Смысл жизни как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Наиболее значительными для понимания сегодняшней культуры становятся изменения в сфере коммуникации. Фактически мы уже оказались внутри глобального коммуникационного пространства, которое резко меняет характер диалога между культурами. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, находящейся вне диалога культур, но оказывающая огромное влияние на диалог всех культур между собой.

Содержание работы

Смысл жизни и катастрофа современной культуры. Экзистенциальная фрустрация. 3
Проблема сущности человека и вопрос о смысле жизни. 8
Альтернативные концепции смысла жизни: атеизм и религия. 11
ЛИТЕРАТУРА 13

Файлы: 1 файл

смысл жизни.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический  университет

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Смысл жизни как философская  проблема»

 

 

По дисциплине «Философия»

За второй семестр 2010 – 2011 учебного года

 

Зачетная книжка № 0906878

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

специальности ПСК

заочного факультета

Пронина ЛА.

 

Проверил:

 

 

 

 

Саратов 2010

 

Содержание 

 

  1. Смысл жизни и катастрофа современной культуры. Экзистенциальная фрустрация.           3
  2. Проблема сущности человека и вопрос о смысле жизни.   8
  3. Альтернативные концепции смысла жизни: атеизм и религия.                11
  4. ЛИТЕРАТУРА                                                                                                13

 

 

Смысл жизни и катастрофа современной культуры.

В наши дни особенно актуальной становится проблема диалога, взаимодействия разных культур, проблема их интеграции и достижения высшего синтеза, ориентированного на гуманистические идеалы, на принципы социальной справедливости, на гармоничное развитие человека.

Наиболее значительными для понимания сегодняшней культуры становятся изменения в сфере коммуникации. Фактически мы уже оказались внутри глобального коммуникационного пространства, которое резко меняет характер диалога между культурами. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, находящейся вне диалога культур, но оказывающая огромное влияние на диалог всех культур между собой.

Кризис локальной культуры представляет собой естественный процесс  в рамках того технологического пути, который был выбран нашей цивилизацией.

Процесс смены культурных ценностей и включения в нее  новых, процесс более длительный и сложный, чем смена научной  картины мира перед лицом фактов. Ценности культуры имеют свойство приращения, тогда как новые научные открытия часто базируются на отрицании предшествующих.

Новые ценности настолько  расходятся с традиционными, что  их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым.

Научно-техническая революция  в сфере информатики и коммуникационных средств общения создает невиданные ранее возможности для контакта разных культур, пусть и в несколько нетрадиционной, непривычной, даже в некоторых случаях упрощенной форме. Не выходя из дому, мы можем слышать и видеть образцы культуры, в том числе и высокой культуры, которые ранее для нас были недоступны даже пространственно. Однако одновременно этим наносится и мощнейший удар по старой системе локальных культур.

На современном этапе  развития культуры в связи с резким увеличением массива новокультурных образований низовая, массовая культура начинает доминировать, в каком-то смысле, подавляя высокую. Таким образом, понятие кризиса культуры можно связать с характеристикой диспропорции, которая образовалась во взаимоотношении двух ее частей, что породило в обществе ситуацию, когда на глазах одного-двух поколений рядом с Культурой с большой буквы создалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. В ее центре стоит так или иначе понимаемая повседневность как наивысшая культурная ценность, которая, в свою очередь, сопряжена с такими формами жизненного поведения, как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т.д.

Современная массовая культура проявляется также и в том, что фактически это культура подростковая, невзирая на возраст ее носителей или возраст ее воспринимающих.

В рамках современной  культуры то, что раньше считалось  необходимым скрывать от глаз посторонних, переходит в свою противоположность, становясь открытым. Некоторые запретные  в рамках старой культуры взаимоотношения между людьми стали, напротив, наиболее модными и популярными. В обществе происходит сексуальная революция, которая выводит традиционно прикрытые, что не означает - запрещенные, изображения сексуальной жизни людей и соответствующих переживаний за рамки индивидуальной интимности.

Сейчас история нашей  страны, да и всего мира протекает  под знаком нестабильности, шаткости мира. В такой ситуации человек  теряется, его жизнь которую он строил годами, рушится, а идеалы меняются, меняются и цели и сам смысл  жизни. Как известно история иногда повторяется, о чём свидетельствует Доклад Бердяева, зачитанный на Съезде лидеров Мировой Христианской Федерации в 1931г. “Судьба человека в современном мире”.

