Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.

Содержание работы

Введение. Постановка проблемы смысла жизни.
1. Смысл жизни в отечественной философии
2. Решение проблемы смысла жизни в философии и социологии Запада
Заключение.
Библиографический список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

Данный сборник  открывается статьёй “Человек перед  вопросом о смысле”, в которой  Франкл обосновывает социальную значимость логотерапии как психотерапии нашего времени. І У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия,І - так начинается статья. Франкл далее объясняет, почему он сейчас говорит об І экзистенциальном вакууме,І как глубинном чувстве утраты смысла, ощущением пустоты. Если во времена Фрейда человек страдал фрустрацией (расстройством) сексуальных потребностей, то сегодня он страдает фрустрацией потребностей экзистенциальных, что вызывает І ноогенные неврозы,І проистекающие из ценностных конфликтов - угрызений совести. Автор доказывает, что І потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живётся хуже некуда. Свидетельством тому являются умирающие люди из числа наших пациентов, а также уцелевшие бывшие узники концлагерей и лагерей для военнопленных.І Философ считает, что

 

мы здесь  встречаемся с феноменом, который  является фундаментальным для понимания  человека: с самотрансценденцией  человеческого существования. За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. Франкл отмечает ещё очень важный факт, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. Что также верно по отношению к преступности, может быть применено и к сексуальности: І лишь в экзистенциональном вакууме набирает силу сексуальное либидоІ и что эта гипертрофия в условиях вакуума повышает готовность к невротическим сексуальным реакциям. Следует понять, подчёркивает Франкл, что чем сильнее человек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает. Франкл ссылается на слова Эйнштейна, что тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Попытка же дать человеку смысл, свелась бы к морализированию, а мораль в старом смысле слова уже доживает свой век. Франкл часто повторяет: смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта (целостного) ... смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Но вместе с тем смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - есть орган смысла, но даже совесть держит человека в неизвестности того, постиг ли он смысл своей жизни. То, что мы даже на нашем смертном одре не узнаем, не вела ли нас наша совесть - орган смысла - по ложному пути, означает, что одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести. Истина может быть лишь одна, однако никто не может похвастаться знанием, что этой истиной обладает именно он и никто другой.

 

І В век, когда  десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10000 заповедей, заключённых в 10000 ситуаций, с которыми сталкивает жизнь,І - в этом убеждён автор. Но в жизни не существует ситуаций, которые бы были действительно лишены смысла. Поэтому страдание заключает в себе возможность смысла, т. к. осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключённый в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке.

 

Учение о  смысле жизни учит, что смысл доступен любому человеку. Однако нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле

 

своей жизни, - жизнь  ставит этот вопрос перед нами, и  человеку приходится ежедневно и  ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое, І ноэтическое измерение,І в котором локализован смысл. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной І димензионной онтологии,І несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддаётся объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.

 

Утверждая уникальность и неповторимость смысла, Франкл тем  не менее, отвергает некоторые из І философий жизни.І Так смыслом  жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние  человека (субъекта). По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Далее он вводит представление о ценностях жизни - смысловых универсалиях: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

 

Приоритет принадлежит  ценностям творчества, основным путём  реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Ценности творчества являются наиболее важными, но необходимыми. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или лучшим вариантом осмысленной жизни. Индивид, который, никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

 

Новизна подхода Франкла связаны с третьей группой ценностей - ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания.

 

Правильной  постановкой вопроса является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни  вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент, ибо каждая ситуация несёт в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется.

 

Основной тезис  Франкла: жизнь человека не может  лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

 

Основной тезис  третьего учения Франкла - учения о  свободе воли гласит, что человек  свободен найти и реализовать  смысл жизни, даже если его свобода  заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность (обусловленность) человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность (сверхобусловленность). І Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью.І Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им І нет,І принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определить своё поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идёт о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами, - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным. Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и характером, который сам по себе не оправдывает поведения. Напротив, в зависимости от личности характер может претерпевать изменения или сохранить свою неизменность. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и небеспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека определяется позицией человека по отношению к ним. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. Человек - это больше, чем психика; человек - это дух. В этом своём качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способность к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне него. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определённых пределах) самодетерминирующимся существом.

