Славянофильство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 18:58, реферат

Описание работы

Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием
процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», развивая богословско-историческую концепцию, в которой объясняет вхождение «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле эволюции нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия на Руси для развития мировой цивилизации.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

 

 

§ 2.3 Социальный идеал по образу Церкви – единство в свободе

  и на основе любви

Социальная философия Алексея Степановича Хомякова покоится также на принципе "органичности" - отсюда культ "общины" (Хомяков придавал величайшее значение русской деревенской общине, миру с его сходками, принимающему единодушное решение, и его традиционной справедливостью в соответствии с обычаем, совестью и внутренней истиной) и борьба с индивидуалистическими тенденциями современности, но отсюда же горячая защита свободы. Мыслитель ненавидел рабство, говоря,  что аристократический и рабовладельческий строй не свойственен нашей нации. По его словам, безнравственность является главным злом рабства. Рабовладелец всегда отличается большей безнравственностью, чем раб: христианин может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем. Здесь Хомяков говорит и о крепостном праве, настаивая на необходимости его ликвидации. Идеал социальной, по его мнению, жизни дан в Церкви, как единстве в свободе на основе любви, - и это определяло изнутри стойкое и непоколебимое исповедание свободы у Хомякова. Из органического понимания социальной жизни вытекает и отношение к государству. У него нет никаких даже намеков на анархическое отвержение государства. Для Хомякова в порядке исторической реальности народ - значительнее и существеннее государства; сама верховная власть покоится на том, что народ признает ее властью: повиновение народа - это акт суверенитета. Народ, будучи источником власти, вручает эту власть царю, который и несет "бремя власти". Себе же народ оставляет "свободу мнения". 

§ 2.4 Миссия России – стать наиболее христианским из всех обществ

Николай Лосский писал: «Западная Европа оказалась неспособной воплотить христианский идеал цельности жизни, потому что она переоценила логический способ познания и рациональность. Россия же до сих пор не смогла воплотить в жизнь этот идеал по той причине, что полная и всеобъемлющая истина по своей сущности развивается медленно, а также и по той причине, что русский народ уделяет слишком мало внимания разработке логического способа познания, который должен сочетаться со сверхлогическим пониманием реальности. Тем не менее, Хомяков верил в великую миссию русского народа»6.

Он призывал Россию, повинуясь всемирному развитию истории, встать впереди всемирного просвещения. Он был глубоко убежден в избранности роли России. Эта роль заключалась в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. Когда русский народ полностью проявит все духовные силы и признает принципы, лежащие в основе православия, тогда миссия Руси начнет свое воплощение. История дает России право встать в центре деятельности мировой цивилизации. Так как принципы, которыми она руководствуется, характеризуются завершенностью и многосторонностью. «Это право дается только тому государству, на граждан которого возлагаются особые обязанности. Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ»7.

Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.

 

Глава 3. Оценки философии Хомякова Флоренским, Бердяевым,  и другими 

Священник Павел Флоренский  в работе «Около Хомякова» поставил вопрос вообще о его церковности. Возражение Флоренскому было сделано Бердяевым, который оценил книгу как «отречение от Хомякова». «Статья священника. П. Флоренского о Хомякове, – пишет Николай Бердяев, - написанная в форме рецензии на огромное исследование проф. В. Завитневича, — не только крупное событие, но и настоящий скандал в православном, славянофильствующем лагере. Учитель Церкви неославянофилов, глава и вдохновитель московского кружка возродителей православия совершил акт отречения от учителя Церкви старых славянофилов — Хомякова. Священник Флоренский не только отрекся от Хомякова, но и признал идеи его опасными по своим последствиям для православной Церкви, провозгласил его имманентистом немецкого типа. В православных кругах Хомякова до сих пор считали величайшим и даже единственным православным богословом»8.

Владимир Соловьев критиковал учение Хомякова о Церкви – «он все время имеет в виду православие – идеальное, католичество же – реальное, причем в идеальном все чисто, в реальном же все замарано»9.

Нельзя не обратить внимания на отношение Н.Бердяева к мыслям и трудам А.С.Хомякова, написавшего о нем подробную монографию. В этой работе Николай Бердяев стремиться дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его  миросознании  и мироощущении. Вместе с тем он преследует цели критической оценки славянофильства Хомякова. В одной из глав он пишет: «Хомяков и Иван Киреевский - основоположники славянофильской философии, которая  может  быть  названа  и национальной русской философией, отражающей все  своеобразие  нашего  национального  мышления. Внезапная смерть помешала обоим  славянофильским  мыслителям  разработать  свою  философию. Основатели славянофильства  не  оставили  нам больших философских трактатов, не создали систему.  Философия  их  осталась  отрывочной,  она  передалась  нам  лишь в нескольких  статьях,  полных глубокими интуициями. Киреевский едва приступил к  обоснованию  и развитию славянофильской философии, как умер от холеры. Та же  участь  постигает и Хомякова, пожелавшего продолжить дело Киреевского. В этом  было  что-то провиденциальное. Быть может, такая философия и не должна быть  системой.  Славянофильская  философия  - конец отвлеченной философии и потому  уже  не  может  быть  системой, подобной другим системам отвлеченной философии.   То   была  философия  цельной  жизни  духа,  а  не  отсеченного интеллекта,  не  отвлеченного рассудка. Идея цельного знания, основанного на органической  полноте  жизни,  -  исходная  идея  славянофильской  и русской философии.   Вслед   за   Хомяковым   и  Киреевским  самобытная,  творческая философская   мысль   всегда   ставила   у  нас  себе  задачу  раскрытия  не отвлеченной,  интеллектуальной  истины,  а  истины  как  пути  и  жизни».

