Система законов и принципов диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Основными, узловыми проблемами философии являются вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Представления о диалектике……………………………………………….. 4

2. Предмет и принципы диалектики………………………………………... 7

3. Законы диалектики………………………………………………………… 11

Заключение……………………………………………………………………… 16

Список использованной литературы………………………………………..... .17

Файлы: 1 файл

философия(2).docx

— 111.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законы диалектики

 
       Диалектика объективируется в мире с помощью своих законов и категорий. Закон — общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона — одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимостей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон: 
1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойствами, вытекающими из их сущности. 
2) Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях). 
3) Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов). 
4) Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов. 
        Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Замеченные Гегелем три закона диалектики раскрывались прежде всего в области мышления. Ф. Энгельс обратил внимание на их действие в природе. Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира.  
        Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию развития. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистической основе Г. Гегелем. Творческое развитие на базе диалектического материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма. Закон носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего - 
категорий качества, количества и меры. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. 
        Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). 
        Мера — единство количества и качества. 
        При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте.  Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы: наш предок, антропоид, например, с биологического уровня поднялся до социального. 
        Этот закон имеет силу в общественной жизни. К. Маркс, анализируя превращение ремесленника в капиталиста, показал, что постепенное накопление денег и товаров в руках отдельного владельца вызывает качественно новые производственные отношения. Известно, что теория приобретает силу, если она овладевает массами.  
        Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития явлений. Всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.Например, в биологической эволюции именно путём единства и борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физических процессах именно единство и борьба противоположностей, выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для «драмы идей» в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение закона в товарно-капиталистическом мире — это потребительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма — рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как «... порождение труда, враждебное труду».10 
        Относительно внешняя сторона закона состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности познаёт только эту, внешнюю сторону закона. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу.       

Как же данный закон повлиял  на общество в целом? Некоторые противоречия приобрели глобальные масштабы. Великие  научные открытия позволили создать  сверхмощные виды оружия, применение которых приведёт не только к колоссальным разрушениям на отдельных континентах  и неисчислимой гибели людей, животных, растений, но и к непредсказуемым  изменениям ландшафтов и климата, т. е. к всеобъемлющей экологической  катастрофе а затем и к гибели жизни вообще. Осознание такой  опасности подталкивает ответственных  политиков и государственных  деятелей, руководителей партий и  общественных организаций, трудящихся разных национальностей к объединению  усилий для достижения договорённостей  по её устранению. 
        Динамичный рост численности населения планеты, производственной деятельности, необходимой для удовлетворения разумных потребностей, также оказывает негативное воздействие на природную среду, подрывает её устойчивость, порождает немало сложных проблем (например, бережного использования имеющихся минеральных ресурсов) 
        Люди становятся рабами собственных изобретений. Сконструированные машины и механизмы, заменяют специалистов, позволяют работодателям увольнять их. Появляется дисбаланс между количеством трудоспособных и рабочих мест, роботы не только качественно преобразовывают характер и содержание труда, но и усиливают его интенсивность. 
         Наиболее реакционные политические круги, связанные с монополиями и транснациональными корпорациями, в целях получения сверхприбылей и - 
упрочения своего господства стараются насаждать национализм и шовинизм, вражду, а зачастую и расизм. Поэтому обостряются как взаимоотношения между народами, так и возникающие другая проблемой, находящийся в рамках этого закона, заключается в межнациональных отношениях.  
          Но тенденция развития и сближения наций и народностей становится закономерностью.  
        В социально-экономической сфере главенствует антагонистическое противоречие между отчуждённым трудом и неправедным капиталом. Оно порождает угнетённых и угнетателей, бедных и богатых, резко контрастный образ их жизни, несовместимость их интересов и взглядов, ориентаций, противоборство классов и социальных групп. Культурность не согласовывается с невежеством, правонарушениями. Всё большую озабоченность вызывают проявления нетерпимости, национального, религиозного и политического экстремизма.  
        Различия появляются из тождества, созревают до противоположностей, нередко до несовместимых, которые создают конфликтные ситуации. Сужение единства и нарастание борьбы, столкновений вызывает революцию или контрреволюцию. Вот почему целесообразно своевременно находить и применять эффективные меры, направленные на сглаживание и разрешение противоречий. Примером может являтся внесение поправок в Конституцию. 
        Закон отрицания-отрицания — отвечает на вопрос, в каком направлении совершается развитие (показывает вектор развития). Один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Отрицание отрицания оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия закона, стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития. 
    В материалистической диалектике закон рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие его полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция. 
  В раскрытии содержания закона главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно закону, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. 
            Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии». При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития. 
         В сложившемся обществе отрицание выражается в реформах и революциях. Но оно не есть его простое отбрасывание, целостное  
уничтожение, предусматривает синтез, сохранение в составе образовавшейся новой системы отношений уже достигнутых на предыдущих этапах ценностей, даже некоторой архаики. Можно подумать, что происходит возврат к старому, повторение некоторых его составных элементов, впоследствии утраченных и вновь обретённых, но уже в изменённом виде. В процессе развития воспроизводятся как бы пройденные ступени, но иначе, на усовершенствованной базе («отрицание отрицания»). 
        Удержание всего положительного называется преемственностью. Без неё невозможен прогресс. Рождённые дети вынуждены подрастать в уже сложившейся культурной среде. Вместе с молоком матери они усваивают и её язык, который становится родным и надолго. Закрепляет его учёба в национальной школе и общение. И если его функционирование поддерживается государственными мерами (законодательством, СМИ, искусством и т. д.), то сам по себе он не отмирает. Полная или частичная смена может происходить благодаря сознательному и добровольному переходу к более развитому или распространённому языку и как следствие попадания в чужеродную среду обитания. 
        Не вызывают немедленного отторжения здания, техника, коммуникации, одежда, продукты питания, апробированные научные открытия, навыки. Молодёжь использует результаты труда своих предшественников, продолжает унаследованную деятельность, видоизменяет её. Бездумное игнорирование их обрекает на потерю памяти и деинтеллектуализацию. 
Категоричное отрицание, незаслуженное превознесение культурных ценностей и их творцов, субъективистское их восприятие ведут к издержкам. Многие оригинальные, подтверждённые впоследствии идеи не воспринимались современниками, да и сейчас оспариваются.

