Смысл человеческого бытия. Проблема развития эгоизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Многие философы и мыслители пытались ответить на вопросы: для чего живет человек, с какой целью пришел он в этот мир и в чем смысл жизни? Больше всего этот вопрос всегда интересовал именно философов (а в последнее время и психологов), которые и посвящали данной проблеме и поиску решения многие годы, а иногда и всю жизнь.

Содержание работы

1. Введение
2. Человек в поисках смысла
3. Цель творения
4. Развитие эгоизма, как необходимый этап в эволюции человечества
5. Развитие осознанное и неосознанное
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

философия1.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Введение

2. Человек в поисках  смысла

3. Цель творения

4. Развитие эгоизма,  как необходимый этап в эволюции  человечества

5. Развитие осознанное  и неосознанное 

6. Заключение

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

   Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе.

   Многие философы и мыслители пытались ответить на вопросы: для чего живет человек, с какой целью пришел он в этот мир и в чем смысл жизни? Больше всего этот вопрос всегда интересовал именно философов (а в последнее время и психологов), которые и посвящали данной проблеме и поиску решения многие годы, а иногда и всю жизнь.

   Проблема смысла жизни тесно связана с проблемой сущности человека. Каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе и пытается найти решение, как можно более точно соответствующее своим моральным устоям, жизненным принципам, да и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно человеку решить этот вопрос. Одни видят смысл существования в том, чтобы иметь семью, детей, дать им хорошее образование, достойную специальность, «вывести их в люди». Другие заявляют о том, что хотят стать миллионерами, и смысл жизни видят в обретении богатства. Третьи посвящают себя науке, видя свое предназначение в том, чтобы выяснить, как устроен наш мир. Четвертые полагают, что никакого смысла в нашем существовании нет («все суета сует»). Пятые ищут ответ в религиях и разнообразных духовных течениях.

   В данной работе автор, проанализировав различные точки зрения на данную проблему, делает попытку ответить на вопрос о смысле бытия.

 

 

2. Человек в поисках  смысла

 

   На протяжении всей истории развития человечества в каждом поколении находились люди, которые задавали себе вопрос: «Почему я живу?». Вопрос этот, в сущности, о своем происхождении, об источнике жизни, о начале всего сущего.

   У человечества всегда вызывало любопытство то, как складывалась история, что происходило на Земле миллионы, миллиарды лет тому назад, откуда мы появились. Но вопрос о нашем происхождении – не о том, как возникли в процессе эволюции наши тела, а о создавшей нас силе. Спрашивая, во имя чего мы существуем, мы обращаемся к будущему, пытаемся определить конечную цель нашего существования.

   Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.

Формирование внутреннего  мира начинается в детстве. В этом возрасте человек обретает способность погружаться в себя, в свои переживания, открывает целый мир новых эмоций, впечатлений, постигает красоту природы. В это время человек начинает задумываться над проблемой смысла жизни, впервые задает себе вопрос «Для чего я живу?». Однако, не найдя ответа, отгоняет его прочь от себя. Тем не менее, с течением времени, уже в более зрелом возрасте, у некоторых людей вновь возникает этот вопрос, не дает им покоя, заставляет искать ответ. Именно поэтому в значимые для человека исторические периоды одна за другой появлялись различные идеи о смысле жизни.

   Например, для Сократа смысл человеческой жизни заключался в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Для Александра Македонского, Наполеона Бонапарта и Адольфа  Гитлера главной целью было силовое  завоевание других государств с целью  создания мировой империи.

   Для марксистов-ленинцев смысл жизни составляла классовая борьба и победа мировой революции над капитализмом и империализмом. И какое же огромное количество людей захватила (и погубила) в свое время эта идея!

Есть категория людей, для которых смысл жизни заключен в страдании. Они считают, что  благодаря страданиям люди реализуют «самое человеческое» в себе, обретают зрелость, растут и перерастают самих себя. Именно там, считают они, где люди беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там они ощущают необходимость измениться.

