Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 22:08, реферат
Социально-гуманитарные и естественные науки относительно чётко выделяются в предметной области науки. Если вторые мы относим к знаниям о природе, то первые включают в себя системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, групп государства, человечества. Наука, в том числе и социальная наука, является формой специализированной деятельности по производству знания, осуществляемой в социально-организованной форме и на основе исторически выработанных и развиваемых собственных методов.
Общество отличается от природы наличием действующего субъекта - человека.
Введение.
Специфика социально-гуманитарного познания.
Типические черты социально-гуманитарного познания.
Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Соотношение философии и других наук об обществе.
Социальное и гуманитарное знание.
Особенности социального познания.
Вывод.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра «Философия»
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему: «Социально - гуманитарное познание»
Выполнил:
студент 1 курса
дневного отделения
факультет ВТ - 2 спец.15.03.01
группа 1402
Мышко Георгий Александрович
___________________
подпись, дата
Преподаватель:
___________________
подпись, дата
Москва – 2014
Содержание.
Социально-гуманитарные и естественные
науки относительно чётко выделяются
в предметной области науки. Если вторые
мы относим к знаниям о природе, то первые
включают в себя системы знаний о позитивно
значимых ценностях бытия человека, групп
государства, человечества. Наука, в том
числе и социальная наука, является формой
специализированной деятельности по производству
знания, осуществляемой в социально-организованной
форме и на основе исторически выработанных
и развиваемых собственных методов.
Общество
отличается от природы наличием действующего
субъекта - человека. К числу общенаучных
закономерностей относится исходная ориентация
социального познания на критерии научности
естествознания. Однако элиминация субъекта
плохо согласуется с самой его представленностью
в обществе как важной составляющей объекта
познания.
К
специфике социально-гуманитарных наук
относится то, что социальное познание
ориентировано преимущественно на нормы
и идеалы неклассической и постнеклассической
научности.
Под
объектом понимается тот фрагмент реальности,
объективной или мысленной, на изучение
которой направлено научное познание.
Например, таким объектом могут быть деятельность
государства или ценности общества, коммуникационные
процессы.
Длительная
ориентация философии и методологии науки
на идеалы естествознания существенно
продвинула развитие понятийного аппарата,
представлений о структуре, методах и
формах познания, создала высокую культуру
логико-методологических исследований.
Вместе с тем уже достаточно давно было
подмечено, что такого рода «крен» в целом
не оправдан. Он не оправдан прежде всего
потому, что огромная гуманитарная область
знания, корни которой уходят в культуру,
не находит должного отражения в категориях
и принципах теории и методологии познания.
Философское знание обладает также рядом
существенных черт, присущих гуманитарным
наукам, и исследует сходные проблемы.
Среди них: познавательные и ценностные
отношения человека к миру; духовный опыт
человека в постижении смысла жизни; проблемы
жизни и смерти, свободы и ответственности;
исторические типы личности, ее взаимоотношения
с культурой, обществом в целом; культурно-исторические
изменения содержания и форм ментальности
и др.
Философское и гуманитарное знание соотносятся как универсально-всеобщее и конкретно-специальное знание о человеке, его мире и культуре.
Определить область гуманитарного
знания чрезвычайно трудно. Трудно прежде
всего потому, что надо провести как минимум
две границы. Первая - граница, отделяющая
гуманитаристику от естествознания, вторая
- отделяет гуманитаристику от творчества,
прежде всего, словесного. Однако, с другой
стороны, поиск этих границ есть составляющая
часть процесса формирования гуманитарного
знания как отдельной отрасли научного
знания, имеющего свою собственную предметную
область.