Влияние Хомякова простиралось очень далеко. Продолжение его мыслей о церковности, соборности, свободе, можно встретить у отца Сергия Булгакова; доводами Хомякова пользовался и М.А.Новоселов

На Западе труды Хомякова, в особенности его экклесиология, вызвали живой и пристальный интерес, особенно в католической среде. Уже в первой трети ХХ в. он был признан католическими богословами, а в середине ХХ в. известный кардинал Конгар постоянно обращается к мыслям Хомякова в вопросах экклесиологии. У католических богословов есть серьезные исследования, посвященные Хомякову (о. Бернард Шульце, Эрнст Зуттнер, о. Пол Патрик О`Лири и др.) При всей откровенности Хомякова в анализе коренных причин разделения между Восточной и Западной церквами, в его трудах католическое богословие находит возможность преодоления послетридентской схоластики.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенным экклесиологическим взглядам Хомякова, отметим его ключевые мысли в понимании Церкви: принцип Церкви – соборность, соборность свободная, свободная в единодушной любви ее членов.

Авторитет для Церкви неприемлем, ибо он является чем-то внешним. Носитель истины в Церкви – не одна иерархия, но весь церковный народ, вся церковная полнота.

Заслуга Хомякова, по слову Ю.Самарина, в том, что он «первый взглянул на латинство и протестантство из Церкви, следовательно, сверху; поэтому он и мог определить их»10.

В заключении целесообразно вставить слова Ю.Самарина друга и последователя отца славянофильства, характеризующие личность Алексея Степановича Хомякова и его философию: «В былые времена тех, кто сослужил Православному миру такую службу, которую сослужил ему Хомяков, кому давалось логическим уяснением той или другой стороны Церковного учения одержать для Церкви над тем или другим заблуждением решительную победу, тех называли учителями церкви. Как назовут теперь Хомякова – мы не знаем… Как! Хомяков, живший в Москве на Собачьей площадке, наш общий знакомый, ходивший в зипуне и мурмолке; этот забавный и остроумный собеседник, над которым мы так шутили и с которым так много спорили; этот вольнодумец, заподозренный полициею в неверии в Бога и в недостатке патриотизма; этот неисправимый славянофил, осмеянный журналистами за национальную исключительность и религиозный фанатизм; этот скромный мирянин, которого семь лет тому назад в серый осенний день на Даниловом монастыре похоронили пять или шесть родных и друзей да два товарища его молодости; за гробом которого не видно было ни духовенства, ни ученого сословия; о котором через три дня после его похорон Московские Ведомости, под бывшею их редакциею, отказались перепечатать несколько строк, писанных в Петербурге одним из его друзей; которого еще недавно та же газета, под нынешнею редакциею, огласила ересиархом; этот отставной штаб-ротмистр  Алексей Степанович Хомяков – учитель Церкви? Он самый!»

 

Список используемой литературы

  1. Бердяев Николай. Алексей Степанович Хомяков. http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0130.shtml  10.10.07.
  2. Хорунжий С.С. Опыты из русской духовной традиции.-М.: Издательский дом «Парад», 2005.-448 с.
  3. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. -М.: Московский философский фонд издательство «Медиум», 1994. - Т.2. -477с.
  4. Лосский Н.О. История русской философии. http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/index.html 25.10.07.
  5. Бердяев Н.А. ХОМЯКОВ И СВЯЩ. ФЛОРЕНСКИЙ http://az.lib.ru/h/homjakow_& florensry/text_0164.shtml. 25.10.07

 

 

Оглавление

 

1 Н. Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0130.shtml 10.10.07.

2 А.С.Хомяков Письмо к А.Н.Попову от 23 окт.1848г. Цит. по: Хорунжий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005.С.131

3 Хомяков А.С. Соч. в 2-х т. М., 1994. т.2, с. 43 - 44.

4 Лосский Н.О. История русской философии. http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/index.html 25.10.07.

5 Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. М.,  1994, т.2. с. 195.

6 Лосский Н.О. История русской философии. http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/index.html 25.10.07.

7 Там же.

8  Бердяев Н.А. ХОМЯКОВ И СВЯЩ. ФЛОРЕНСКИЙ http://az.lib.ru/h/homjakow_& florensry/text_0164.shtml. 25.10.07

9 Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0130.shtml. 25.10.07

10 Цит. по: Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/text_0130.shtml 25.10.07.

 


Информация о работе Славянофильство