Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:58, реферат
Описание работы
Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», развивая богословско-историческую концепцию, в которой объясняет вхождение «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле эволюции нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия на Руси для развития мировой цивилизации.
Философская мысль в России начинает
зарождаться в ХI в. под влиянием
процесса
христианизации. В это время Киевский
митрополит Илларион создает знаменитое
«Слово о законе и благодати», развивая
богословско-историческую концепцию,
в которой объясняет вхождение «русской
земли» в общемировой процесс торжества
божественного света. Дальнейшее развитие
русской философской мысли проходило
в русле эволюции нравственно-практических
наставлений и обоснования особого предназначения
православия на Руси для развития мировой
цивилизации. Наиболее характерным, в
этом смысле, является созданное во времена
правления Василия III учение игумена Елиазаровского
монастыря Филофея о «Москве как третьем
Риме».
Оригинальные поиски русской философской
мысли продолжались на протяжении ХVI -
ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере
противоборства двух тенденций. Первая
акцентировала внимание на самобытности
русской мысли и связывала эту самобытность
с неповторимым своеобразием русской
духовной жизни. Вторая же тенденция выражала
стремление вписать Россию в процесс развития
Европейской культуры. Представители
этой тенденции считали, что поскольку
Россия встала на путь формирования позже
других стран Европы, то она должна учиться
у Запада и пройти тот же исторический
путь.
Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое
оформление эти две тенденции получили
в 40 - 60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию
представляли славянофилы, а вторую - западники.
Идеологию западников поддерживали
такие авторитетные мыслители и общественные
деятели как В.Г.Белинский, Н. Г. Чернышевский,
А. И. Герцен.
Глава 1.
Славянофильство
Славянофильство как одно из главных
направлений политической и философской
мысли ХIХ в. оставило заметный след в духовной
истории страны. Славянофилы создали социологическую
и философскую концепции, в которых придали
своеобразную форму русскому национальному
самосознанию. Они поставили проблемы
России и Запада, особого пути России,
общины и государства, положили основание
русской религиозно-идеалистической философии
второй половины XIX в.
Главная задача славянофильства заключена
в поисках места культуры русского народа
в системе культур Запада и Востока. В
ответ на нигилизм Чаадаева и космополитизм
западников славянофилы утверждали, что
русская история, социальные структуры,
быт, национальное сознание, т.е. вся культура,
не должны подводиться под другие, неадекватные
ей модели. Она обладает собственными
жизненными ценностями и собственными
перспективами. Немало пищи для размышлений
русского человека о своем национальном
достоинстве давала и область политических
отношений, сложившихся после смерти Петра
I. Превращение дома Романовых в немецкую
династию, бироновщина, откровенные симпатии
Петра III и Павла I к пруссачеству, подчинение
ими внешней политики династическим интересам,
офранцуживание дворянства - таковы факты
свидетельствующие о существовании многих
причин, болезненно затрагивающие русское
национальное чувство. Сильное возбуждение
чувства национальности у многих европейских
народов было вызвано наполеоновскими
войнами. Для России в этом смысле решающее
значение имела война 1812 г., которая
всколыхнула народную энергию и заставила
передовых людей того времени по-новому
взглянуть на историческую роль русского
народа и международное значение России.
С этого времени понятие «народность»
прочно входит в русскую литературу и
общественную мысль.
Конечно, перечисленные выше факты не
могут толковаться как система или идеология
славянофильского типа. Но они заключают
в себе много моментов, послуживших известной
почвой, на которую опирались славянофилы
при выработке своей историко-социологической
концепции и особенно своего взгляда на
историю России. Идеология славянофильства
претерпела известную эволюцию. На 30-е
и начало 40-х годов падает становление
политической и философско-социологической
теории старших представителей славянофильства
- А.С.Хомякова и И.В.Киреевского, заложивших
основы этого учения. Они сохраняют руководящее
положение в кружке вплоть до 60-х годов.