 

Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой, смысл сводится к тому - это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим.

 

Франкл определяет человека как существо, которое постоянно  решает, чем он будет в следующий  момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. І Человек  решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. І

 

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишённая ответственности, вырождается в  произвол. Эта ответственность сопряжена  с бременем выбора человеком, какие  таящиеся в мире и в нём самом  возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность (подлинность) его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

 

Несколько слов о собственно психотерапевтическом аспекте логотерапии. Существуют специфическая  и неспецифическая сферы логотерапии. Специфической сферой являются ноогенные  неврозы, порождённые утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. Неспецифическая сфера применения логотерапии - это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Механизм действия этих техник основывается на двух названных выше фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к сомоотстранению и самотрансценденции.

 

Экзистенциалистская ориентация Франкла несомненна. Основной тезис экзистенциалистской философии - І существование предшествует сущностиІ - находит в работах Франкла  последовательное, продуманное и оригинальное воплощение. Вместе с тем к ряду положений экзистенциализма Франкл относится более чем критически. Франкл аргументировано отстаивает позицию, что мир не сводится к нашим субъективным І проектам,І а существует объективно и независимо от нас. Экзистенциальный анализ Франкла вобрал в себя, помимо экзистенциалистских идей, многое из довольно разных философских течений нашего столетия, включая и Ницше, и Гартмана, и Ленина, и многое другое.

 

В своих психоаналитических идеях, методологическом подходе к личности, Франкл становится единомышленником русских психологов Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В своём кратком предисловии от автора Франкл указывает, что на него огромное влияние оказали сочинения таких русских писателей, как Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого (которых он постоянно цитирует в своих трудах).

 

Литература:

 

В. Франкл, Человек  в поисках смысла, Москва, Изд. І  ПрогрессІ , 1990г.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Допустим, что  смысл жизни человека состоит  в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека имеет в себе самом высшую цель, которой насколько это в его силах, он может подчинить всю природу.І (Кант И. Соч. В 6 т. - М, 1966: - Т.5 - с. 469) К этой точке зрения вплотную приблизился А. Камю, считавший, что мир абсурден и не имеет смысла. І Я продолжаю думать, - писал он, - что в этом мире нет высшего смысла. Но я знаю, что кое-что в нём всё-таки имеет смысл, и это человек, поскольку он один смысла взыскует.І (Камю А. Из философской этики; Вопросы литературы, 1980, № 2, с. 179) К этому вопросу, однако, следует добавить, что поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума даёт основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни.

 

Если иметь  в виду индивидуальный подход к определению  смысла человеческой жизни, то по этому  подходу хотелось бы сказать следующее. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути и большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое; это значит, наконец определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С.Л. Рубинштейна, всё это бесконечно превосходит всякую учёность и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.

 

Приемлемо и  допустимо одно самое главное - это  постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическому интеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному совершенствованию. Кто может реализовать себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Только личность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом её слабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности - синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом. Сила личности аккумулируется в течение всей жизни, она собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на основных І китахІ : желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии. Ибо каждое испытание, постигшее сильную личность, одновременно и подстёгивает и предостерегает. А что такое самоконтроль? Самоконтроль - это сознательное, творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки в самоконтроле - когда, например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть - добродетелью, коварство великодушием, жестокость - милосердием, нетерпимость - состраданием, скепсис - надеждой, безделье - инициативностью. Мудрее преодолеть семь смертных грехов: гордыню, измена-ложь, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень и приблизиться к четырём главным добродетелям: благоразумие, храбрость, умеренности во всём, справедливости. Нелепо опровергать старую, еврейскую пословицу, ум ржавеет от злости. Доктор Ганс Селье обнаружил, что самым мощным источником физиологических симптомов стресса являются негативные мысли и чувства. Основную защиту от этих симптомов Селье видит в позитивных эмоциях. Любовь, вера, отвага, благодарность и доверие активизируют деятельность щитовидной железы и повышает жизненную энергию. Высшее счастье давать любовь: тот, кто любит счастливее того, кто любим, лучше давать, чем брать. Эгоистичный, неспособный к любви человек, обрекает себя на безрадостное одиночество и изоляцию.

Информация о работе Смысл жизни