Смысл жизни как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Наиболее значительными для понимания сегодняшней культуры становятся изменения в сфере коммуникации. Фактически мы уже оказались внутри глобального коммуникационного пространства, которое резко меняет характер диалога между культурами. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, находящейся вне диалога культур, но оказывающая огромное влияние на диалог всех культур между собой.

Содержание работы

Смысл жизни и катастрофа современной культуры. Экзистенциальная фрустрация. 3
Проблема сущности человека и вопрос о смысле жизни. 8
Альтернативные концепции смысла жизни: атеизм и религия. 11
ЛИТЕРАТУРА 13

Файлы: 1 файл

смысл жизни.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, учение о  смысле жизни в теории Франкла  может быть выражено в следующем  тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя.

 

Альтернативные концепции  смысла жизни: атеизм и религия.

Вопрос о смысле жизни  есть вопрос о предназначении человека. Не ”почему", а для чего живет человек! С незапамятных времен он занимал человека. Есть, пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе “Миф о Сизифе”, только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное— имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями— второстепенно.

Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в  том, “существует ли логика, приемлемая вплоть до самой смерти?” Среди  многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом.

Для первого подхода  наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христос на вопрос что делать?: “Вот дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал”. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанционального добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь мира бессмысленна, так же, как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).

В основе второго подхода, характерного для эпохи Просвещения  и для марксизма, лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели— совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас “не будет иметь удела” (Бердяев).

В соответствии с третьим  подходом, жизнь нe имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Атеисты всегда вели борьбу с религиозными представлениями о смысле жизни. Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем - то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений, писал Л. Фейербах.

Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Правильно определить смысл своей  жизни – это и значит найти  самого себя.

Уже стали крылатыми  слова Ф.М. Достоевского, что человек есть тайна и разгадывать ее нужно всю жизнь. Сегодня, как никогда ранее, человечество сосредоточенно вглядывается в самого себя и порой как бы вновь открывает Человека: то с радостным изумлением и восхищением, то с горьким разочарованием. Человек - уникальное и изумительное существо, поразительное творение природы и истории, утверждают одни мыслители. Человек - ошибка природы, у него нет будущего, он обречен на вырождение и гибель, считают другие. Потому что человеческая природа отличается разнообразием и непостоянством. В отличие от всех других живых существ человек способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности – удивительное и существенное своеобразие человека. Это во многом и определяет проблему человека как открытую и вечно незавершенную, но которая была и остается неисчерпаемой.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. В. Франкл. Психология личности. М., 1982
  2. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. - М., 1998
  3. Бердяев Н. Смысл истории. М. 1990
  4. Введение в философию: Учебник для вузов. М., 1990.
  5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник.- М., 1999.
  6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- М., 2000.
  7. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.
  8. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.:Политиздат. 1990.
  9. А. Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.
  10. В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература, 1990.
  11. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993.

 


Информация о работе Смысл жизни как философская проблема