Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:21, реферат
Пространство и время - всеобщие формы существования материи. Все тела имеют определенную протяженность - длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы.
Пространство есть форма координации существующих объектов, состояний материи.
1. Что такое пространство и время?
2. Происхождение понятий пространство и время
3. Свойства пространства и времени
4.Взаимосвязь пространства- времени и движущейся материи
5. Социальное время и пространство
6. Проблемы социального пространства и времени
7. Вывод
Список литературы
Помимо рассмотренной выше пары концепций времени история естественных наук знает еще одну пару концепций: статическую (согласно которой события прошлого, настоящего и будущего существуют реально) и динамическую (согласно которой реально существуют только события настоящего времени; события прошлого уже не существуют, а события будущего еще реально не существуют).
4.Взаимосвязь пространства- времени и движущейся материи.
Достижения современной науки свидетельствует
о предпочтительности реляционного подхода
к пониманию пространства и времени. В
этом плане в первую очередь надо выделить
достижения физики 20 века. Создание теории
относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства
и времени, который позволяет углубить,
уточнить, конкретизировать философские
представления о пространстве и времени.
Система отсчета в физике- это образ реальной
физической лаборатории, снабженной часами
и линейками, то есть инструментарием,
с помощью которого можно измерять пространственные
и временные характеристики тел. Старая
физика считала, что если система отсчета
движутся равномерно и прямолинейно относятся
друг к другу то пространственные интервалы
и временные интервалы не меняются.
Теория относительности обнаружила еще
одну существенную сторону пространственно-
временных отношений материального мира.
Она выявила глубокую связь между пространством
и временем, показав, что в процессе существует
единое пространство- время, а отдельно
пространство и отдельно время выступают
как его своеобразные проекции, на которые
оно по-разному расщепляется в зависимости
от характера движения тел.
Абстрагирующая способность человеческого
мышления разделяет пространство и время,
полагая их отдельно друг другу. Н для
описания и понимании мира необходима
их совместимость, что легче установить,
анализируя даже ситуацию в повседневной
жизни. Специальная теория относительности
раскрыла внутреннюю связь между собой
пространства и времени как форм бытия
материи. С другой стороны, поскольку само
изменение пространственных временных
интервалов зависит от характера движения
тела, то выяснилось, что пространство
и время определятся состояниями движущейся
материи. Они таковы, какова движущаяся
материя. Таким образом философские выводы
из специальной теории относительности
свидетельствуют в пользу реляционного
рассмотрения пространства и времени:
хотя пространство и время объективны,
их свойства зависят от характера движения
материи, связаны с движущейся материей.
Идея специальной теории относительности
получили дальнейшее развитие и конкретизацию
в общей теории относительности. В этой
теории было показано, что геометрия пространства-времени
определяется характером поля тяготения.
Пространственные структуры, характеризующие
общественную жизнь, не сводят ни к пространству
неживой природы, ни к биологическому
пространству. Здесь возникает и исторически
развивается особый тип пространственных
отношений, в котором воспроизводится
и развивается человек как общественное
существо. Уже на ранних стадиях человеческой
истории формируются особые пространственные
сферы жизнедеятельности, значимые для
человека.
Специфические черты и характеристики
социального пространства отражаются,
хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении
человека соответствующей исторической
эпохи.
Понятие и представление о пространстве,
свойственные различным историческим
эпохам, выражают различные исторически
развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой
категории. В ней находится отражение
прежде всего характеристики и свойства
социального пространства, сквозь призму
которых человек рассматривает остальное
пространство мироздания. Важно учитывать,
что мировоззренческие категории, в том
числе и категории пространства, не просто
отражают общественное бытие, но и активно
воздействуют на общественную жизнь. Они
функционируют в качестве своеобразной
матрицы, в соответствии с которой в определенные
эпохи воспроизводится свойственный им
образ жизни людей. Действуя в соотношении
с этой матрицей, усвоив содержащееся
в ней понимание пространства, человек
своей реальной деятельностью воспроизводит
определенные типы отношений социального
пространства, включающие не только отношения
предметов, но и их связи с человеком. Чтобы
понять особую природу социального пространства
как объективно существующего, важно выработать
представление о целостной системе общественной
жизни. Эта система включает в качестве
своих компонентов предметный мир, который
человек создает и обновляет в своей деятельности,
самого человека и его отношение к другим
людям,состояние человеческого сознания,
регулирующие его деятельность. Все это
единое системное целое существует только
благодаря взаимодействию составляющих
его частей – мира вещей «второй природы»,
мира идей и мира человеческих отношений.
