Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:41, реферат
Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Представления о диалектике……………………………………………….. 4
2. Предмет и принципы диалектики………………………………………... 7
3. Законы диалектики………………………………………………………… 11
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы………………………………………..... .17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Национальный
исследовательский Томский
Институт
дистанционного образования
Направление: экономика
система законов и принципов диалектики
Реферат
по дисциплине:
Философия
Исполнительль: |
|||||
студентка группы |
з-3В11/27 |
Евсеева Елена Ивановна |
05.05.2013 | ||
Руководитель: |
| ||||
преподаватель |
|||||
Томск ¾ 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Представления о диалектике………………………………………………..
4
2. Предмет и принципы диалектики………………………………………...
7
3. Законы диалектики……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
.17
Введение
Основными, узловыми
проблемами философии являются вопросы:
развивается ли мир и если развивается,
то как идет процесс развития? Все ли изменения
в нем неповторимы, или есть и такие, которые
обязательно повторяются? Каковы источник
развития, его механизм и главная направленность?
На эти и ряд других вопросов пытается
дать ответ диалектика важнейшая составляющая
диалектико-материалистической философии.
Диалектика включает
в себя учение о всеобщей связи явлений
и их развития, о противоречиях бытия и
мышления, переходе количественных изменений
в качественные, перерывах постепенности,
скачках, отрицании отрицания и т. д. Как
философская наука, она имеет длительную
историю, уходя корнями во времена античности,
но как бы заново открывая в идеалистической
форме в трудах представителей немецкой
классической философии Канта и Гегеля.
Именно поэтому данная тема является актуальной
и я поставила перед собой цель: изучить
принципы и законы диалектики и выявить
их необходимость в настоящее время.
Целью написания
данной работы является исследование
законов и принципов диалектики.
Данная цель достигается решением следующих
задач:
- изучение исторических форм диалектики
и альтернатив;
- принципы диалектики;
- изучение законов диалектики и их характеристика.
1. Представления о диалектике.
Диалектика (от
греч. диалектике) означает искусство
вести беседу, рассуждать. В современном
понимании диалектика — это теория и метод
познания действительности, учение о единстве
мира и всеобщих законах развития природы,
общества и мышления.
Научный диалектический
взгляд на мир складывался в течение длительного
развития философии. Элементы диалектики
содержались в учениях философов древнего
Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Эволюция
Вселенной, в т. ч. и Земли со всеми её ландшафтами
и живыми существами, была весьма длительной
и сложной. Древние мыслители стали замечать
образовавшиеся противоположности между
твёрдым и жидким, тёплым и холодным, притяжением
и отталкиванием, днём и ночью, разнообразными
цветами, запахами, вкусовыми свойствами
и качествами, жизнью и смертью, добром
и злом, правдой и ложью, героизмом и трусостью,
прекрасным и безобразным и т. д. Их они
пытались как-то отразить и осмыслить
в придумываемых мифах и легендах, в литературных
и философских сочинениях, но не могли
объяснить их возникновение и взаимодействие.
Известны определенные формы диалектики:
1. Стихийная бездоказательная диалектика
древних греков (Гераклит).
2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения
(Бруно, Кузанский).
3. Идеалистическая диалектика немецкой
классической философии (Кант, Гегель).
4. Диалектика русских революционных демократов
(Белинский, Герцен, Чернышевский).
5. Материалистическая диалектика —и теория
познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические
законы действуют как во внешнем мире,
так и в мышлении человека, но это совпадение
относительно.
Давайте остановимся подробнее
на представителях форм диалектики и
рассмотри их представления о
диалектике.
Гераклит Эфесский первым высказал предположение
о том, что всё движется и изменяется, преобразовывается,
исчезает и превращается в свою противоположность.
В древности под диалектикой понимали
искусство добиваться истины благодаря
обнаружению противоречий в суждениях
оппонентов и их преодолению, столкновению
различных мнений. Умению рассуждать и
убеждать в процессе диалога обучал собеседников
Сократ посредством сопоставления идей,
взглядов. В споре он пытался уточнить
понятия, найти истину. Его ученик и последователь
Платон показывал взаимопереход понятий,
разделял единое на многое, сводил многое
к единому, представлял целое как единую
множественность. Аристотель рассматривал
такие научные категории, как сущность,
качество, количество, отношение, место,
время, действие, страдание, классифицировал
суждения, обозначил основные логические
законы. Для нахождения истины он также
сопоставлял понятия и суждения, подводил
к выводу, обобщению, синтезу. Он различал
четыре вида движения: возникновение,
уничтожение, увеличение-уменьшение, изменение
свойств. Они расценивались как частные
по отношению к общему – становлению (взаимопревращению).
