Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания_________5
1.1. Смысл жизни________________________________________________5
1.2. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека________8
Глава 2. Судьба и поиски смысла жизни____________________________11
2.1. Судьба и жизненный путь____________________________________11
2.2. Поиски смысла жизни________________________________________15
Глава 3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации______16
Глава 4. Смысл и цель жизни_____________________________________19
Заключение____________________________________________________22
Список используемой литературы_________________________________24

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения небытия все события  жизни оказываются неважными, несущественными. Основная задача судьбы-небытия, противостоящей человеку, − поглотить его. Поэтому смерть – единственное значительное, «судьбоносное» событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью, − сама жизнь – неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются до непространственной точки на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь не иначе, как абсолютную бессмыслицу, где все события  равнозначны или, что то же самое, равно не имеют значения. В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и не освещен высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не мной задуманная жизнь, не я ее автор.

Лишь одно чувство нежелания  покориться судьбе и сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Сам гамлетовский вопрос: быть или не быть, склониться или сразить ее в противоборстве – уже форма утверждения бытия.

Стремление обмануть судьбу, «игра» с судьбой незаметным образом  меняет характеристики самой судьбы. Она «очеловечивается». Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай – это «псевдоним свободы». С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно обмануть. Человек пререкается с судьбой. Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. «Фортуну можно пинать ногами, как женщину, - писал Макиавелли, - она так же капризна и своенравна». Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая. «Мужем рока» назвал Наполеона Лермонтов, о Ленине как «человеке судьбы» писал Н. Бердяев. Трагическое противостояние бытия – небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими деяниями придает желаемую форму. Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу. Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.

Так обнаруживается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба – это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связанность, завершенность человеческого бытия, его «логика». Так понимаемая судьба уже не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Судьба не рудимент древнего мировоззрения – это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром. Судьба оказывается элементом самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе – борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фикцией, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают модус, качество реальности. Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Другими словами, такие явления, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может освоить иначе, как в форме судьбы. Судьба, следовательно, необходимый элемент человеческого «жизнеустроения», жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретика, это мир человеческих поступков, выборов, решений.

Разные представления  о судьбе – как неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности  человеческого бытия, замысле человека о самом себе – по-разному реализуются в различных жизненных мирах.

Жизненный мир не имеет  строгих контуров, четкой и осознанной смысловой структурированности, это  некая духовно-материальная целостность, в которой образ мира не отделен от своего прообраза.

Основная его черта – ясное осознание цели. И тем самым – осознание себя, своих потребностей. Весь естественный мир непосредственной жизненности как бы воссоздается, конструируется заново, рационализируется. Умственный взор человека обращается на себя самого. В результате исходные, витальные потребности теряют свою непосредственность, корректируются, «подправляются» и тем самым угасают, пропущенные сквозь горнило разума. Возникает второе противоречие – в отношении индивида к самому себе.

Так на первый взгляд простое  отношение, лежащее в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от фанатичного стремления к достижению цели, подчиняющей себе человека целиком, не позволяющей задуматься, остановиться, оглянуться, до разросшегося до размеров всей Вселенной сомнения, погружения в бесконечные поиски оснований собственной жизни, парализующего всякую целенаправленную деятельность.

Мир цели несет в себе зерна саморазрушения, он так же опасен для человека, как и мир  непосредственной жизненности.

Предполагаемый день исполнения всех желаний неизбежно  должен оказаться днем исчезновения человеческой индивидуальности, всего  того, что человек приобрел в процессе движения к цели. Недаром образ  смерти, ждущей человека в конце  его жизненной дороги, ведущей к исполнению желаний, так характерен для европейской культуры. Главным условием отстаивания себя оказывается недостижимость цели, постоянное движение к ней как заранее обреченная на провал попытка соединить мир человеческой субъективности и внешний мир. Человек постоянно находится между двумя необходимостями, ускользая от тисков судьбы. Чем масштабнее цель, тем разрушительнее для человека ее исполнение. Остановка – также гибель, крушение мира, в основании которого лежит деятельность по движению к цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Поиски смысла  жизни.

Отсутствие смысла жизни  или невозможность его реализовать  порождает у человека состояния  экзистенциального вакуума, невроз, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Однако накопление смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопросы о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. Именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Австрийский психолог В. Франкл вводит представление о ценностях. Это позволяет обобщить возможные  пути, посредством которых человек  может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что  мы даем жизни ( в смысле нашей творческой работы). Во-вторых, посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей). И, в-третьих, благодаря позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому мнению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Осуществление смысла жизни  является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости  бытия человека в мире, невозможности  отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя.

 

 

 

 

Глава 3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации.

Человеческая субъективность есть не что иное, как сложный и противоречивый внутренний мир человека, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называемых пограничных ситуациях. К важнейшим экзистенциональным характеристикам человеческого бытия относятся: сущность и существование, свобода, ответственность, смысл жизни.

Свобода – способность  и реальная возможность человека действовать в соответствии с  собственными желаниями и волей. Основные трактовки свободы в  истории философии были связаны  с принципами фатализма, согласно которым человеческая жизнь, как и все в мире, предопределена судьбой, роком или божественной волей, а свобода человека заключается в умении слушать эту волю и жить в рамках предопределенности, а также волюнтаризма, где источник свободы – свободная воля человека.

По мнению Канта, нравственные поступки, соответствующие высоким  нормам морали, может совершать только свободный человек как мыслящее существо, собственным разумом определяющий свои цели. Внутренняя свобода человек  – мера его самоуважения и достоинства  в борьбе с естественными эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Человек, как сознательно-моральное существо, должен относиться с уважением не только к себе, но и к другим людям.

Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос о  том, для чего человек обладает свободой. В разных работах В. Франкл излагает смысл свободы как способность взять на себя ответственность за свою судьбу. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол и правовой нигилизм.

Одним из смыслов свободы является свобода как авторство, свобода, как бы принявшая в себя выбор со всеми его последствиями в материальном мире и проявляющаяся тем самым как ответственность. Свободный человек – автор самого себя, тот, кто «ставит подпись» под каждым своим поступком.

Но есть и другой способ бытия свободы – свобода недеяния, свобода не выбирать вообще, а навеки остаться с «поднятой ногой» для  шага в будущее, который никогда  не будет сделан. Правда, в этом случае, человек становится рабом собственного воображения, а внешний мир как абсолютная отрицательность целиком определяет его поведение. Свобода оказывается утраченной прежде, чем была осознана.

Не менее пагубно  для человека и осуществление  «псевдовыбора», когда какое-то жизненно важное решение человек принимает, слепо следуя традиции, общественному мнению. «Истинная свобода, - писал русский философ С. А. Левицкий, - есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью».

Обращаясь к различным  философским течениям, касающимся проблемы смысла жизни, мы видим, что понятие свободы идёт бок о бок с другим понятием – творческой деятельностью в судьбе индивида.

Клеймя философию, мораль и религию, как формы упадка, Ницше  указывает на искусство как на всесильное средство против них. Определяя задачу человека и указывая на очеловечение мира в господстве над ним, Великий мыслитель мечтает о том, чтобы мир во властных руках человека обратился в художественное произведение. Уже в зрелую пору Ницше окончательно перешел в решении проблемы смысла жизни на почву гетевской мысли, что жизнь должна привести человека к творчеству художественного в себе, жизнь должна сама стать искусством, и на место мертвых художественных творений должен стать сам человек.

Другой философ Лотце считал, что жизнь Человека, как высшего представителя природы, озаряется, глубочайшим смыслом, потому что в его бытии заинтересован не только он сам, но и весь мир. Хотя в основе мира и лежит творческая субстанциальная основа, его одушевляющая и созидающая по определенным законам, роль человека в нём оказывается необъятно велика: признавая эти законы и подчиняясь им, он должен стремиться внести совершенство во все те ряды, которые начинаются от него или в которых он принимает сознательно-волевое участие. Назначение человека – помогать совершенствованию мира; совершенствуясь сам, он совершенствует мир; чем богаче личность, тем богаче мир.

Творческо-активная роль личности в учении Лотце подчеркивается и другими сторонами его миросозерцания. Он решает вопрос о бессмертии души той степенью, в какой личность выполняла в этом мире свое назначение. По сути, он поставил истину на антропоморфический путь, заявив, что истинным, как и предметом безусловного одобрения для познающего духа может быть только то, что согласуется с необходимыми условиями, заложенными в самом духе35.

Что есть творчество в  контексте проблемы смысла жизни, и  какова его роль в системе общечеловеческих ценностей?! В этом мы постараемся  разобраться в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Смысл и цель жизни.

Проанализировав различные  концепции поиска смысла человеческой жизни на примере рассматриваемых  нами философов, можно составить  общее представление об атмосфере, в которой протекали эти самые  поиски. Именно поэтому мы завершим наш историко-философский мониторинг и проведём небольшое аналитическое исследование.

Чем больше разных мнений, тем дальше они удалены от истины! Это простое правило позволяет  нам утверждать, что как не пытались лучшие мыслители разгадать тайну  смысла жизни человека, дать однозначный обоснованный ответ им так и не удалось. В чём же заключается главная ошибка философской мысли, и почему главный вопрос Человечества до сих пор продолжает оставаться без ответа?! Попробуем разобраться в этом с самого начала, - с определения.

Смысл жизни (бытия) - философская  и духовная проблема, имеющая отношение  к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее  огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Приведённая формулировка в целом соответствует нашему представлению о раскрываемом понятии, поэтому в дальнейшей работе мы будем  отталкиваться от неё. Для начала стоит определиться, что мы подразумеваем под «конечной целью существования» и фактором её определяющим: Природу, Бога или самого Человека? Если речь идёт о Природе, то и ответ о смысле жизни нужно искать далеко за рамками человеческого общества; если мы говорим о Боге, значит нужно дать чёткое определение этой силе; если же возносить Человека до уровня творца своей судьбы, то и смысл его жизни становиться неопределённым, ведь количество мнений о нём прямо пропорционален количеству людей.

Не менее шатка и  другая часть определения, где человек  рассматривается как «биологический вид». Достаточно только допустить возможность существования т.н. жизни после смерти, как биологический организм из автономной единицы сознания превращается в биологическую оболочку для бестелесной души, зачем-то помещаемой в тело при рождении. Как мы видим, от одного только представления о строении человека, в корне изменяется и представление о смысле его жизни.

Если мы верим в  эволюцию биологических видов, нам  легко поверить и в деторождение, как истинный смысл жизни, хотя с точки зрения Природы это будет не более чем инстинкт самосохранения; если мы веруем в Бога, нам легко внушить любой смысл, который якобы «снизошёл к нам с небес», хотя сейчас «пророков» помещают в психиатрические лечебницы; если же мы совместим религиозную и научную картину мира, нас ожидают невероятные открытия, но это уже тема другой научной работы…

Информация о работе Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания