Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания_________5
1.1. Смысл жизни________________________________________________5
1.2. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека________8
Глава 2. Судьба и поиски смысла жизни____________________________11
2.1. Судьба и жизненный путь____________________________________11
2.2. Поиски смысла жизни________________________________________15
Глава 3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации______16
Глава 4. Смысл и цель жизни_____________________________________19
Заключение____________________________________________________22
Список используемой литературы_________________________________24

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Стоит понимать, что в  основе любой философской концепции  должен лежать прочный научный фундамент, - если знаешь что такое розетка, не нужно гадать, почему в неё нельзя совать пальцы. Нельзя сказать, что труды великих философов были тщетны, ведь смысл жизни человека ими всё-таки был найден, просто он был ловко завуалирован большим количеством заумных слов и ответвлений мысли. Как ни странно, но есть то, что объединяет все, даже совершенно противоположные, точки зрения воедино; то, в чём видел смысл человеческой жизни каждый мыслитель, вне зависимости от эпохи и национальной принадлежности. Речь идёт о самосовершенствовании.

Лейбниц видит его  в поиске пути к Богу, Кант призывает к обузданию «естественных склонностей» и приобщению к «высшему благу» через развитие личности, Ницше возвышает физическое тело и стремиться к созданию «сверхчеловека»… Все они призывают людей к одному – к саморазвитию, которое каждый из них видит в соответствии со своими знаниями и представлениями об окружающей действительности.

Парадокс и сложность  проблемы поиска смысла жизни заключается  не в отсутствии ответа на вопрос, а  в отсутствии ответа на ответ, ведь истинное значение простого, на первый взгляд, понятия «самосовершенствование» в действительности требует серьёзного научно-философского исследования.

Является ли профессиональная карьера или творческая самореализация, по замыслу Природы или Творца, частью этого самого понятия?! Скорее всего, нет! Ведь в большинстве своём труд человека обусловлен личными интересами, а не какими-то высшими общечеловеческими ценностями, а творчество может нести в себе как созидание, так и разрушение. Это, равно как и создание семьи, можно рассматривать как цель жизни, но не как её смысл. Стоит чётко разграничить эти два понятия.

Смысл жизни человека заключается в том, что не зависит  ни от времени, ни от положения в  обществе. Это то, чего нельзя купить или украсть; то, что остаётся с  нами даже когда сердце прекращает биться. Речь идёт о нас самих, а если говорить конкретнее – об уровне нашего личностного развития. Именно к таким выводам я прихожу в процессе своих личных исследований в области неизученных законов Природы и человеческого общества…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В жизни  каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда  он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и  может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а, следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.

Мир духа, мир абсолютных ценностей, добра, красоты, истины освобождает  человека от унизительной зависимости: ни социальная среда, ни телесные немощи, ни капризы природы больше не довлеют  над человеком. Судьба есть там, где есть нечто внешнее, противоположное человеку. Но вот человек «выносит за скобки» то отягощенное материей пространство, которое символизирует судьба, он свободен от желаний, не стремится к целям, подчиняющим его себе. Если в мире непосредственной жизненности человек был его неподвижным центром, в мире цели – точкой, устремленной вовне, «вектором», то мир всеобщего полностью меняет положение человека: он уже не есть средоточие мира, точка его внутренней опоры – вне его. Мир вне пространства и времени, мир вечности, абсолютное царство духа освобождает человека от тягот жизни.

От всех живых существ человек  отличается более всего тем, что  на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает  «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

Вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бубер, М. Два образа веры. – М., 1995.
  2. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни. – Мн., 1988.
  3. Канке, В. А. Основы философии. – Москва: «Логос», 2001. – С. 133 – 135.
  4. Там же. С. 137.
  5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студента – М.: Филологическое общество «Слово», 2000. – C. 535 – 536.
  6. Там же. С. 536 – 539.
  7. Там же. С. 560 – 565.
  8. Там же. С. 569 – 570.
  9. Там же. С. 544 – 545.
  10. Там же. С. 573.
  11. Козел А. А. Философия. – Мн.: Академия МВД, 2006. – C. 291.
  12. Там же. С. 292 – 293.
  13. Там же. С. 293 – 294.
  14. Назарова, О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. – М., 1989.
  15. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  16. Фролов И. Т., Арефьева Г. С., Гайденко П. П. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений (в двух частях). 2 часть. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 247 – 248.
  17. Там же. С. 250.
  18. Там же. С. 257.
  19. Фромм, Э. Иметь или быть. – М., 1991.
  20. Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – C. 225.
  21. Там же. С. 233 – 234.

 

 

 




Информация о работе Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания