическая диалектика  немецкой классической философии  XVIII -- первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

3. Материалистическая  диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс,  философы советской школы Э.  Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В.  С. и др.)

 
3. Представления о диалектике.

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. 
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Эволюция Вселенной, в т. ч. и Земли со всеми её ландшафтами и живыми существами, была весьма длительной и сложной. Древние мыслители стали замечать образовавшиеся противоположности между твёрдым и жидким, тёплым и холодным, притяжением и отталкиванием, днём и ночью, разнообразными цветами, запахами, вкусовыми свойствами и качествами, жизнью и смертью, добром и злом, правдой и ложью, героизмом и трусостью, прекрасным и безобразным и т. д. Их они пытались как-то отразить и осмыслить в придумываемых мифах и легендах, в литературных и философских сочинениях, но не могли объяснить их возникновение и взаимодействие. 
Известны определенные формы диалектики: 
1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит). 
2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский). 
3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель). 
4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский). 
5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении человека, но это совпадение относительно. 
Давайте остановимся подробнее на представителях форм диалектики и рассмотри их представления о диалектике.

Гераклит Эфесский первым высказал предположение о том, что  всё движется и изменяется, преобразовывается, исчезает и превращается в свою противоположность. В древности под диалектикой понимали искусство добиваться истины благодаря обнаружению противоречий в суждениях оппонентов и их преодолению, столкновению различных мнений. Умению рассуждать и убеждать в процессе диалога обучал собеседников Сократ посредством сопоставления идей, взглядов. В споре он пытался уточнить понятия, найти истину. Его ученик и последователь Платон показывал взаимопереход понятий, разделял единое на многое, сводил многое к единому, представлял целое как единую множественность. Аристотель рассматривал такие научные категории, как сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, классифицировал суждения, обозначил основные логические законы. Для нахождения истины он также сопоставлял понятия и суждения, подводил к выводу, обобщению, синтезу. Он различал четыре вида движения: возникновение, уничтожение, увеличение-уменьшение, изменение свойств. Они расценивались как частные по отношению к общему – становлению (взаимопревращению).

Глубокому и всестороннему изучению природы и общества, их взаимодействия препятствовали священнослужители и правители, выражавшие интересы аристократов и обогатившихся. Сократ не вынес несправедливого обвинения в развращении юношества и отравился. Особенно свирепствовали инквизиторы. Но избавиться от любознательных и свободно мыслящих так и не удалось.

Большой вклад в познание внесли как естествоиспытатели, так  и обществоведы. Джордано Бруно заметил, что уничтожение есть начало возникновения, а любовь – ненависти. Сильные  яды могут использоваться как лекарства, а медикаменты могут стать ядом. Фрэнсис Бэкон предложил идуктивный метод, который предусматривал восхождение от простейших умозаключений к общим положениям, наблюдение, отбор, систематизацию и классификацию фактов, их проверку, разложение явления на составные - 
части, обобщение, пытался раскрывать превращения, причинно-следственные связи. Возникновение и исчезновение отдельных тел материальной субстанции допускал его последователь Томас Гоббс. Исаак Ньютон открыл важнейшие законы, согласно которым изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. Действие есть всегда равное и противоположное противодействию и наоборот. 
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) ввёл термин «философия истории», означающий прогрессивное развитие человечества, подверг резкой критике отживавшее, а злу (зверствам инквизиции, феодальному самоуправству, религиозному фанатизму) противопоставлял трудолюбие, необходимое для возделывания сада, равенство перед законом. Неравенство, конкуренцию, столкновение интересов Жан Жак Руссо объяснял утверждением частной собственности на средства производства. Дени Дидро отстаивал идею неразрывной связи материи и движения, анализа и синтеза, рассматривал жизнь как последовательный ряд действий и противодействий. 
Иммануил Кант говорил о непрерывности возникновения и исчезновения миров, о взаимосвязи небесных тел, о непрекращаемости движения. Он пытался нарисовать картину подвижного, динамичного, эволюционирующего мира, но полагал, что разум не может его познать, что он создает лишь антиномии и диктует законы природы. Фридрих Шеллинг усматривал в развивающейся природе единство таких противоположностей, как необходимость и случайность, целое и часть, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное.

Только Георг Вильгельм  Фридрих Гегель представил весь естественный, исторический и духовный мир как  единый процесс меняющихся эпох, в  становлении и беспрерывном и  прогрессивном его развитии.1 К принципам историзма он отнёс: взаимодействие общественной жизни и культуры, развитие подразумевает восхождение по ступеням, - 
культурные достижения необходимо сохранять для будущих поколений, старое ценно тем, что в нём зарождается новое, которое «снимает» предшествующее. Он ввёл такие термины, как хитрость разума, омоложение духа, целостность исторического процесса, мировой, народный и индивидуальный дух, всемирно-исторические и воспроизводящие личности. В пестроте событий он разглядел закономерность и порядок.

Внутренним источником развития, которому присуще и восхождение от абстрактного к конкретному, Г. Гегель считал борьбу противоположностей, единством которых являются тождество и различие. Противоречие состоит из триады: тезиса (исходного момента), антитезиса (отрицания, перехода в противоположность) и синтеза (отрицания отрицания). Логика предполагает движение понятий. Бытие, по Гегелю, возникло из небытия, превзошло его. Произошло становление нового. Отрицание какого-либо тезиса требует предложения антитезиса, который тоже может быть отвергнут. В синтезе (объединении) они как бы примиряются. Из них возникает новое утверждение. Весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне. Продолжается он до получения высшего синтеза. Количественные изменения переходят в качественные. Так, при увеличении или уменьшении температуры воды она либо превращается в пар, либо в лёд 2. По обозначенной схеме развивается природа, общество и мышление.

Г. Гегель призывал выявлять сущность явлений, конкретные истины, тенденции и закономерности, возникающие противоречия, но одновременно заявлял, что логика есть система «чистого разума», совпадающего с божественным, который пронизывает весь мир, что все законы являются «мыслями Бога». Его представления о диалектике оказались и рациональными, и ограниченными, и идеалистическими.

Н. Г. Чернышевский ещё  в студенческие годы осуждал Г. Гегеля за оправдание и восхваление «гнусной действительности». Потом он - 
последовательно высказывался о первичности материи, о зависимости сознания, памяти, воображения от органов чувств и нервной системы, выступал против агностиков, критерием истины считал практику. В «Антропологическом принципе в философии» он указывал на закономерность «отвержения» отживших порядков, приводил примеры перехода количественных различий в качественные, взаимосвязи природы и общества, противоречивости их развития. При этом допускал возможность построения социализма на основе общины.

Н. А. Добролюбов считал материю  вечной, неуничтожимой, движущейся и  развивающейся, а мышление – её продуктом, подошёл к пониманию борьбы трудящихся против своих угнетателей, их роли и личности в общественной жизни и истории. Но его материалистический и диалектический подход то же был ограниченным.

Никто не брался за систематизацию и обобщение высказанных воззрений, очищение объективного содержания диалектики от идеалистических примесей, переосмысление достижений естествознания, за анализ проявлений законов. К столь трудоемким исследованиям приступили лишь К. Маркс и Ф. Энгельс. Они и создали материалистическую диалектику.  
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркнул, что философы лишь объясняли мир и не ставили задачи его революционного преобразования (см. т. 3, с. 4). Позже Ф. Энгельс поддержал эту мысль и отметил, что положение о разумности всего действительного превращается по правилам гегелевского метода мышления в противоположное: достойно гибели всё то, что существует.

Информация о работе Система законов и принципов диалектики