Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:11, реферат
Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Славянофильство...…………………………………………………………..4
Глава 2. Западничество………………………………………………..………………9
Заключение……………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………14
Западник-радикал Виссарион
Григорьевич Белинский (1811-1848) в молодости
пережил страстное увлечение
немецкой философией: эстетикой романтизма,
идеями Шеллинга, Фихте, а несколько
позднее - Гегеля. Однако верным гегельянцем
критик был сравнительно недолго. Уже
в начале 1840-х годов он резко
критикует рационалистический детерминизм
гегелевской концепции
Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к столь увлекавшему его в молодые годы философскому идеализму. Религиозные же убеждения молодости уступали настроениям явно атеистического толка. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве все в большей степени начинает доминировать идеология политического радикализма.
Михаил Александрович
Бакунин (1814-1875) был одним из наиболее
ярких представителей российских западников-радикалов.
Его философское образование (под
влиянием Н.В.Станкевича) начиналось с
усвоения идей Канта, Фихте и Гегеля.
Определенное воздействие на молодого
Бакунина оказали сочинения европейских
мистиков (в частности, Сен-Мартена).
Но наиболее значительную роль в его
духовной эволюции сыграло гегельянство.
В опубликованной в 1842 в Германии
статье Реакция в Германии Бакунин
писал о гегелевской диалектике
абсолютного духа как о процессе
революционного разрушения и творчества.
Впрочем, уже в этот период его
отношение к философии
Исключительный по своему
напряжению пафос революционного утопизма
пронизывает все последующее
творчество Бакунина. 'Радость разрушения
есть в то же время творческая радость',
- утверждал он. И это одно из многих
его утверждений подобного
Александр Иванович Герцен
(1812-1870), как и большинство российских
западников-радикалов, прошел в своем
духовном развитии через период глубокого
увлечения гегельянством. В молодости
он испытал также влияние
Эти идеи получили развитие
в основном философском сочинении
Герцена - Письмах об изучении природы
(1845-1846). Высоко оценивая диалектический
метод Гегеля, он в то же время
критиковал философский идеализм и
утверждал, что 'логическое развитие идет
теми же фазами, как развитие природы
и истории; оно... повторяет движение
земной планеты'. В этой работе Герцен
вполне в духе гегельянства обосновывал
последовательный историоцентризм ('ни
человечества, ни природы нельзя понять
помимо исторического бытия'), а в
понимании смысла истории придерживался
принципов исторического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская философия предстает
перед нами как история борьбы
двух противоположных направлений:
стремления организовать жизнь на европейский
лад и желания оградить традиционные
формы национальной жизни от иностранного
влияния, в результате которого возникли
две идейные программы: западничество
и славянофильство. России - центр, где
смешивается Западная и Восточная
культуры. В силу борьбы западного
и восточного начал русский культурно-
1) Западничество (основал Чаадаев(1794-1856) Станкевич (1813 1840), в 40е). Считали, что у России нет принципиальных особенностей, отличающих ее от других европейских стран. Россия просто отстала в своем развитии в силу исторических причин (татаро-монгольское иго). Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа.
2) Славянофильство (Киреевский(1806-1856)Хомяков(
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира, так и самого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