Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.

Содержание работы

Введение. Постановка проблемы смысла жизни.
1. Смысл жизни в отечественной философии
2. Решение проблемы смысла жизни в философии и социологии Запада
Заключение.
Библиографический список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

О духовном и  мирском делании. Но как же быть со всеми остальными человеческими  делами, со всеми интересами нашей  эмпирической жизни, со всем тем, что  отовсюду нас окружает и заполняет  нашу обычную жизнь ? Автор книги  даёт ответ: І Жизнь осмысливается только отречением от её эмпирического содержания; твёрдую подлинную опору для неё мы находим лишь вне её; лишь перешагнув за пределы мира, мы отыскиваем ту вечную основу, на которой он утверждён. Пребывая в нём мы охвачены и вместе с ним шатаемся и кружимся в бессмысленном вихре.І Это значит, что никакое земное человеческое дело, никакой земной интерес не может осмыслить жизнь, и в этом отношении они все совершенно бессмысленны; но когда жизнь уже осмыслена иным началом - своею последней глубиной, то она осмысленна всецело и, следовательно, всё её содержание. Жизнь как наслаждение, власть, богатство, как упоённость миром и самим собой есть бессмыслица; жизнь как служение есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно. Но нужно помнить, что человек праведно свободен от мирского труда и мирской борьбы только в том случае, если он в своей духовной жизни осуществляет ещё более тяжкий труд, ведёт ещё более опасную и трудную борьбу. Серафим Саровский, простоявший на коленях на камне 1000 дней и ночей и говоривший о цели этого подвига: І Томню томящего мяІ обнаружил неизмеримо больше терпения и мужества, чем самый герой-солдат на войне. Кто живёт в сегодняшнем дне, - не отдаваясь ему, а подчиняя его себе, - тот живёт в вечности. Своё нравственно-психологическое выражение такая правильная установка находит в смирении, в сознании ограниченности своих сил и вместе с тем в душевной тишине и прочности, с какою совершаются эти дела сегодняшнего дня, это соучастие в конкретной жизни мира; тогда как идолопоклонническое служение миру, с другой стороны, всегда проявляется в гордыне и восторженности и связано с чувством беспокойства, неуверенности и суеты. Таким образом, внешнее, мирское делание, будучи производным от основного, духовного делания и им только осмысляясь, должно стоять в нашей общей духовной жизни на надлежащем ему месте, чтобы не было опрокинуто нормальное духовное равновесие. Силы духа, укреплённые и питаемые изнутри, должны свободно изливаться наружу, ибо вера без дел мертва, свет, идущий из глубины, должен озарять тьму вовне. Но силы духа не должны идти в услужение и в плен к бессмысленным силам мира, и тьма не должна заглушить вечного Света.

 

Литература:

 

Н.О. Лосский, История  русской философии, Москва, 1991, с. 339-372

В.В. Зеньковский; История русской философии, Т. 2, ч. 2, Ленинград І ЭгоІ , 1991, с.157-179

Вопросы философии  № 3, 1992, Москва, Наука, 1992, Материалы  к биографии С.Л. Франка, с. 128-130

С.Л. Франк, Духовные основы общества, Москва, Изд. І РеспубликаІ , 1992, Смысл жизни, с. 148-216

Смысл жизни  в работах С.Л. Франк поставил массу вопросов о смысле

 

В.В.Розанова и  Н.Ф.Фёдорова жизни, а все ответы нашел в Евангелии. Но ведь он не первый и не последний в этом плане. Мы ознакомились с мыслями Достоевского, Толстого, Новгородцева и тоже приходили к выводу, что решить вопрос о смысле жизни без Господа Бога невозможно. Да и сама постановка вопроса о смысле жизни говорит о том, что человек, который поставит такой вопрос, уже как-то приобщён к Богу, иначе ничего не выйдет из его умозаключений. Вспомним В.В. Розанова, которого ценил В.В. Зеньковский, а Н.О. Лосский, хотя и считал его оригинальным мыслителем и наблюдателем жизни, но подчёркивал, к сожалению, патологичность его личности во многих отношениях. В.В. Розанов в “Уединённом” пишет: І Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня... Ибо жизнь есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или СпинозыІ (“Уединённое” стр. 11) или І Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали. Миллион лет прошло, пока моя душа выпущена была погулять на белый свет; и вдруг бы я ей сказал: ты, душенька, не забывайся и гуляй І по морали.І Нет, я ей скажу: гуляй душенька, гуляй, славненькая, гуляй добренькая, гуляй как сама знаешь. А к вечеру пойдёшь к БогуІ (стр. 48) и, наконец, последнее: І Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе; например, путешествовать. Тогда всё кажется ярко, осмысленно, всё укладывается в хороший результат. Но и І сидеть на месте хорошо только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но у него в душе было столько движения, что от І сиденияІ его двинулись миры.І (стр. 48)

 

І Счастье в  усилииІ - говорит молодость,

 

І Счастье в  покоеІ - говорит смерть.