В 40-е и 50-е годы славянофилы оформляются
в группу единомышленников, ставшую значительной
силой в идейной борьбе. В это время вокруг
Хомякова и И.Киреевского объединяются
братья Аксаковы, Ю.Самарин, П.Киреевский,
В.Кошелев и другие менее влиятельные
лица. После крестьянской реформы 1861 г.,
которая по-новому поставила все общественные
вопросы, славянофильство переживает
упадок и постепенно утрачивает былую
общественную значимость. В качестве главных
деятелей пореформенного славянофильства
наряду с И.Аксаковым, Самариным и Кошелевым
выступают новые деятели: Ап.Григорьев,
П.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев.
К ним примыкает Ф.М.Достоевский и отчасти
Вл.Соловьев.
Славянофильство оставило следы не только
в консервативных и религиозно-идеалистических
учениях второй половины ХIХ в. По крайней
мере, три пункта историко-социологической
концепции славянофилов были использованы
и получили иное звучание в идеологи и
русской революционной демократии второй
половины ХIХ в., а именно: община как социально-экономическая
форма народного бытия; особый путь России
- идея, возникшая из факта ее отсталости,
и отрицание государственности, явившее
собой форму протеста против самодержавного
деспотизма.
Славянофилы опирались на «самобытников»,
на православно-русское направление в общественной
мысли России. В основе их философского
учения лежала идея о мессианской роли
русского народа, о его религиозной и культурной
самобытности и даже исключительности.
Исходный тезис учения славянофилов состоит
в утверждении решающей роли православия
для развития всей мировой цивилизации.
По мнению А.С.Хомякова, именно православие
сформировало «те исконно русские начала,
тот «русский дух», который создал русскую
землю в ее бесконечном объеме».
Глава 2. Хомяков
Алексей Степанович
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860гг.)
- литератор, идеолог славянофильства.
Родился в старинной дворянской семье,
где получил православное воспитание,
позволившее ему никогда не испытывать
религиозных сомнений, и хорошее образование.
В 15 лет Хомяков сделал перевод "Германии"
римского историка Тацита, ставший его
первой печатной работой. Успешно выдержав
экзамен в Московском университете, Хомяков
получил степень кандидата математических
наук. В 1822г. был определен на военную службу
в престижный Астраханский кирасирский
полк, затем перевелся в лейб-гвардии Конный
полк. Живя в Петербурге, Хомяков познакомился
со многими декабристами, но не разделял
их политических, взглядов. Получив в 1825г.
бессрочный отпуск, Хомяков отправился
в заграничное путешествие, положившее
начало его негативному отношению к европейской
цивилизации. В 1828 г., уйдя добровольцем
на турецкую войну, он проявлял чудеса
храбрости и воинской доблести. При этом
он был необыкновенно милостивым: никогда
не убивал убегающего врага. По словам
его командиров, у него была "холодная
и доблестная сабля". Он воевал по-рыцарски:
только лицом к лицу с врагом, за храбрость
проявленную в русско-турецкой войне был
награжден орденом Анны с бантом. После
подписания Адрианопольского мира в 1829г.
вышел в отставку, и жил в московском доме
на Арбате.
Широко одаренный человек, Хомяков проявил
себя как литератор (о его стихах лестно
отозвался А. С. Пушкин), богослов, философ,
историк, чрезвычайно разнообразное творческое
наследие, которого составило 8 томов.
Являясь убежденным монархистом, Хомяков
считал необходимой деятельность Земского
собора с выборным представительством,
ратовал за отмену смертной казни, реформу
суда и развитие просвещения. Рассматривая
борьбу и взаимодействие различных религий
как основной фактор исторического развития,
Хомяков считал православие истинным
выражением христианства. В 1839г. он написал
программную статью "О старом и новом",
ставшую отправной датой формирования
идеологии славянофильства. Хомяков пытался
доказать, что русский православный мир,
являющийся ядром русской культуры, станет
той нравственной силой, которая преобразует
мир на подлинно христианских началах.
В выполнении этой задачи Хомяков видел
историческую миссию России.
Хомяков
увлекался геологией, астрономией, успешно
занимался сельским хозяйством и даже
запатентовал в Англии изобретенную им
паровую машину. Добиваясь прибыльности
своих аграрных предприятий, Хомяков убедился
не только в нравственно, но и экономически
необоснованном существовании крепостного
права, составив в 1859г. проект реформы
освобождения крестьян с землей и за выкуп.
