Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:23, контрольная работа
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он «старше» ислама на целых двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Америки и Европы.
Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, японской культуры. Эта удивительная способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт, которая выделяет буддизм среди остальных мировых религий, позволила буддизму вобрать в себя большое количество местных культов, идеологий, верований, народных обрядов, культур на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении многих веков.
Введение
1. Смысл человеческого бытия в буддизме
2. Смысл учение Будды
Заключение
Список литературы
Учение Будды проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем людям в известные моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество обречено на страдания. Будда только развил эту идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться от нее, с ней он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.
Свое учение Будда разделил на три
части: теорию илидогматику,
Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенарейской проповеди (как нагорная проповедь Иисуса Христа). Она знаменита тем, что в ней содержится переход от религиозного эгоизма брахманов к состраданию обездоленным.
Будда совершенно отрицал браминский центр бытия, мировую душу, Брахму; он понял, что сущность бытия браминов – не что иное, как отвлеченное представление, пустота, и что на самом деле существуют только дробные явления, не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному изменению. Говорят, что Будда якобы сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал бесполезными. Все внимание основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым преисполнен мир.1 В своих проповедях Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной жизни), так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.
Отсутствие постоянства в мировой и земной жизни составляет одну из максим учения Будды и, по его мнению, есть величайшее из всех зол – это «огонь, пожирающий весь мир».
Его слова, когда он касался этой максимы, поражают своей безнадежностью и горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно рано или поздно распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его прошедшую жизнь. Утром мы видим какой-нибудь предмет, к вечеру уже его не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем?…»
Но и смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного изменения, - он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так без конца вращается колесо перерождений, и от этого круговорота есть одно только прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного – «исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений»2. Нирвана – это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Тем самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны нелегко. Достигший ее называетсяархатом (в санскрите «архат» - заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость). Буддизм корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния нирваны, архат.
О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна – есть причина достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана также беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Нирвану нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…»3 К нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель для всех людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это лечебница, врачующая от всякого рода страданий».
Заключение
Будда как метафизик смотрел
на жизнь и ее явления сквозь призму
субъективного мировоззрения. Глубоко
разочарованный в жизни, он пришел к
отрицательному, безотрадному и одностороннему
взгляду на жизнь и, как результату
этого взгляда, учению о нирване.
Он совершенно упустил из виду, что жизнь
человека не должна быть пассивной, что
цель ее заключается не в бездействии
и сне, а в энергичной деятельности и борьбе,
в стремлении к развитию нравственных
идеалов человека и в уничтожении всего,
что противодействует этому развитию,
и, смотря на жизнь с собственной точки
зрения, создал нравственное учение, высший
идеал которого состоит в подавлении всякого
жизненного ощущения, в смерти заживо,
в уничтожении мысли и чувства. Буддизм
оказал существенное влияние на все стороны
жизни и, особенно на культуру принявших
его стран. Распространение буддизма способствовало
созданию тех синкретических (слитных,
нерасчлененных) культурных комплексов,
совокупность которых и образует так называемую
буддийскую культуру (архитектура, скульптура,
живопись, литература, буддийская наука
и схоластическая образованность), имевших
наибольшее значение в эпоху раннего средневековья.
В своей основе, буддизм религией не является.
В отличие от христианства или ислама,
это в первую очередь практическое учение.
Не налагающее обязанностей и обязательств,
а всего лишь показывающее один из возможных
путей постижения жизни.
Буддизм можно сравнить с "Книгой о
вкусной и здоровой пище". Мы вынуждены
кушать по несколько раз в день, но как
часто мы пользуемся знаниями из мудрой
книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила
здоровье?
Список литературы
1. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1997.
2. Философия. – М.: Юристъ, 2001.
3. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М.: Восточная литература РАН, 2001.
4. Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю.Бондарева. – М.: Фаир Пресс, 2002.
5. Кочетов А.Н. Буддизм. – М.: Наука, 1983.
6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.
7. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. – М.: Мысль, 1981.
8. http://kzdocs.docdat.com/docs/
9. http://www.superinf.ru/view_