Заключение

 
        Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. 
        Изучив законы диалектики, я поняла как они необходимы и актуальны и в наше время, в нашем обществе.  
        Навязываемые нашему поколению обычаи и традиции аккумулируют прошлые достижения. Их неукоснительное соблюдение помогает обеспечению относительной непрерывности в развитии национальной культуры, но закрепляет архаичность, препятствует творческому поиску, новациям, которые не вмещаются в прокрустово ложе старых норм и ценностей, толкований. Но вряд ли кто-то из нас понимает, что кровная месть, религиозные обряды и другие пережитки тормозят становление более передового образа жизни, интернационализацию. 
         Взаимозависимость поколений и времён налицо. Благодаря предшествующей деятельности, воплощённой, опредмеченной в ценностях, прогрессивных традициях, нормах и т. д., передаётся от поколения к поколению исторический опыт. Современники как умножают эти достижения, так и распредмечивают, раскрывают, объясняют накопленный опыт. В культурах и новациях сочетаются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. 
        Действие этих переплетающихся законов подтверждает сложность развития всего сущего. Но диалектику не любят самодовольные узурпаторы и авторитаристы, игнорирующие иное мнение, противодействующие неизбежности утраты своей власти. 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004
  2. Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 2000
  3. «Энциклопедия философских наук». Соч., т. VI, с. 217.
  4. Материалистическая диалектика: краткий очерк теории. - М., 1999
  5. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3
  6. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26
  7. А.А. Басалай «Актуальная и правдивая философия», М: Гарант, 2009
  8. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939
  9. Гегель, Соч., т. 5, М., 1937
  10. Фролов Введение в философию. Книга в двух частях.М.,1999.
  11. Философия: Учебник/ под ред. Н. И. Сидоренко. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004

 

 


Информация о работе Система законов и принципов диалектики