В этом же году был избран председателем
Общества любителей российской словесности.
Умер от холеры в 1960 году. «Хомяков
был очень крупный, очень сильный,
очень цельный человек, в нем
отразились лучшие черты целой
эпохи, целого уклада
жизни, отошедшего в историю
и воспринимаемого нами главным
образом эстетически. В типе
Хомякова есть пленительная эстетическая
законченность»1.
§ 2.1 Соборность
как истина и свобода во Христе
Путь богословского творчества, адресованного
русской аудитории, для мыслителя середины
XIX в. был практически закрыт в силу сразу
двух факторов: во-первых, письменное творчество
славянофилов всегда преследовалось цензурой,
и особенно жестоко – в последние годы
правления Николая I, именно в пору поворота
Хомякова к богословию; во-вторых, в сфере
богословия в России царил дух косности
и запрета, застылое отсутствие творческой
мысли и развития. Хотя имелись яркие исключения
– Филарет (Дроздов), патролог архиепископ
Филарет (Гумилевский) и другие – но для
фигуры богослова-мирянина с живым языком,
с творческим подходом, здесь не было места;
и сам Хомяков отзывался о богословской
ситуации с едкой горечью: «Стыдно, что
богословие как наука так далеко отстала…
Макарий провонял схоластикой… Я бы мог
назвать его восхитительно – глупым…
Стыдно, если иностранцы примут такую
жалкую дребедень за выражение нашего
православного богословия»2. Тем не менее,
Хомяков пишет свои труды на французском
языке и публикует их во Франции. В число
богословского корпуса входят: «Церковь
одна», краткий текст, часто называемый
«катехизисом Хомякова» и тезисно излагающий
учение о Церкви и таинствах, три полемические
брошюры, обращенные к западному читателю,
письмо к М.Бунзену, немецкому переводчику
Библии, и ряд писем религиозно-богословского
содержания. Брошюры и письма были написаны
по-французски, так что единственный богословский
труд на родном языке – «Церковь одна».
Понятно, что описанный корпус не мог содержать
полной богословской системы. Однако нет
никакого сомнения, что богословие Хомякова
открыло новый этап не только для русской,
но и для общеправославной богословской
мысли, с течением времени становясь предметом
активного исследования и полем межконфессионального
диалога.
В своих богословских трудах А. С. Хомяков
обратился к теме соборной Церкви, через
которую только и может совершиться преображение
человека. В отношении Церкви Хомяков
определял соборность как «единство во
множестве».
Понятие соборности является основополагающим
в христианской философии А.С.Хомякова:
соборность это "свобода в единстве",
свободное единение людей, основанное
на христианской любви и направленное
на совместные поиски пути спасения. Идеалом
соборности является Собор Ипостасей
Святой Троицы, а наиболее соборной реальностью
Православная Церковь, ведущая Россию
к соборной цельности духа. Соборность
понималась славянофилами прежде всего
как церковная соборность — свободное
единство верующих в деле совместного
понимания ими правды православия и совместного
отыскания пути к спасению. Свободное
единство православных верующих должно
основываться на бескорыстной любви к
Христу как носителю совершенной истины
и праведности. Единство в свободе на основе
любви — вот сущность соборности как явления
русского духа.
Он первым кратко и полно сформулировал
сущность русской идеи как пребывания
в благодатном соборном единении всех
людей с целью стяжания Духа Святого и
обретения Царства Божия.
Церковь - это свобода во Христе. Мысль
о том, что государство не имеет права
насильственно заставлять людей веровать,
не нравилась очень многим сановным людям.
Хомякова даже обвиняли в анархизме.
Чиновникам
от Синода трудно было понять, что Церковь
- это не учреждение, не внешний авторитет
и атрибут власти, а сама Истина - духовный
организм, в котором Благодать воплощена
в видимой исторической плоти. Церковь
не может принуждать к истине, поскольку
сама является Истиной. И поэтому Римская
церковь не является Церковью. Потому
и Русской Православной Церкви необходимо
позволить жить в ее естественной и единственно
возможной форме - быть свободной от государственной
опеки. Свобода во Христе не может быть
несвободной. Хомяков верил, что Церковь
освободится от синодального плена. К
сожалению, это произошло слишком поздно.