   В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Таким образом, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо стремится к тому же, чего хотят окружающие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

   Тем не менее, ответ на вопрос о смысле жизни должен быть найден. Бывают случаи, когда истина открывается буквально в последнее мгновение, перед лицом смерти (например, вспомним разбойника на кресте рядом с распятым Иисусом).

   Человек может обрести смысл жизни в творчестве, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры, или в любви.

Уважения заслуживают те люди, кто, не находя смысла в обычной человеческой деятельности, впечатлениях, переживаниях, посредством изменения отношения к своему положению поднимаются над ним и перерастают собственные пределы.

   Однако осознать цель своей жизни – это еще не все; необходимо достичь ее. Реализация смысла существования не может происходить автоматически. Этот процесс требует полной отдачи и участия человека.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал в  свое время, что: «Когда кто-то спрашивает о смысле или ценности жизни – он болен».

С Фрейдом можно согласиться  лишь в том случае, если человек  в процессе поиска смысла жизни обнаруживает в итоге внутреннюю пустоту. Например, великий полководец Александр Македонский, завоевавший почти весь мир, умирая, говорил: «Я ухожу из этого мира с пустыми руками». На языке современной психологии это парадоксальное явление называется «феномен отчаяния, несмотря на успех». Знаменитый психотерапевт Виктор Эмиль Франкл назвал этот феномен «экзистенциальный вакуум» (внутренняя пустота).

   Поиски смысла жизни сами по себе не являются чем-то странным, необычным. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего, это проявление интеллектуальной искренности и честности.

   В поисках ответа на вопрос о смысле жизни человеку может помочь наука каббала. Она говорит о том, что смысл жизни состоит в достижении цели творения и правильной реализации своего предназначения.

В настоящее время науку каббала начинают изучать во всем мире (с ней знакомы люди уже в 132 странах). Каббалисты скрывали ее в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени, пока не появилась настоятельная необходимость в ней во всем мире, поскольку эгоизм вырос настолько, что человечество начало осознавать тупиковость своего пути.

 

3. Цель творения

 

   Предназначения – достижения контакта с высшей силой, управляющей им. Вследствие сближения с высшей силой, называемой в науке каббала Творец, сутью которой является желание насладить творения, т.е. свойство отдачи или альтруизм, человек чувствует огромное наслаждение.

Причиной появления  творения является желание Творца насладить  свои творения. Теперь остается выяснить, кого или что следует понимать под словом «творения».

«Творение» в науке  каббала означает не что иное, как  желание насладиться, т.е. свойство получения, или эгоизм. Творец наделил  творение желанием наслаждаться тем, что  Творец хочет ему дать.

Таким образом, Творец и  творение – это абсолютно противоположные по своей природе свойства: альтруизм (Творец) и эгоизм (творение).

   Творец находится над временем и пространством, и Его желание мгновенно претворяется в действие. Иначе говоря, Его мысль является действием. Поэтому, как только Творец захотел создать творения и дать им наслаждение, Его желание немедленно реализовалось, и в одно мгновение возникли все миры, наполненные всеми теми наслаждениями, которыми Творец желал насладить творения.

   Создав миры, нисходящие сверху вниз вплоть до нашего мира, Творец максимально отдалил нас от Себя, так что теперь творение находится на самом нижнем уровне.

   Мы не можем постичь сущность Творца, Его самого, однако можем постичь и раскрыть Его отношение к нам – исследуя Его действия относительно нас. По действиям Творца мы даем Ему то или иное определение. Каббалисты, полностью постигшие отношение Творца к нам, дали Ему имя «Добрый и Творящий Добро».

   Чтобы предоставить возможность человеку самому, своими усилиями и свободным выбором достичь Совершенства, Творец скрыл Себя (исходящий от Него свет), создал миры, которые, словно оболочки, скрывают Творца. Постепенно, раскрывая миры, человек проходит сквозь них и достигает Творца. На данном этапе развития Творец полностью скрыт от нас. Такое состояние называется «этот мир», или «наш мир».