Глубокому
и всестороннему изучению природы и общества,
их взаимодействия препятствовали священнослужители
и правители, выражавшие интересы аристократов
и обогатившихся. Сократ не вынес несправедливого
обвинения в развращении юношества и отравился.
Особенно свирепствовали инквизиторы.
Но избавиться от любознательных и свободно
мыслящих так и не удалось.
Большой
вклад в познание внесли как естествоиспытатели,
так и обществоведы.
Иммануил Кант говорил о непрерывности
возникновения и исчезновения миров, о
взаимосвязи небесных тел, о непрекращаемости
движения. Он пытался нарисовать картину
подвижного, динамичного, эволюционирующего
мира, но полагал, что разум не может его
познать, что он создает лишь антиномии
и диктует законы природы. Фридрих Шеллинг
усматривал в развивающейся природе единство
таких противоположностей, как необходимость
и случайность, целое и часть, внутреннее
и внешнее, конечное и бесконечное.
Только Георг Вильгельм
Фридрих Гегель представил весь естественный,
исторический и духовный мир как единый
процесс меняющихся эпох, в становлении
и беспрерывном и прогрессивном его развитии.1 К
принципам историзма он отнёс: взаимодействие
общественной жизни и культуры, развитие
подразумевает восхождение по ступеням,
культурные достижения необходимо сохранять
для будущих поколений, старое ценно тем,
что в нём зарождается новое, которое «снимает»
предшествующее. Он ввёл такие термины,
как хитрость разума, омоложение духа,
целостность исторического процесса,
мировой, народный и индивидуальный дух,
всемирно-исторические и воспроизводящие
личности.
Внутренним источником
развития, которому присуще и восхождение
от абстрактного к конкретному, Г. Гегель
считал борьбу противоположностей, единством
которых являются тождество и различие.
Противоречие состоит из триады: тезиса
(исходного момента), антитезиса (отрицания,
перехода в противоположность) и синтеза
(отрицания отрицания). Логика предполагает
движение понятий. Бытие, по Гегелю, возникло
из небытия, превзошло его. Произошло становление
нового. Отрицание какого-либо тезиса
требует предложения антитезиса, который
тоже может быть отвергнут. В синтезе (объединении)
они как бы примиряются. Из них возникает
новое утверждение. Весь процесс воспроизводится
вновь, но на более высоком уровне. Продолжается
он до получения высшего синтеза. Количественные
изменения переходят в качественные. Так,
при увеличении или уменьшении температуры
воды она либо превращается в пар, либо
в лёд 2.
Г. Гегель призывал
выявлять сущность явлений, конкретные
истины, тенденции и закономерности, возникающие
противоречия, но одновременно заявлял,
что логика есть система «чистого разума»,
совпадающего с божественным, который
пронизывает весь мир, что все законы являются
«мыслями Бога». Его представления о диалектике
оказались и рациональными, и ограниченными,
и идеалистическими.
Никто не брался
за систематизацию и обобщение высказанных
воззрений, очищение объективного содержания
диалектики от идеалистических примесей,
переосмысление достижений естествознания,
за анализ проявлений законов. К столь
трудоемким исследованиям приступили
лишь К. Маркс и Ф. Энгельс. Они и создали
материалистическую диалектику.
В «Тезисах
о Фейербахе» К. Маркс подчеркнул, что
философы лишь объясняли мир и не ставили
задачи его революционного преобразования.
Позже Ф. Энгельс поддержал эту мысль и
отметил, что положение о разумности всего
действительного превращается по правилам
гегелевского метода мышления в противоположное:
достойно гибели всё то, что существует.
Природа и общество
как взаимосвязанные части единого целого
представлялись подвижными, развивающимися,
переходящими из одного состояния в другое.
Материя объявлялась несотворимой, первичной,
а сознание – специфической функцией
мозга, способного отражать объективную
реальность. Вся жизнедеятельность и всемирная
история переосмысливалась под углом
зрения законов диалектики. Социальные,
политические и культурные процессы, а
также идеи и представления обуславливались
производством, жизнью, бытием. В своей
производительной деятельности люди вступают
в разнообразные отношения, из которых
производственные являются определяющими.