Познание представляет собой один из
видов деятельности человека как разумного
существа. Как и всякая деятельность, познание
предполагает возможность определения
субъекта и объекта. Если понять разум
как способность ставить цели, направляющие
волю, и выбирать средства их достижения,
то познание должно пониматься как стремление
к определенной цели - знанию, которое
должно соответствовать объекту. При этом
очевидно, что необходимо предположить
различные типы познания, поскольку могут
различаться: 1) объекты познавательной
деятельности, которым должно соответствовать
искомое знание (определенность предмета);
2) пути достижения субъектом этого знания
(определенность метода). Указанные взаимосвязанные
пункты всякий раз необходимо определять
для того, чтобы иметь возможность осмысленно
говорить о том или ином реально существующем
виде познания, в том числе о той или иной
реально существующей науке. В самом общем
виде социально-гуманитарное познание
предполагает достижение знания о законах
действия людей как разумных существ,
о тех законах, которые они устанавливают
себе сами как разумные существа, т.е. о
законах свободы. Когда ставится вопрос
о специфике социально-гуманитарного
типа познания, то имеется в виду возможность
выделить черты, отличающие его от другого
или других типов познания (по преимуществу,
от естествознания). Возможность такого
определения типических черт не исключает
того, что в реальной научной практике
наблюдается их совмещение, взаимное дополнение,
что позволяет говорить о единстве научного
знания.
В разные исторические периоды существования наук возможны следующие ситуации:
1) черты одного типа
признаются более
2) происходит выделение (до противопоставления
иному) специфических черт какого-
3)
совмещаются принципы и методы различных
видов познания; это совмещение не только
оказывается предметом специального интереса
методологии научного познания, но и наблюдается
в реальной исследовательской деятельности.
Можно сказать, что современный тип научной
рациональности в его неклассической
и постнеклассической формах связан с
признанием характеристик социально-гуманитарного
познания в качестве не только самостоятельных,
но и определяющих более или менее полно
отдельные виды социальных и гуманитарных
наук. Эти характеристики начинают выступать
в качестве образцов научной рациональности
в целом. Такое возрастание значения этого
вида познания связано, во-первых, с развитием
социальных и гуманитарных наук и, соответственно,
с разработкой и обоснованием собственных
принципов и методов; во-вторых, с признанием
значения этих принципов и универсальности
методов в различных областях наук, традиционно
противопоставляющих себя корпусу социально-гуманитарного
знания; и, в-третьих, с острым осознанием
необходимой ответственности ученого
за результаты непосредственно научной
деятельности. Эта ответственность возможна
при условии осмысления собственной социальной
и исторической укорененности, т.е. при
осмыслении необходимости дополнения
своей позитивной научной деятельности
(направленности на собственный предмет)
критическим взглядом на самого себя как
на объект социально-гуманитарного познания.
Первая характеристика социально-гуманитарного
познания - определение его объекта. Этот
объект - человеческая деятельность, ее
формы и результаты.
Одним из первых мыслителей,
определивших человеческую деятельность
в качестве предмета науки, т.е. поставивших
задачу обнаружения законов человеческой
деятельности, был итальянский мыслитель
Джамбаттиста Вико (1668-1744), выдвинувший
основания "новой науки" о мире, который
был создан людьми: «В этой густой ночной
тьме, покрывающей первую, наиболее удаленную
от нас Древность, появляется вечный, незаходящий
свет, свет той Истины, которую нельзя
подвергнуть какому бы то ни было сомнению,
а именно, что первый Мир Гражданственности
был, несомненно, сделан людьми. Поэтому
соответствующие основания могут быть
найдены (так как они должны быть найдены)
в модификациях нашего собственного человеческого
ума. » Всякого, кто об этом подумает, должно
удивить, как все Философы совершенно
серьезно пытались изучать Науку о Мире
Природы, который был сделан Богом и который
поэтому он один может познать, и пренебрегали
размышлением о Мире Наций, т.е. о Мире
Гражданственности, который был сделан
людьми, и Наука о котором поэтому может
быть доступна людям .
Одну из наиболее отчетливых формулировок специфики объекта социально-гуманитарного познания (в форме противопоставления предмета "наук о природе" и "наук о культуре") можно найти в трудах представителя баденской школы неокантианства Г. Риккерта (1863-1936): "Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности".
В связи с этим определением можно отметить, что естествознание, как и всякая наука вообще, относится она к объектам природы или к так называемым культурным феноменам, представляя собой деятельность сотрудничающих ученых, действующих сообразно поставленным ими целям, подлежит возможному прояснению в качестве предмета "наук о культуре".