Организация этого целого усложняется
и меняется в процессе исторического развития.
Оно имеет особую пространственную архитектонику,
которая не сводится только к отношениям
материальных вещей, а включает их отношение
к человеку, его социальные связи и те
смыслы, которые фиксируются в системе
общественно значимых идей.
Социальное время является мерой изменчивости
общественных процессов, исторически
возникающих преобразований в жизни людей.
На разных стадиях общественного развития
ритмы социальных процессов были замедлены.ориентиром
общественной практики было повторение
уже накопленного опыта, воспроизводство
действий и поступков прошлого, которые
выступали в форме священных традиций.
Отсюда особая ценность прошлого времени
в жизнедеятельности традиционных обществ.
Таким образом, социально-историческое
время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется
и ускоряется по мере общественного прогресса.
В переломную неспокойную эпоху разное
спрессовывание исторического времени,
его насыщение порой неоднозначными событиями
происходит в значительно большей степени,
чем в периоды относительно спокойного
развития. Социальное время и социальное
пространство имеют сложную структуру.
Оно возникает как наложение друг на друга
различных временных структур. Здесь можно
выделить также и время индивидуального
бытия человека, которое определяется
протеканием различных социально и индивидуально
значимых для него событий.
Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на различных этапах человеческой истории является предметом дискуссий и обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизма ее изменения и развития.
Социальное время и пространство
С появлением человека время приобретает особую форму - становится социальным временем. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может "ускорять свой бег", события текут быстрее, т.е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.
Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории - качественно высший уровень социального времени.
Сегодня очевидно, что без исследования категории времени немыслимо современное понимание общества и человека. Но это не значит, что время автоматически стало мыслиться как нечто релятивное, возникающее и исчезающее в зависимости от того или иного объекта. Напротив, понадобилось много усилий, чтобы реляционное понимание времени проникло в область социальной философии: "Проходит не время, а существование изменчивого во времени".
В общественных процессах также фиксируется повторяемость, последовательность, ритм и другие характеристики, являющиеся свойствами времени. Многообразный арсенал временных понятий, который используют конкретные науки, исследуя соответствующие реальности (стадия, эра, эпоха, период, век, возраст, фаза, цикл, ритм и т.д.), свидетельствует о полифоничности времени. При этом, когда мы используем понятие "время" в социальной науке, то вероятнее всего мы представляем себе ньютоновское время. Когда мы локализуем события в часовом и календарном времени, когда мы строим высказывания о длительности или о движении от пункта А в пункт Б, когда мы рассчитываем темпы изменения и когда исследуем последовательность социального действия и его организацию во времени = снова используем ньютоновское представление о времени.
Ритм, повторяемость и длительность социальных событий и процессов с древнейших времен лишь фиксируются и измеряются с помощью движения астрономических тел, часов или любых других отвлеченных величин, т.е. с помощью той же операции, которую мы наблюдали в ньютоновской модели времени. Наиболее зримо эта операция прослеживается в политико-экономических исследованиях К. Маркса, для которого связь между временем и производством являлась субстанциональной. К. Маркс исследовал время, прежде всего как меру стоимости и меру труда. При этом время мыслилось по аналогии с пространством. Время, по К. Марксу, выражает величину живого труда, тогда как пространство - величину труда овеществленного. Именно идеи К. Маркса, изложенные в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" и в "Капитале", сделались парадигмой рассуждений социологов и экономистов, посвященных бюджету времени трудящихся, величине, структуре, содержанию рабочего, внерабочего и свободного времени.
Благодаря О. Шпенглеру время стало рассматриваться как один из ключевых моментов, определяющих всю социальную жизнь и способы социального действия. "Контекст времени" не безразличен к любому явлению культуры, поскольку последнее есть "не только объект, но и символ", являющийся "излучением всего человека", всего духовного в нем. Жизнь - это осуществление возможного, она разворачивается во времени. "С учетом признака направления возможное называется будущим, осуществленное - прошлым. Само осуществление, средоточие и смысл жизни мы называем настоящим." "Время" мыслится Шпенглером как особый способ понимания - понимания становления (в противоположность "пространству" как способу понимания ставшего).
О. Шпенглер связал проблему времени с проблемой смысла: "Дело не в том, что представляют собою конкретные факты истории, взятые сами по себе как явления какого-либо времени, а в том, что они означают и обозначают своим явлением".
Следует подчеркнуть, что интерес к социально-историческому времени возник и развился, когда встала проблема Смысла: смысла человеческой жизни и человеческой истории. Смысл времени есть то значение, которое мы приписываем определенному моменту, независимо от того, сколько времени хронологического он длится и в какое время года он происходит. моменты времени неравнозначны. неоднородны. Их значение для человека определяется степенью реализации его, человеческой сущности, степенью достижения поставленных человеком перед самим собой целей и задач. Это и дало основание для пристального внимания именно к проблеме времени общества. Помимо вышеперечисленных причин, необходимость исследования социального времени в единстве с проблемой смысла обусловлена уникальностью социальных явлений, Именно уникальность, неповторимость социальных событий, как показал Г. Зиммель, рождают историческое время. Под историческим временем мы вслед за ним подразумеваем один из аспектов времени социальной реальности, фиксирующий качественную наполненность определенного социального события и нахождение его в определенном пункте временного ряда.
Таким образом, наиболее интересные выводы исследований социального времени состоят в следующем:
1) время в своей социально-
2) время не является внешней по отношению к происходящим в обществе процессам формой, а твориться самими процессами, выражая соответствующие свойства господствующих социальных взаимодействий (таких как последовательность, повторяемость, ритм, темп, длительность и т.п.).
3) содержание традиционной для
человеческого познания
4) хотя время общества является объективной формой его бытия, но его "наполнение", восприятие и оценка носят субъективный характер, детерминируются общественным субъектом. В определенном смысле время тоже выступает субъектом воздействия на социальные отношения и прогресс, становится активным фактором социальных процессов.
5) социальное время есть высший уровень времени, поскольку лишь в человеческом обществе связь событий, ритм происходящего обеспечивается "не линейным детерминизмом слепых сил, а целеполаганием, сознательной борьбой за желаемое будущее". Внутренние же процессы низших временных уровней выступают как подчиненные социальному уровню.
6) социальное время обозначает
форму протекания социальных
процессов, которые заключают в
себе аспекты развития и
7) вся человеческая деятельность
протекает во времени, но и
само время выступает
Общество создает и социальное пространство. Социальное пространство - это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом.
Как и время, пространство можно рассматривать с субстанциональных и реляционных позиций. Так, в концепции Ньютона абсолютное пространство мыслилось как вместилище тел, как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю. По аналогии с этим и социальное пространство часто отождествляют с "пустым местом", которое можно чем-то заполнить. В этом случае оно отождествляется с географическим пространством, границы которого определяются географическими зонами, с политическим пространством, очерченным государственными границами.
В рамках реляционного подхода пространство создается отношениями между телами, процессами и сущностями данной реальности. Социальное пространство, соответственно, образуется в ходе материализации исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, оно закрепляется всей системой общественных отношений.
Почему же недостаточно для анализа социальных изменений таких традиционных понятий, как "развитие", "прогресс", "регресс" и т.п., а требуется введение новых, временных понятий, обозначающих определенные значения различных размерностей времени или названий эонов: Повседневность, История, Хронос, Современность. Не являются ли эти понятия искусственными добавлениями к действительному социально-философскому, экономическому или политологическому анализу? Нам думается, что все более широкое использование временных понятий происходит по двум причинам. Первая связана с попыткой увидеть во времени действительно активный фактор социальных изменений, с попыткой придать времени иной статус. Вторая причина возникает из необходимости зафиксировать не только сами по себе социальные, политические и экономические изменения, а их взаимозависимость в рамках определенного масштаба времени. Этот масштаб в разных исследованиях может быть различен.
Так, М.В. Ильин предлагает различать три размерности (диапазона темпоральности) политической реальности. Первый уровень выражен на уровне повседневного взаимодействия участников политического процесса и соотносится с ритмами астрономического времени. Второй уровень - это события истории или политические изменения (выборы, смена правительства, объявление войны или заключение мира и т.п.). "Такие события предполагают интерпретацию-обобщение и соотносятся друг с другом уже не в ритмах мгновений, часов и суток, а по шкале исторических свершений, этапов и периодов". Здесь "квант темпоральности" определяется квантом воздействия, достаточного для политического изменения. Третий диапазон связан с еще большим усложнением, более высоким уровнем обобщений сущности политических изменений (политической реальности): здесь выявляются уже обобщенные тенденции политического развития. Шкала темпоральности оказывается размечена уже не событиями и периодами - тем более не минутами и часами, - а переходами от одних качественных состояний и системных характеристик политики к другим, например, от "века" варварства к "веку" цивилизации. Данный метаисторический диапазон темпоральности в собственно политическом контексте целесообразно характеризовать как хронополитический. По мере укрупнения размерности времени - "восхождения" от повседневности к истории, а от нее к хронополитике - темпоральность все больше освобождается от натурализма "реального" времени и начинает обретать все более обобщенные качественные характеристики.