Софисты и Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 00:33, реферат

Описание работы

Софисты первыми поставили человека в центр мироздания: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они первыми выразили в философии новое направление, но не все софисты были философами. Они были учителями и воспитателями, готовящими к общественной жизни. Софисты не только учили говорить, но и сами выступали как ораторы и общественные деятели, выполняя функции, которые в настоящее время выполняют публицистика и университеты.

Содержание работы

Введение 3
1. Софисты 4
1.1. Периодизация и основные представители 4
1.2. Взгляды софистов: основные идеи 5
1.3. Философское значение софистов 7
2. Сократ 8
2.1. Философские взгляды Сократа 8
2.2. Сократический метод 9
3. Софисты и Сократ: общее и различие 10
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Софисты и Сократ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Иной точки зрения придерживался Сократ, который словом и делом учил «добродетели как таковой», безотносительно к софистическим условностям. По легенде сам Дельфийский оракул назвал Сократа мудрецом, на что Сократ ответил: «Я-то ведь знаю лишь то, что я ничего не знаю!». «Он с увлечением спорил с кем попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины» (Диоген Лаэртский).

Добродетель, с точки зрения Сократа, является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию. Храбрым является тот, кто знает, как нужно вести себя в опасности, и именно так поступает; справедливым является тот, кто знает, что надо делать в делах государственных, и делает именно это и т.д.

Добродетель неотделима от знания. Люди поступают безнравственно, потому, что не знают, что есть добро, а что - зло. Добродетели можно и нужно научиться. Однако Сократ не учил добродетели так, как учили софисты, предпочитая речам и наставлениям диалог с собеседником, в котором Сократ, любивший сравнивать себя с повивальной бабкой, помогал своему собеседнику «родить» истину (3, с. 58-62).

Логические достижения Сократа кажутся, на первый взгляд, достижениями софистов, особенно культивирование определения. Софисты также занимались высказываниями и их значением, однако различие было принципиальным: софисты занимались исследованием языка, а Сократа интересовали вещи как таковые, которым язык дает лишь названия.

Софисты были эрудитами, стараясь собрать как можно больше энциклопедических знаний. Сократ же был логиком, стремящимся получить единую всеобщую формулу. И Сократ, и софисты стремились извлечь пользу из знания, но они по-разному понимали пользу: софисты - как материальную и временную, Сократ - как духовную и постоянную. Истину они также понимали по-разному: софисты - как относительную и условную, акцентируя внимание не на истинном, а на полезном; Сократ же считал, что истина необходима для морального улучшения людей. Софисты были утилитаристами, а Сократ - моралистом; они были релятивистами, а он признавал всеобщее и абсолютное знание.

Согласно Сократу, важнейший принцип познания - сомнение («Я знаю, что ничего не знаю»). Сомнение побуждает человека к самопознанию. «Познай самого себя» - главная задача, поставленная философом перед собой и другими людьми (5, с. 41-44).

Заключение

1. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором: «Человек есть мера всех вещей». То, что приносит человеку удовлетворение, - хорошо, а то, что причиняет страдание, - плохо. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивистами, полагали, что познание действительности невозможно.

2. Софисты положили начало критическому отношению к традициям, обычаям, верованиям греков. Однако их учение содержало и опасные тенденции. Если человек сам творец своих обычаев, то каждый может претендовать на их создание. Творчество оборачивается своеволием (2, с. 43).

3. Вклад Сократа в философию заключается в попытке дать определение этическим понятиям, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо» (4, с. 130).

4. Сократ видел средство укрепления общества и его духовных устоев в осмыслении внутреннего мира человека.  Философия, в понимании Сократа, включает в себя не только теоретическую деятельность, но и практическую - благие поступки.

5. Свое жизненное предназначение Сократ видел в самопознании: «Познай самого себя» (4, с. 316). Сократовское самопознание - это поиск этических определений, забота о своей душе и о своем назначении. Софистам чуждо это стремление, они игнорируют понимание, ограничиваясь установлением различий.

Список литературы

  1. Википедия. Горгий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9
  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М: Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с.
  3. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. - 680 с.
  4. Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.
  5. Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

 


 



Информация о работе Софисты и Сократ