Необходимо подчеркнуть, что в определении человеческой деятельности в качестве предмета социально-гуманитарного познания существенны оба понятия. Во-первых, недопустимо абстрагироваться от того, что человек есть сознательное существо и, соответственно, не учитывать, что его деятельность является целесообразной и ориентированной на ценности. Если, например, конкретным объектом внимания ученого выступает общество, то оно, по словам немецкого философа и социолога Г. Зиммеля (1858-1918), рассматривается как "единство, которое реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны". Соответственно, задача исследователя состоит в том, чтобы определить, "какие предпосылки должны действовать для того, чтобы отдельные конкретные процессы в индивидуальном сознании были реальными процессами социализации; какие из содержащихся в них элементов делают возможным в качестве результата, абстрактно выражаясь, производство из индивидов общественного сознания". Во-вторых, что не менее существенно и, без сомнения, связано с первым элементом определения, недопустимо рассматривать формы и результаты человеческой деятельности в их самостоятельном существовании, в отрыве от самой этой деятельности, т.е. натуралистически, а не конкретно исторически. Пример такого искаженного понимания предмета исследования приводит современный философ М. К. Мамардашвили (1930-1990) в статье "Превращенные формы": "Такова, например, капитализированная стоимость в системе буржуазной экономики, обнаруживающая "способность" к самовозрастанию. Это - типичный случай иррациональной превращенной формы, когда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, то есть вполне натуралистически". Задача гуманитарных наук при этом как раз и может состоять в том, чтобы восстановить и проследить как действительность этих отношений, так и закономерность появления превращенных продуктов этих отношений. Кроме того, специфика объекта социально-гуманитарного познания заключается в том, что он не может быть понят безотносительно к субъекту познания. Этой характеристике можно дать несколько пояснений. Во-первых, можно сказать, что и в качестве субъекта, и в качестве объекта выступает человеческая деятельность (только в разных смыслах);
Во-вторых, можно привести в пример невозможность "чистого" эксперимента и необходимость "включенного наблюдения" в социально-гуманитарных науках, подтверждая в первом случае зависимость объекта от средств и условий наблюдения, а во втором - необходимость преодоления различия дистанций для достижения знания об объекте. Можно, правда, отметить, что и современное естествознание допускает возможность подобного понимания объекта исследования, констатируя определенную зависимость эффектов наблюдения от его средств и возможностей. Для социально-гуманитарного знания нужно понять именно необходимость (а не только лишь допустимость) такого отношения к объекту, причем именно эта необходимость и должна обеспечить определенность этого вида познания.
Вот что пишет об
этом познавательном
Итак, недостаточно понимать эту "относительность" как зависимость объекта от субъекта (от его положения, средств и условий познания) или как некоторое "удвоение" субъекта (субъект познающий и субъект, действующий как часть объекта познания).
Во-первых, эта зависимость должна быть понята как взаимная и необходимая.
Во-вторых, если нечто (человек действующий) противостоит как объект, то оно уже не есть субъект; в социально-гуманитарном познании ставится задача преодоления самой объективации (отстранения, противопоставления, потери).
Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта:
а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле всякое познание гуманитарно, т. е. связано с человеком;
б) одна из форм познавательной
деятельности - познание общества, т. е.
социальных процессов и явлений, - в отличие
от двух других: познания природы (естествознание)
и самого познания, мышления (гносеология,
логика, философия).
В зависимости от основания
(критерия) внутри социального познания
различают познание социально - философское,
экономическое, историческое, социологическое
и т. д. Иногда социальное познание отличают
от гуманитарного, понимая последнее как
отражение мотивационно - смысловых, ценностных
факторов и целевых зависимостей.
Какие же вещи ищет история? - ставит вопрос британский философ, и отвечает, что история — это наука о событиях (деяниях), попытка ответить на вопрос о человеческих действиях, совершенных в прошлом. «Историческая процедура, или метод, заключается в сущности в интерпретации фактических данных... Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет 1. Итак, согласно Коллингвуду, история должна:
а) быть наукой, или ответом на вопросы;