Если последние существенно отстают от
развития производительных сил, перестают
им соответствовать, превращаются в их
оковы, обостряют противоречия между общественным
характером производства и частной формой
присвоения прибавочного продукта, то
вызревают условия для осуществления
социальной революции и смены формации.
Закономерно возникавшие и менявшиеся
в результате классовой борьбы способы
производства и общественно-экономические
формации расценивались как витки прогресса.
Люди признавались способными познать
социальные законы, тормозить или ускорять
их действия, творчески преобразовывать.
В отличие от
метафизиков, не замечавших происходивших
изменений, Ф. Энгельс под диалектикой
подразумевал науку о наиболее общих законах
всякого движения и развития природы,
общества и мышления, универсальном взаимодействии,
в котором причины и следствия постояннменяются
местами.3
2. Предмет и принципы диалектики
С вводом диалектики
в философию материализм стал диалектическим,
а диалектика материалистической. Диалектика
и природа естествознания существуют
в нерасторжимом единстве. Материалистическая
диалектика поставила по-новому проблему
познания.
Диалектика—учение
о развитии в его наиболее полном, глубоком
и свободном от односторонности виде,
об относительности человеческого знания,
дающего нам отражение вечно развивающейся
материи. Материалистическая диалектика
выступает как наука о всеобщей связи
и развитии и как всеобщий метод познания
и преобразования мира (мета метод).4
Предметом диалектики
являются различные виды связей и всеобщие
законы развития природы, общества и мышления.
В окружающем мире
всё взаимодействует. Эта связь всего
со всем главный предмет диалектики. В
результате взаимодействия материя проявляет
свою сущность (так же и человек формируется
в обществе).
В мире существует
всеобщее взаимодействие, которое следует
из общественной практики людей. Человек
различает не только вещи, но и их длительность,
форму и объём (пространственные характеристики
связи), замечает изменения, развитие и
движение связей, т. е. связь—способ существования
материи.
Связь—взаимодействие,
взаимообусловленность, неуничтожимость
материи, переход вещей. Если связь—взаимодействия,
то её можно рассматривать наmоснове пяти
форм движения материи: механические,
химические, биологические, физические,
социальные; по формам бытия: пространственные
связи, временные; по степени общности:
общие и частные; по времени: постоянные
и временные.
Диалектика:
1) Рассматривает развитие как взаимопревращение
различных форм -
движения материи.
2) Понимает развитие как единство прерывностей
и непрерывностей количественных и качественных
изменений.
3) Закрепляет это понимание в специальном
законе взаимного перехода количественных
и качественных изменений.
4) Рассматривает развитие как единство
тенденций поступательности и преемственности,
что отражается в законе отрицания отрицания.
5) Видит причину развития в противоречиях,
выраженных в законе единства и борьбы
противоположностей.
Отступление от принципов
диалектики ведёт к догматизму, т.
е. Отстаиванию устаревших положений,
авантюре или пассивному выжиданию,
ложному формализму. Нарушение требований
диалектики ведёт и к эклектике—
Требования диалектики:
1)Объективность подхода.
2)Всеобщность анализа (всесторонность).
3)Соблюдение принципов всеобщей связи
и развития.
4)Конкретность (историчность) анализа.
Диалектику
можно разделить на объективную и субъективную.
Объективная— диалектика материальной
действительности, она существует независимо
от человеческого сознания и лишь отражается
им. Субъективная—отражённая в мышлении
и познании объективная диалектика, она
вторична по отношению к объективной.
Принцип – это
сложная, концентрированная форма знания,
аккумулировавшая в себе основную направленность
исследования, его «дух». К таким принципам
обычно относят принцип развития, принцип
всеобщей
связи, принцип тождества (единства) диалектики,
логики и теории познания, принцип восхождения
от абстрактного к конкретному, принцип
единства исторического и логического.
Принцип развития
является прямым следствием признания
движения основным свойством (атрибутом)
материи. Вместе с тем принцип развития
выделяет в многочисленных видах движения
его ведущую форму – развитие. Движение
может быть круговым (обратимым), регрессивным
и прогрессивным (необратимые формы движения).