«…Всё в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, всё стало проблематическим. Мир пришёл в жидкое состояние, в нём не осталось твёрдых тел, он переживает революционную эпоху и внешне и внутренне, эпоху духовной анархии. Современный европейский человек потерял веру, которой он пытался в прошлом веке заменить христианскую веру ….. Но в одном современный человек оптимистичен и полон веры, у него есть кумир, которому все приносят жертву ….. Современный человек верит в могущество техники, машины, иногда кажется, что это единственное, во что ещё верит ….. Человек сам её создал, она продукт его гения его разума, его изобретательности, она детище человеческого духа. Человеку удалось расковать скрытые силы природы и использовать их для своих целей, внести теологический принцип в действие сил механико-физико-химических. Но овладеть результатами своего дела человеку не удалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе. Техника есть единственная сфера оптимистической веры современного человека, самое большое его увлечение. Но она же приносит человеку много горечи и разочарований, она порабощает человека, ослабляет его духовность, грозит ему гибелью. Кризис нашего времени в значительной мере порождён техникой, с которой человек не в силах справиться. И это кризис прежде всего духовный. Природный мир, в котором в прошлом привык жить человек, уже не представляется вечным порядком…»

Этот доклад был зачитан  в 1931 году, но проблемы практически  те же. Только теперь они гораздо глубже и серьёзнее, человек с головой ушёл в технический мир, мир виртуальной реальности, придумал себе другой мир. Тогда как реальный мир находится на пороге гибели. Смогут ли современные науки предотвратить эту гибель? Это вопрос скорее риторический, время покажет.

 

Экзистенциальная фрустрация.

Известный австрийский  ученый В. Франкл дал основательный  анализ одной из человеческих потребностей - потребности в смысле жизни.. Он рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, имеющую отношение к различным видам деятельности людей, включая и трудовую.

Неудовлетворение  потребности в смысле жизни, которую  люди не всегда могут осознать и  сформулировать, часто приводит, по В. Франклу, к возникновению "экзистенциальной фрустрации". Удовлетворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей людей и их воспитания.

Тем не менее он существует — смысл, который вытащит вас  из любых невзгод и даст жизненную  силу во время крушения всех остальных  смыслов. Не принцип удовольствия, а принцип поддержания эмоционального тонуса и остроты эмоций изо дня в день влечет нас по жизни.

Виктор Франкл первым обратил внимание на то, что в  обществе тотального потребления происходят достаточно странные изменения «настроения  и ощущения жизни». «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». Одно из открытий, сделанное Франклом, состоит в том, что у людей, добивающихся наслаждений и развлечений, проблем со смыслом оказывается значительно больше, чем в среднем у населения.

Поддержание эмоционального тонуса в равной степени беспокоит всех: и тех, кто сделал карьеру и живет внешне благополучной жизнью, и тех, кто сегодня бьется за минимум. Человек начинает интересоваться смыслом жизни лишь тогда, когда жизнь у него устроена («сначала пища, потом мораль»). Этому, однако, противоречит то, что потребность и вопрос о смысле жизни возникают именно тогда, когда человеку живется хуже некуда.

В переводе с латинского «эмоция» означает «потрясаюсь», «волнуюсь». Волноваться можно в положительном и отрицательном смысле. Согласно информационной теории, сила эмоции отражает силу потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Человек, естественно, стремится к воспроизведению положительных эмоций.

Первые положительные эмоции связаны  с удовлетворением самых насущных потребностей: потребностей жизни. В процессе приобретения жизненного опыта или в процессе удовлетворения основных потребностей происходит условно-рефлекторное закрепление эмоциональных реакций за первоначально нейтральными стимулами. Всю свою жизнь человек стремится к поддержанию эмоционального тонуса, стараясь получать как можно больше положительных эмоций, и свести к минимуму возникновение отрицательных эмоций. Ориентируясь на эмоции значимых лиц, мы постепенно расширяем свою потребностно-мотивационную сферу, постигая, таким образом, смысл некоторых высших потребностей.

Индивидуальный человеческий опыт может сложиться настолько  своеобразно, что даже получение  отрицательных эмоций может стать  насущной потребностью, вызывая особое переживание «очищения», изменения себя в лучшую сторону перед лицом наказания или непоправимой потери.

 

Проблема сущности человека и вопрос о смысле жизни.

Вопрос смысла жизни  и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в “машине” социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

Проблема смысла жизни  поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого  размышляющего о бытии человека. Человек - единственный среди живых существ - способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его  от других живых существ. Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людей и их представлений о смысле жизни. Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества. Так на смену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потусторонней жизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служить истине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностей человека (стремление к достижению наибольшего наслаждения), экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания и смерти) и т.д.

Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом  аспекте предлагает В. Франкл, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.

Франкл утверждает:

а) что человеческий дух  есть особая сущность, которая и  испытывает потребность в смысле;

б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;

в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность  перед Богом;

г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который  всегда и в любой ситуации провидит "должное".

Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и в силу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективно имеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла - субъективно, но объективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле. Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.

Цель есть еще не достигнутый  результат, к которому человек намеренно  стремится. Возможный результат  должен объективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к нему стремиться так как он был бы недостижим). Намерение также объективно обусловлено потребностью "человека рационального" в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нет смысла говорить о рациональном управлении поведением. Если же он намеренно активен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретной объективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человек пытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализации одного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всего множества таких возможностей в качестве целей. Цель сознательного существования человека - изменить смысл этого своего существования (на более желательный из возможных).

Поиск каждым человеком  смысла является главной силой его  жизни, а не "вторичной рационализацией" инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен  только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

Франкл подчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются  самим индивидом; их нужно искать и находить. Найти смысл - не конечная цель человека. Нужно еще осуществить его. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличии от влечения, порождаемого потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения. Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности.

Информация о работе Смысл жизни как философская проблема