Славянофильство и западничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:11, реферат

Описание работы

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Славянофильство...…………………………………………………………..4
Глава 2. Западничество………………………………………………..………………9
Заключение……………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.69 Кб (Скачать файл)

Западник-радикал Виссарион  Григорьевич Белинский (1811-1848) в молодости  пережил страстное увлечение  немецкой философией: эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, а несколько  позднее - Гегеля. Однако верным гегельянцем  критик был сравнительно недолго. Уже  в начале 1840-х годов он резко  критикует рационалистический детерминизм  гегелевской концепции прогресса, утверждая, что 'судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира'. Персонализм Белинского был неразрывно связан с его увлечением социалистическими  идеалами. Идеал общественного строя, основанного 'на правде и доблести', должен быть воплощен в реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического  гнета.

Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением  критического отношения к столь  увлекавшему его в молодые  годы философскому идеализму. Религиозные  же убеждения молодости уступали настроениям явно атеистического толка. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве все в большей  степени начинает доминировать идеология политического радикализма.

Михаил Александрович  Бакунин (1814-1875) был одним из наиболее ярких представителей российских западников-радикалов. Его философское образование (под  влиянием Н.В.Станкевича) начиналось с  усвоения идей Канта, Фихте и Гегеля. Определенное воздействие на молодого Бакунина оказали сочинения европейских  мистиков (в частности, Сен-Мартена). Но наиболее значительную роль в его  духовной эволюции сыграло гегельянство. В опубликованной в 1842 в Германии статье Реакция в Германии Бакунин  писал о гегелевской диалектике абсолютного духа как о процессе революционного разрушения и творчества. Впрочем, уже в этот период его  отношение к философии становится все более критическим. 'Долой, - заявлял  Бакунин, - логическое и теоретическое  фантазирование о конечном и бесконечном; такие вещи можно схватить только живым делом'. Таким 'живым делом' для него стала революционная  деятельность.

Исключительный по своему напряжению пафос революционного утопизма пронизывает все последующее  творчество Бакунина. 'Радость разрушения есть в то же время творческая радость', - утверждал он. И это одно из многих его утверждений подобного рода. 'Светлое будущее', ради которого Бакунин-революционер был готов жертвовать своей и  чужой жизнью, предстает в его  описании в виде некой грандиозной  утопии, не лишенной религиозных черт: 'Мы накануне великого всемирного исторического  переворота... он будет носить не политический, а принципиальный, религиозный характер...'. В 1873 в работе Государственность  и анархия русский революционер пишет о гегельянстве как о 'веренице сомнамбулических представлений и  опытов'. В своей радикальной критике  всяческой метафизики поздний Бакунин  не ограничивался неприятием философского идеализма. В метафизичности он упрекал  Л.Фейербаха, философов-позитивистов и  даже таких материалистов, как Бюхнер и Маркс.

Александр Иванович Герцен (1812-1870), как и большинство российских западников-радикалов, прошел в своем  духовном развитии через период глубокого  увлечения гегельянством. В молодости  он испытал также влияние Шеллинга, романтиков, французских просветителей (в особенности Вольтера) и социалистов (Сен-Симона). Влияние Гегеля, однако, наиболее отчетливо прослеживается в его работах философского характера. Так, в цикле статей Дилетантизм  в науке (1842-1843) Герцен обосновывал  и интерпретировал гегелевскую  диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира ('алгебра революции'). Будущее развитие человечества, по убеждению автора, должно привести к революционному 'снятию' антагонистических противоречий в  обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским  теориям придет научно-философское  знание, неразрывно связанное с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. Центральной  творческой силой 'всемирного реалистического  биения пульса жизни', 'вечного движения' выступает, по Герцену, человек как 'всеобщий разум' этого универсального процесса.

Эти идеи получили развитие в основном философском сочинении  Герцена - Письмах об изучении природы (1845-1846). Высоко оценивая диалектический метод Гегеля, он в то же время  критиковал философский идеализм и  утверждал, что 'логическое развитие идет теми же фазами, как развитие природы  и истории; оно... повторяет движение земной планеты'. В этой работе Герцен вполне в духе гегельянства обосновывал  последовательный историоцентризм ('ни человечества, ни природы нельзя понять помимо исторического бытия'), а в  понимании смысла истории придерживался  принципов исторического детерминизма. Однако в дальнейшем его оптимистическая  вера в неизбежность и разумность природного и социального прогресса  оказалась существенным образом  поколебленной.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия предстает  перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский  лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество  и славянофильство. России - центр, где  смешивается Западная и Восточная  культуры. В силу борьбы западного  и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости  и даже катастрофичности. Направления  в русской философии:

1) Западничество (основал Чаадаев(1794-1856) Станкевич (1813 1840), в 40е). Считали, что у России нет принципиальных особенностей, отличающих ее от других европейских стран. Россия просто отстала в своем развитии в силу исторических причин (татаро-монгольское иго). Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа.

2) Славянофильство (Киреевский(1806-1856)Хомяков(1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России., тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской  и мировой философии. В своем  содержании она обращается и ко всему  миру, и к отдельному человеку и  направлена как на изменение и  совершенствование мира, так и самого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2006
  2. В.В. Миронов Философия: учебник – М.: Норма, 2009
  3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2007
  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М., 2006
  5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа – М.1991

Информация о работе Славянофильство и западничество