   Раскрытие миров происходит в ощущениях человека. Раскрытие происходит в мере подобия человека Высшей Силе, т.е. в той мере, в которой человек исправляет свой эгоизм, тьма расступается, и человек начинает ощущать систему управления, отношение Творца к себе.

   Превращение первозданного эгоизма в духовное свойство – альтруизм – происходит под воздействием особого света, нисходящего от Творца к человеку. Этот свет приходит к человеку и исправляет его только тогда и в той мере, в которой он сам просит об этом. Только достигнув подобия Творцу, человек начинает ощущать Творца, достигает бесконечного и вечного наслаждения.

 

 

4. Развитие эгоизма,  как необходимый этап в эволюции  человечества

 

   Получив некоторое представление о замысле творения, проследим, как происходит развитие человека в нашем мире, каким образом человечество идет к высшему и совершенному состоянию, уготованному ему Творцом.

Вся наша история началась с появлением желания наслаждаться. На первом этапе это было желание  нулевой степени (толщины, глубины). Это очень маленькое желание – в нем человек ощущает импульс всего-навсего к телесным наслаждениям, таким, которые есть и у животного: семья, секс, еда, кров, тепло. В таком состоянии человечество находилось в течение тысяч лет.

   Затем человек почувствовал стремление к богатству, почестям, власти и знаниям, пока не достиг желания познать Высшую Управляющую Силу. Итак, мы выделяем

-желание телесных наслаждений,

-желание богатства,

-жажда почести, славы, власти (провоцируют изменение всех общественно-экономических формаций),

-стремление к знаниям,

-стремление к Высшей Силе.

   Они сменяют друг друга на протяжении всего развития человечества.

В наше время человечество проходит этап, о котором ученые-каббалисты говорят с самого начала зарождения науки каббала (примерно с 18 века до н.э.). В соответствие с каббалистическими источниками, начиная с 1995 года и далее, в человечестве должно возникнуть стремление к высшему наполнению, знанию, поскольку человек уже исчерпал все свои предыдущие желания. В последовательных кругооборотах жизней он прошел все периоды развития эгоизма, и, хотя в нем и существуют в смешении все предыдущие желания, все-таки желание к высшему превалирует над остальными: человек ощущает, что не получает удовлетворения от наполнения доступными ему наслаждениями.

   Философы древности, хотя и изучали науку каббала, но не приняли ее как метод практического исправления природы человека, и мир продолжал развиваться только благодаря силе своего неисправленного эгоистического желания. В книге «Зоар» сказано, что эта книга должна быть скрыта от человечества до конца 20 века, когда эгоизм достигнет такого уровня, что человек не найдет в нашем мире ничего, что могло бы наполнить его. Это ощущение вынудит человека прислушаться к советам науки каббала.

Желание получить наслаждение  – это и есть наша суть. Оно  называется «душа». Как она наполняется? Через пять «отверстий» тела –  через пять органов чувств:

-зрение,

-слух,

-обоняние,

-вкус,

-осязание.

   Желание получить наслаждение ощущает пять видов наполнения.

Через пять «отверстий»  в своем теле человек получает извне информацию и далее, с помощью разума, памяти и аналитических систем мозга, абсорбирует ее, в соответствии со своим воспитанием, характером, настроением, сиюминутным желанием и многими другими человеческими особенностями, а затем наслаждается или страдает и, соответственно, приближает или отталкивает ее от себя.

   Все исследования человека сосредотачиваются внутри него. «Выйти наружу» и ощущать «вне себя» человек не способен. Мы можем только расширить диапазон восприятия наших природных органов ощущений: вместо зрения использовать микроскоп и телескоп, вместо слуха – радар и т.д.

Информация о работе Смысл человеческого бытия. Проблема развития эгоизма