 

І Всё преодолеюІ - говорит молодость,

 

І Да, но всё  кончится,І - говорит смерть.

 

Возможно, вот  такой ответ дал бы Розанов  на многие вопросы, поставленные С.Л. Франком. В.В. Розанов тоже искал смысл  жизни. В работе “Семья и жизнь” Розанов видит семью единственным местом, в котором человек может  проявить личное творчество, всячески стремится раскрыть священное значение семьи, рождение детей, в чём и усматривает смысл жизни, предначертанный человеку.

 

Особое место  в развитии христианской философии  принадлежит Николаю Фёдоровичу Фёдорову (1828 - 1903 гг.). Фёдоров связывает  своё учение с христианством, в частности с православием, как религией, а смысл жизни находит в борьбе со смертью с идеей воскрешения и вечности жизни. Фёдоров резко критиковал отрицательное отношение Толстого к высшим культурным ценностям, науке и искусству. Однажды, когда Толстой пришёл в Румянцевскую библиотеку (где Фёдоров работал в качестве библиотекаря в Москве), Фёдоров начал показывать ему книжные сокровища. І Как много люди пишут глупостей, - заметил Толстой, - Всё это стоило бы сжечь.І Фёдоров вспылил: І Я видел за свою жизнь много глупцов, но таких как Вы, ещё не видел.І

 

К сожалению  рамки реферата не позволяют отразить ценные мысли о смысле жизни других русских мыслителей: Замалеев А.Ф. (“Фазисы  русской нравственности”); Кареев Н.И. (“Мысли об основах нравственности”); Розанов В.В. (“Цель человеческой жизни”); Трубецкой Е.Н. (“Смысл жизни”); Лопатин Л.М. (“Теоретические основы сознательной нравственной жизни”); Соловьёв В.С. (“Идолы и идеалы”); Грот Н.Я. (“Устои нравственной жизни и деятельности”); Веденский А.И. (“Условие позволительности веры в смысл жизни”); Безносов В.Г. (“Русская философия конца 19 и начала 20 века о смысле жизни и назначении человека”). Особое место среди них занимает малоизвестный и позабытый религиозный философ К.Н. Леонтьев (1831 - 1891 гг.) поборник Православия, некоторые труды которого не утратили актуальности и по сей день, например его работа “О всемирной любви” (по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике).

 

Литература:

 

Н.О. Лосский, История  русской философии, Москва, І Высшая школаІ , 1991, с.105, (статья о Н.Ф. Фёдорове.)

Н.О. Лосский, История  русской философии, Москва, І Высшая школаІ , 1991, с.435-436, (статья о В.В. Розанове.)

2. Решение проблемы  смысла жизни в философии и  социологии Запада.

 

Феномен “ Жизнь  после жизни” Все рассмотренные теории в истории рус-

 

Раймонда Моуди  ской философии смысла и цели жизни  так или иначе приходят к религии, а все религии таят в себе многие истины , и вряд ли кому-то по силам  познать до конца эти глубокие, фундаментальные истины, заключенные в любой из них. Автору реферата хотелось бы обратиться к работе Раймонда Моуди “Жизнь после жизни”. Дело в том, что в последние годы на Западе и у нас были проведены наблюдения над теми, кто перенёс клиническую смерть. Их состояние и особенно рассказы о том, что им пришлось пережить после умирания, заставили многих по-новому взглянуть на проблемы жизни и смерти, на загадочные и до сих пор необъяснимые проявления человеческой психики.

 

Автор книги  получил в 1969 году диплом доктора  философии со специализацией по этике, логике в философии языка, а затем решил поступить в медицинский колледж с намерением стать психиатром и преподавать философию медицины. Всё это наложило отпечаток на формирование подхода к изучению проблемы выживания после физической смерти. Автор не пытается доказать, что есть жизнь после смерти и не претендует на то, что изучил само явление смерти, но из поисков становится очевидным, что умирающий пациент продолжает осознано относится к окружающему и после клинической смерти. Он твёрдо убеждён, что этот феномен имеет огромное значение не только со стороны теории и практики, особенно в областях психологии, психиатрии, медицины, философии, теологии, но и для нашей жизни повседневной.