Развитие аккумулирует в себе особенности
всех трех видов движения, оно предполагает
необратимость (невозможность полного
возврата к исходной точке), преемственность
(связь нового и старого), направленность,
цикличность.
Принцип всеобщей
связи неотделим от принципа развития,
как бы раскрывает условие реализации
первого принципа. Возникновение, изменение,
развитие невозможно в изолированном
состоянии, оно предполагает связь внутреннего
и внешнего. Наконец, само развертывание
противоречия как основное содержание
принципа развития есть особая форма связи
противоположностей.
Принцип всеобщей
связи явлений Ленин называл одним из
основных принципов диалектики. Отсюда
методологический вывод: чтобы действительно
знать предмет, надо охватить, изучить
все стороны, все связи и опосредования.
Характеризуя диалектику как учение о
развитии и превращение количества
в качество - внутренние импульсы к развитию,
даваемые противоречием, столкновением
различных сил и тенденций, действующих
на данное тело или в пределах данного
явления или внутри данного общества;
- взаимозависимость и теснейшая, неразрывная
связь всех сторон каждого явления..., связь,
дающая единый, закономерный -
мировой процесс движения, - таковы некоторые
черты диалектики, как более содержательного
(чем обычное) учения о развитии"5.
Принцип тождества
(единства) диалектики, логики и теории
познания выражает единство законов развития,
тотальность процесса развития, захватывающего
природу, и человеческое мышление, и общество.
Этот принцип приводил в некоторое смущение
марксистских диалектиков. В гегелевской
диалектике этот принцип воплотился (как
принцип тождества мышления и бытия) со
всей возможной последовательностью.
В материалистической диалектике возникли
трудности с его применением. Его другая
формулировка – единство диалектики объективной,
диалектики природы и диалектики субъективной,
диалектики мышления.
Принцип восхождения от абстрактного
к конкретному аккумулируют в себе познавательную
возможность законов и категорий диалектики,
он организует процесс познания. «Абстрактное»
и «конкретное» имеют несколько значений.
Чаще всего в повседневности абстрактное
понимают как синоним понятийности, в
отличие от чувственности, образности,
которая, соответственно, и есть конкретное.
Кроме того, абстрактное – это отвлечение
от ряда несущественных свойств и выделение
основных. В этом смысле познание всегда
абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается
от индивидуального, оперируя понятиями.
Конкретное, соотносимое так -
понимаемым абстрактным, есть сама объективная
действительность, где существенное и
несущественное не разделены. Абстрактное
и конкретное как этапы познавательного
процесса имеют другой смысл. Конкретное
- это отражение объективной действительности
в системе понятий, это теоретическое
воспроизведение единства проявлений,
свойств, связей предмета. Абстрактное
– это вырванное из общей связи, общей
логики развития предмета, воспроизведение
какой-то одной его сторон и противопоставляющее
одну сторону другим. Высшая форма конкретного
– научная теория, типичное проявление
абстрактного – «житейские» суждения.
Познание происходит как движение от конкретного
в действительности и конкретному в познании.
Принцип единства
логического и исторического помогает
понять, как конкретное в действительности
трансформируется в конкретное в познании.
Логическое – это теоретическое воспроизведение
закономерностей реального развития.
Историческое – процесс развертывания
действительности во времени во всем многообразии
ее конкретных форм. Помимо тривиального
смысла этого принципа нет прямого совпадения
предмета и его реальной истории; теория
– это история, очищенная от случайностей,
в нем заключены идеи, связанные с пониманием
возможности познания прошлого, характером
предвосхищения будущих событий, способом
существования общего («логического»)
в нашей жизни. Научный анализ избирает
путь, противоположный объективному развитию
предмета: развитая форма исследуемого
объекта позволяет судить об истоках возникновения
этого объекта, «анатомия человека – ключ
к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая»
форма объекта – это достижение полной
выявленности его структуры, доступности,
«прозрачности» его внутренних связей.
Предмет как бы сам «показывает» себя,
открывает нам то общее, «логическое»,
что является законом его развития. Для
своих прошлых состояний высшая стадия
предмета становится своеобразной «целью».
Для исследователя предмет как своеобразная
осуществленность возможностей, заложенных
в нем, как
достижение «цели» становится инструментом
изучения стадий его развития, поиском
момента его возникновения. Логическое
помогает нам «опознать» прошлое, в результате
чего логика развития предмета и его реальная
история совпадают.