Патриаршество было для вразумления всех
нас восстановлено именно в тот момент,
когда рухнуло государство.
§ 2.2 Критика западных
исповеданий,
противопоставление
церковного разума рассудку
В своей работе “Церковь Одна” Хомяков
осмыслил состояние католицизма и протестантизма
и пришел к выводу, что их отпадение от
Святой Соборной Апостольской Церкви
привело к тому, что их по сути нельзя считать
Церквами.
В рационалистических трудах западных
философов, у которых бытие свелось к мысли,
а мысль призналась в бессилии обрести
Истину, Хомяков видел самоослепление
и бессмысленную игру ума. Отпав от Истины,
нельзя обрести ее там, где ее нет. Он усматривает
гносеологическую ошибку рационализма
в том, что источник познания только в
рассудочной деятельности, а не во всей
полноте сил духа. Рассудок постигает
только законы познаваемого; живая действительность
воспринимается всею полнотой сил духа.
В онтологии Хомяков успел установить
только одно понятие Сущего, которое он
определяет как Разумную Волю или как
Волящий Разум.
В Соборности Хомяков видел и гносеологию
- возможность познания Истины, и онтологию
- бытие во всей полноте - в благодатном
соединении со Христом.
Николай Бердяев называл Хомякова «рыцарем
Церкви»: он был прежде всего воинственным
полемистом с католичеством и протестантизмом.
Он подверг критике западную идею авторитета
Церкви, т.е. того, что иерархия имеет авторитет
перед простым народом в вопросах веры
и морали. Авторитет – признак ослабления
веры, признак глубокой отчужденности
между «клиром и миром». Где есть авторитет
– там нет, и не может быть соборности.
«Церковь не авторитет, как не авторитет
Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет
есть нечто для нас внешнее. Не авторитет,
говорю я, а истина и в тоже время Жизнь
христианина, внутренняя Жизнь его; ибо
Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью
более действительною, чем сердце, бьющееся
в груди его, или кровь, текущая в его жилах;
но живут, поколику он сам живет вселенскою
жизнью любви и единства, то есть жизнью
Церкви»3.
Римо-католическое положение о церкви
«учащей» и «обучаемой» глубоко возмущало
Хомякова: он не мог допустить, чтобы весь
верующий народ вне иерархии оказывался
и вне истины. Не только клирики, но и простые
верующие люди являются носителями соборного
церковного сознания. Хранитель истины
Православия – весь церковный народ, а
не только епископат или клир, или папа.
Католицизм Хомяков критиковал как авторитет
без свободы, протестантизм – как свободу
без авторитета. Протестантизм все-таки
не смог остаться совсем без авторитета:
им стало Священное Писание, ключ к пониманию
которого, по мнению Лютера, лежал именно
в самом Писании, а не в Предании Церкви,
как считает Православие. «Недостатки
римской церкви и протестантства, по мнению
Хомякова, имеют один и тот же психологический
источник — страх. Одни боятся потерять
единство церкви, другие боятся потерять свою свободу.
Но как те, так и другие думают о небесном по-земному.
Католики считают, что ересь восторжествует
в том случае, если будет отсутствовать
центральная власть, решающая вопросы
догматов. Протестанты придерживаются
другого мнения. Они считают, что, если
каждый будет вынужден соглашаться с мнением
других, наступит интеллектуальное рабство»4.
«Три голоса громче других слышатся в
Европе, - пишет Хомяков. - «Повинуйтесь
и веруйте моим приказам», - это говорит
Рим. «Будьте свободны и постарайтесь
создать себе какое-нибудь верование»,
– говорит протестантство. А Церковь взывает
к своим чадам: «Возлюбим друг друга, да
единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого
Духа»5.
Хомяков выступал
за воцерковленность всех сфер человеческой
деятельности – воцерковленность разума,
совести, творчества, и вообще всей культуры.
Именно в Церкви достигается истина, поэтому
истинная философия возможно только в
границах церковного сознания.