 

Моуди пишет: І  События, связанные с различными ступенями испытания на смертном одре, очень необычны. Но с течением времени удивление мой росло всё больше и больше по мере того, как я всё чаще сталкивался с целым рядом ошеломляющих параллелей. Эти параллели встречаются в древних тайных письменах самых различных цивилизаций и культур. (стр. 53)

 

Библия. Ветхий завет, согласно учёным богословам в  нём только два отрывка недвусмысленно говорят о жизни после смерти:

Книга пророка  Исаии, 26 : 19

 

І Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела ! Воспряньте и торжествуйте, поверженные во прахе, ибо... земля извергнет мертвецов.І

 

Книга пророка  Даниила, 12 :2

 

И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление, а так  же Деяния Апостолов 26 : 13 - 26, Первое послание к Коринфянам 15 : 35 - 52.

 

Платон.

Тибетская “Книга мёртвых”.

Эммануил Сведенборг.

Вопросы.

Объяснения.

Впечатления.

Освещение проблемы жизни после смерти необходимо представителям многих профессий и научных направлений. Оно необходимо и врачу, и священнику, и психологу, и психиатру, а врачам прежде всего надо знать, что такое ум, может ли он существовать отдельно от физического тела. Кроме того, вопрос этот выходит за рамки академических и профессиональных интересов. Он глубоко затрагивает личные стороны жизни каждого человека, ибо в зависимости от того, что мы знаем о смерти, будем строить свою собственную жизнь, с её целями и задачами, с её смыслом. Если всё, что в данной книге обсуждалось реально, то это не может не иметь огромного значения для каждого из нас. Тогда поистине выходит, что мы не можем полностью постичь эту Жизнь, не бросив взгляд на то, что лежит за её чертой

 

Литература:

 

Жизнь земная и  последующая, Москва, Изд. Полит. Лит., 1991г. (сборник: 1. Р. Моуди, Жизнь после  жизни; 2. А. Лансберг, Ч. Файе, Встречи с тем, что мы называем смертью; 3. Л. Уотсон, Ошибка Ромео.)

Решение проблемы смысла Хочется думать, что к решению  вопроса о

 

жизни в сочинениях Виктора смысле и цели жизни, как  и к самому этому

 

Эмиля Франкла  и логотерапия вопросу не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому вопросу очень хорошо сказал, что без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек І не согласится и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его были все хлебы.І С другой стороны, много глубокого смысла и мудрости содержат слова Ницше: І тот, кто имеет І зачем жить,І может вынести І любое как.І І

 

В этой связи  имеет большое значение теория и  практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Речь идёт о том, что социальная философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль не только для каждого народа, но и каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы рушатся, а новые не успели сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится в І пограничной ситуации,І на грани бытия или небытия, и каждый должен делать свой нелёгкий выбор, который порой приводит к трагической развязке. Совершенно, не случайно, что впервые эту интеллектуально терапевтическую функцию философии выделил Эпикур именно в период кризиса и крушения древнегреческого полиса. І Пусты слова того философа, - писал он, - которыми не врачуется страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.І

 

Логотерапия, (от греч. Logos - смысл и therapeia - лечение) созданная  В. Франклом, смогла помочь миллионам  людей. Её задача состоит в том, чтобы  справиться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными человеческой жизнью. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако учёный ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это больше, чем психика, это дух, который призвана лечить философия. Логотерапия Виктора Франкла ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить душу, ибо не так уж страшна смерть, по большому счёту, а страшна жизнь, лишенная смысла.

 

Виктор Эмиль  Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, которая в те годы была очагом новаторских  идей в психологии. В 1905 г. активно  функционировало Венское психоаналитическое общество во главе с Зигмундом  Фрейдом. В его заседаниях уже  принимали участие Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, которые свернули с дороги психоанализа и начали прокладывать свои оригинальные пути в науке. В 1930 г. Франкл получил степень доктора медицины, к началу войны была закончена рукопись первой книги - “Врачевание души”. С 1942 по 1945 учёный был в концлагерях, именно там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти ещё хоть одну философскую или психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой. Его книги - философские, психологические, медицинские появляются одна за другой: “...И всё же сказать жизни І ДаІ ” (1946 г.), “Экзистенциональный анализ и проблемы времени” (1947 г.), “Время и ответственность” (1947 г.), “Психотерапия на практике” (1947 г.), “Подсознательный Бог” (1948 г.), “Безусловный человек” (1949 г.), “Человек страдающий” (1950г.). С 1947 г. он начинает преподавать в Венском университете, в 1949 г. получает степень доктора философии, в 1950 г. возглавляет австрийское общество врачей-психотерапевтов. Франкл много ездил по миру, был в Москве в марте 1985 г. и читал лекции в МГУ.

Информация о работе Смысл жизни