Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:13, реферат
Обычный человек скорее всего не поймет даже смысла этих вопросов. Он сам и его предки жили в обществе. И оно воспринимается ими как данность. Но уже люди, которые берут на себя труд пойти несколько глубже, в частности философы, рассматривают общество прежде всего как дело рук человека. Такова старая идея И. Канта, который полагал, что интересующие нас явления можно понять только как результаты человеческой деятельности.
Введение.........................................................................................3
Глава 1. Понятие общества.............................................................5
1.1. Происхождение общества...............................................7
1.2. Структура общества......................................................10
Глава 2. Социальное познание.......................................................13
2.1. Характер и специфика различных сторон социального познания..................................................................................................16
Заключение....................................................................................22
Список литературы........................................................................24
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким
образом осуществляется
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль
общественной практики в
- роль
разного рода социологических
исследований и социальных
Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
Кроме онтологической и гносеологической сторон, социальное познание обладает и ценностной - аксиологической стороной (от греч. axios — ценный), играющей важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах познания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Действительно, сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе и «наукам о природе». Однако на этом основании никто не отрицает существование последних. Фактическая же сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что эта наука исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования различных общественных явлений, а лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли мы его вообще.
Таким образом, ценностная сторона социального познания не только не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук, но и способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций.
Заключение
Понятие «социальное познание» имеет два основных аспекта: с одной стороны, любое познание социально, в силу того, что возникает и функционирует оно в обществе, а значит, детерминировано социально-культурными причинами. В указанном аспекте широкого понимания всякое познание имеет гуманитарный характер, поскольку связано с человеком.
Для социального познания характерны все свойства, присущие познанию как таковому, но, что немаловажно - в специфическом преломлении. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д. Как естественные, так и социально-гуманитарные науки формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, строят теории, применяют философские и общенаучные методы и т. д.
Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.
С другой стороны, под социальным познанием имеют в виду одну из форм познавательной деятельности – в виде исследования социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека), отличающуюся от двух других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, когнитология, логика, философия.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.
Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем. Его предмет — «мир человека», поэтому социальное познание имеет субъективное измерение, в него включен человек как объект и как исследователь. Поскольку общество связано с деятельностью людей, то социальное познание занимается изучением ее многообразных форм, а не природы. Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления.
Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями, определяющими человечески весомое и культурное значение определенных явлений действительности. В частности, это мировоззренческие, политические, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д.
Характерная особенность социального познания - его преимущественная ориентация на качественную окраску событий, а не на количественный аспект, отсюда и значительный. удельный вес качественных методов в гуманитарных науках.
В социальном познании исключительно важную роль играют и верные философские методы, глубокое знание и умелое применение которых позволяют адекватно постигать сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его форм и принципов.
Список литературы: