Софисты и Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 00:33, реферат

Описание работы

Софисты первыми поставили человека в центр мироздания: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они первыми выразили в философии новое направление, но не все софисты были философами. Они были учителями и воспитателями, готовящими к общественной жизни. Софисты не только учили говорить, но и сами выступали как ораторы и общественные деятели, выполняя функции, которые в настоящее время выполняют публицистика и университеты.

Содержание работы

Введение 3
1. Софисты 4
1.1. Периодизация и основные представители 4
1.2. Взгляды софистов: основные идеи 5
1.3. Философское значение софистов 7
2. Сократ 8
2.1. Философские взгляды Сократа 8
2.2. Сократический метод 9
3. Софисты и Сократ: общее и различие 10
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Софисты и Сократ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 

Факультет Управления.

Кафедра «Гуманитарных и социальных дисциплин»

Реферат по философии на тему: Софисты и Сократ

Выполнил: студент Е.В. Приходько

Группа УЗ 31/0-09

МОСКВА

2011

 

Содержание

 

Введение

Софисты первыми поставили человека в центр мироздания: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они первыми выразили в философии новое направление, но не все софисты были философами. Они были учителями и воспитателями, готовящими к общественной жизни. Софисты не только учили говорить, но и сами выступали как ораторы и общественные деятели, выполняя функции, которые в настоящее время выполняют публицистика и университеты.

Среди софистов были выдающиеся мыслители, такие как Протагор (ок. 480 - 410 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 - 380гг. до н.э.), Гиппарх и Продик (ок. 465 до н.э.- ок. 395 до н.э.); большинство же были менее известны; были и те, «кто знал историю и пренебрегал наукой, любители парадоксов и тривиальностей, консерваторы и радикалы, серьезные философы и случайные люди» (6, с. 48).

В то же самое время, когда в Афинах владычествовала софистика, там появился мыслитель, который, находясь в оппозиции к релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ (470-399гг. до н.э.). Современники считали Сократа софистом; однако его отличало от софистов само содержание его учения и то, что он учил бескорыстно. Сократ видел смысл своей жизни в том, чтобы через разум привести людей к добродетели. Он всегда был там, где мог найти собеседников.

У него было много сторонников и учеников (Алкивиад, Критий, Платон, Ксенофонт), но много и суровых критиков. Аристофан, который в 423г. вывел Сократа в своих «Облаках», видел в нем воплощение бесцельных рассуждений и непочтительного отношения к традициям. В 399г. до н.э. Сократа судили, обвинив в безбожии и деморализации молодежи, приговорив к смерти. Возможно, здесь сыграли свою роль сугубо политические причины - ощущение начинающегося упадка Афин требовало поиска виновных.

1. Софисты

1.1. Периодизация и основные представители

В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: 1) классическая софистика - V - 1-я пол. IV вв. до н.э.; 2) новая софистика - II - нач. III в. н.э. (Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и др.); 3) поздняя софистика - IV в. н.э. (Либаний, Юлиан Отступник).

К наиболее известным старшим софистам (V в. до н.э.) относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. К наиболее известным младшим софистам относятся Ликофрон (320-е годы до н.э. – серед. III века до н. э.), Алкидамант (IV в. до н.э.), Трассимах.

В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

  1. вне человеческого сознания ничего не существует;
  2. нет ничего раз и навсегда данного;
  3. что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
  4. если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
  5. окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека;
  6. окружающий мир относителен;
  7. истинное познание недостижимо.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов-уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную.

 

1.2. Взгляды софистов: основные идеи

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, в нем отсутствовали единые социально-политические, культурные и мировоззренческие основы. Объединяющим фактором выступали 2 убеждения: моральные нормы произвольны, все в мире относительно. Большая часть софистов придерживалась атеистических (агностических) взглядов (Протагор, Диагор Мелосский, Феодор Киренский, Критий).

Протагор (480 - 410гг. до н.э.) обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. Он сформулировал философские принципы, во имя которых выступали софисты. Главной его работой была «Полемика об истине и бытии», также он написал ряд работ по грамматике, этике и технике.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом. Трактат Горгия «О природе, или О несуществующем» - яркий манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо - то необъяснимо для другого». Эти 3 положения Горгий обосновывает следующими аргументами:

  1. Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, либо из несущего, что также невозможно. Следовательно, сущее не вечно и не невечно, его вообще нет.
  2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему.
  3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет (1, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9)

Главными предметами исследований софистов были диалектика, риторика, политика и этика. Они занимались исследованием языка: Протагор классифицировал суждения и высказывания, Продик собирал синонимы. Гиппарх помимо истории, поэзии, политики и техники, занимался также математикой, астрономией, этнологией, теорией искусства, хронологией.

Софисты видели задачи науки в удовлетворении практических потребностей. Протагор определял науку как «практичность в управлении домом и государством» (Платон). Отсюда исходила изначальная слабость позиции софистов, речь шла не о том, что истинно, а о том, что эффективно, действенно.

Софисты проводили исследования, как правило, эмпирического характера. Протагор занимал позицию, которую позднее назвали «позитивистской»: он стремился придерживаться фактов и избегать теоретических построений в науке.

«Минималистская» теория познания софистов включает следующие пункты: 1) мы познаем истину только при помощи чувств (сенсуализм); 2) нет всеобщей истины, поскольку истина для каждого своя (релятивизм); 3) истина одного человека выше истины другого, потому что имеет большую практическую ценность (практицизм); 4) истина есть результат договора и отдельные истины принимаются обязательно всеобщими (конвенционализм).

Софисты также первыми занялись теорией искусства. Эстетика, созданная ими, оперировала 3-мя понятиями: подражанием, иллюзией и очищением. Теория подражания была воспринята Платоном и Аристотелем и на многие столетия стала ведущей эстетической теорией.

 

1.3. Философское значение софистов

Софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. Их главной заслугой является распространение философских и иных знаний среди граждан греческих полисов.

Софисты первыми в истории европейской цивилизации предложили для объяснения возникновения государства теорию общественного договора. Согласно этой теории, государство создано людьми сознательно - они сочли полезным договориться и сформировать организацию, которая поддерживала бы в обществе выгодный для всех граждан порядок.

Роль софистов в истории европейской философии и культуры в целом неоднозначна. С одной стороны, Сократ и Платон осуждали и высмеивали софистов за то, что они стремились не к познанию истины, а к достижению личного успеха и выгоды. С другой стороны, софистика внесла много нового в искусство спора и доказательства. Социально-политическая мысль Европы много раз возвращалась к идее общественного договора (Ж. Руссо «Об общественном договоре») и к идее всеобщего равенства людей, выдвинутой Антифонтом (V в. до н.э.).

Софисты впервые поставили в центр философских исследований человека, его деятельность и результаты этой деятельности. Протагор первым выступил с теорией познавательного минимализма и заложил основы сенсуализма, релятивизма, практицизма и конвенционализма. Сократ находился в оппозиции к релятивистам.

 

 

2. Сократ

2.1. Философские взгляды Сократа

Сократа интересовали этические проблемы и логика, знание которой он считал необходимым для занятий этикой. Философские взгляды Сократа сформулированы в следующих тезисах:

  1. Добродетель есть абсолютное благо. Софисты понимали «добродетель» обобщенно, как обязательность в выполнении гражданских обязанностей и утверждали, что эти требования относительны, различны для мужчин и женщин, ребенка и взрослого. Сократ, указав на достоинства, которые одинаково ценны для всех людей (справедливость, отвага, владение собой), создал новое понятие добродетели,  выделив в человеке моральное достоинство, которое он рассматривал как высшее благо. Все остальное, что люди привыкли считать благом: здоровье, богатство, слава - довольно часто есть зло. «Не стыдно ли заботиться о деньгах, славе, защите, а не о разуме, истине и о том, чтобы душа стала наилучшей?» (Сократ).
  2. Добродетель связана с пользой и счастьем. Только то, что добродетельно, то и полезно; действие является благом, когда приносит пользу. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее благо, а наивысшим благом является добродетель.
  3. Добродетель есть знание. Любое зло исходит из незнания. Согласно Сократу, знать, что такое справедливость и быть справедливым - это одно и то же.

Из данных тезисов вытекают следующие положения этики Сократа: 1) добродетели можно научить, поскольку добродетель есть знание, а знанию можно научиться; 2) добродетель единственна – в этом выражался протест Сократа против этического плюрализма софистов.

 

2.2. Сократический метод

Сократ не давал готового знания, не обещал, как софисты, что научит истине, он искал ее вместе с учениками. Метод, которым он пользовался, был методом дискуссии, интеллектуального сотрудничества. Он состоял из 2-х частей: негативной и позитивной («метод ошибки» и «майевтика»). В первой части Сократ учил тому, как избежать ложных представлений, а во второй - как получить истинное знание.

1. Метод ошибки основывался на приведении к абсурду: ложную позицию противника Сократ принимал как истинную («ирония» Сократа) и своими вопросами подводил его к выводу, противоречащему исходной позиции. Целью было разоблачение того, что является только видимостью знания. Сократ верил, что существует всеобщая истина, в этом было главное отличие между ним и софистами. Метод ошибки был для софистов результатом и целью, а для Сократа только началом познания.

2. Майевтический метод (искусство родовспоможения) был назван так Сократом, потому что каждый человек носит в себе истинное знание, и Сократ видел свое предназначение в том, чтобы в процессе диалога путем наводящих вопросов помочь истине «родиться в душе собеседника».

А) Свои поиски истины Сократ начинал с рассмотрения известных и признанных фактов, которые подтверждались опытом и поступком.

Б) Сократ был творцом индуктивного метода. Например, для описания какого-либо понятия (справедливость/несправедливость) используются разнообразные позиции. Исходя из этого разнообразия, софисты доказывали, что «справедливость» относительна. Сократ, напротив, стремился к тому, чтобы преодолеть относительность и обнаружить всеобщие черты справедливости/несправедливости и т.д.

В) Сократ в каждом отдельном случае искал общие черты - понятие (эйдос). Он был убежден, что в таком индуктивно полученном понятии содержится истинное и всеобщее знание, в отличие от софистов, которые не смогли в своих взглядах выйти за пределы релятивизма. В разговоре с кем-либо Сократ всегда возвращался к определению: если хвалишь кого-либо за справедливость, то скажи, что такое «справедливость».

Таким образом, добродетель для Сократа - цель стремлений человека, а знание - главное средство ее достижения. Кто постигает знание и следующую за ним добродетель, тот достигает наибольшего блага и, в силу этого, счастлив.

3. Софисты и Сократ: общее  и различие

Софисты первыми среди греческих мыслителей начали изучать внутренний мир человека - его мышление, интересы и потребности, пути воздействия на принятие решений: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Главная задача, которую ставили перед собой софисты, научить своих последователей убедительно обосновывать любую точку зрения, чтобы добиваться от других людей принятия выгодных для себя решений. Согласно Алкидаманту (IV в. до н.э.), высшей целью оратора является способность произнесения неподготовленных речей для убеждения каждого слушателя.

Крайним выражением мировоззрения софистов стало еще одно изречение, приписываемое Протагору: «Все, что кому как кажется, так оно и есть».

Характерные черты софизма: 1) критическое отношение ко всему; 2) стремление все проверить на практике; 3) отрицание традиций; 4) стремление доказать условность государства и права; 5) восприятие морали как предмета критики; 6) субъективизм в оценках и суждениях.

С точки зрения софистов, все людские обычаи - условность. Добро и зло, прекрасное и постыдное, истина и ложь суть вещи заведомо относительные, и то, что для одного есть благо - для другого зло, что для одного прекрасно - для другого безобразно, а истина в устах одного - ложь в речах другого.

Информация о работе Софисты и Сократ