Сократ, жизнь и основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная, почти необозримая литература. Но для нас Сократ загадочная фигура, так как он не оставил никакого письменного наследства для своих потомков. О нем, его жизни и учении мы можем судить только из сочинений его учеников и друзей таких как философа Платона, историка Ксенофонта или его идейных противников (Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Именно на основании их воспоминаний можно излагать взгляды Сократа.

Содержание работы

Введение 3
Личность Сократа 4
Образование 6
Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни 8
Общественно-политическая деятельность Сократа 10
Философия в понимании Сократа 12
Сократический диалог 14
Этическое учение Сократа 16
Судебный процесс над Сократом 18
Последний день жизни Сократа 20
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 88.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева»

                             

Кафедра философии и социальных наук.

 

 

Реферат по философии

 

 

На тему: «Сократ, жизнь и основные идеи»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. БУИ11-01

 

Проверила: Летунова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Личность Сократа 4

Образование 6

Об имущественном  положении Сократа и его семейной жизни 8

Общественно-политическая деятельность Сократа 10

Философия в понимании  Сократа 12

Сократический диалог 14

Этическое учение Сократа 16

Судебный процесс  над Сократом 18

Последний день жизни Сократа 20

Заключение 21

Список литературы 22

 

Введение

 

Сократ  пожалуй один из самых выдающихся философов которых мы знаем. Еще  в свое время он стал для людей великим античным мудрецом,  воплощением мудрости, поставившего истину выше жизни. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная, почти необозримая литература. Но для нас Сократ загадочная фигура, так как он не оставил никакого письменного наследства для своих потомков. О нем, его жизни и учении мы можем судить только из сочинений его учеников и друзей таких как философа Платона, историка Ксенофонта или его идейных противников (Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Именно на основании их воспоминаний можно излагать взгляды Сократа.

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни  и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Целью написания  данного реферата является ознакомление с биографией, основными идеями Сократа, философскими взглядами. Рассмотрение его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Личность Сократа

 

Сократ  родился в 469 году до н. э. в деревне  недалеко от афинских стен на расстоянии получасовой ходьбы. Сократ происходил из простой и бедной семьи- его отец был скульптором (вначале юный Сократ был у него подмастерьем), мать – повивальной бабкой. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

    По представлениям греков, столь высоко ценившим телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой с огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его некрасивой внешности не могла даже полная достоинства походка. Его облик никак не соответствовал идеалам того времени, и, что поражало более всего, внешность философа не соответствовала “красоте его души”. Сократ обращал на себя внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. Он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Его равнодушие к жаре и холоду, голоду и жажде удивляло всех. Но все это лишь облагораживало умение Сократа господствовать над всем земным, над собой и показывало величие его духа.

Эллинский тип красоты отличался правильными  чертами лица, тонкими губами, прямым носом, сверкающими глазами, проникновенным взором. У Сократа же был приплюснутый и вздернутый нос, широкие и раздутые ноздри, толстые губы, одутловатое  лицо. Глаза у Сократа были навыкате, да и по всегдашней своей манере смотрел он чуть исподлобья. Однако этот человек со столь непривлекательным  внешним обликом обладал огромным личным обаянием. Его внешний облик донесли до нас две гермы, имеющие надписи. На одной Сократ изображен с Сенекой, на другой, находящейся в Неаполе, он изображен один. На первом портрете философ предстает человеком жизнерадостным, даже несколько похотливым, однако за некрасивой внешностью ясно видна его мудрость. Второй портрет Сократа возник лишь после его смерти. На портрете несправедливо осужденный философ изображен таким, каким его воспринимали ученики. Художник не стал изображать внешнее уродство, желая подчеркнуть нравственную красоту человека. Ранний портрет Сократа изображает его нищим, нетребовательным и одиноким человеком, не понятым ни своей женой Ксантиппой, ни многими другими людьми. На позднем портрете перед нами - мудрец, который провозгласил: “Существует только один бог-знания, и только один дьявол-невежество”.1Нам известны только головы Сократа. Попытка дополнить одну из статуй в Копенгагене головой философа не принесла ожидаемого результата. Однако в Британском музее находится статуэтка, изображающая внезапно остановившегося Сократа: вполне вероятно, что во время прогулки по рынку он встретил знакомого и решил начать с ним философскую беседу.

 

 

 

 

 

 

Образование

 

Вообще же, первая половина его жизни - до выступления  на поприще философской деятельности - нам мало известна, и только при  помощи посторонних данных мы в состоянии  кое-как дополнить наши скудные сведения об этом периоде Сократовой жизни. Так, например, мы почти ничего не знаем из того, чему и как он учился: мы лишь можем делать некоторые догадки на основании дошедших до нас сведений о положении образования в древних Афинах вообще. С семи лет, вероятно, он стал посещать школу, так как начальное образование было тогда для всех обязательное и начиналось именно с этого возраста. Из истории Греции мы знаем, чему там учились: чтение, письмо и немного арифметики составляли единственные научные предметы тогдашних школьных программ; ни языки, ни география, ни история, ни естествознание, ни другие подобные им отрасли знания, входящие в круг современного образования, тогда еще не существовали, а потому не могли и преподаваться. Взамен этого греческие мальчики и юноши обучались двум вещам, а именно - гимнастике и музыке.

Всему этому, стало быть, должен был обучаться  и Сократ, но, конечно, было бы печально, если бы образование его ограничилось одним этим. Плутарх - передает нам, что богатый Критон, впоследствии ученик и друг Сократа, встретившись с последним, тогда еще юношею, был так поражен его умом и  дарованиями, что взял его из отцовской  мастерской и послал за свой счет к  лучшим учителям того времени. Достоверность  этого рассказа, по хронологическим  и другим соображениям, справедливо  оспаривается; но тот факт, что Сократ еще в юные годы ходил слушать  выдающихся философов и изучать  под их руководством все высшие области  тогдашнего знания, весьма вероятен. Сократ был эрудированный в науках своего времени (в частности, в математике, астрономии и метеорологии).Он был  довольно хорошо знаком с геометрией и астрономией и имел сносные  знания по философии в системах Парменида, Гераклита, Демокрита, Анаксагора и  Эмпедокла.

                                                                                                                              

Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни

 

Семья Сократа  была, по афинским стандартам, крайне бедной. Получив в наследство от отца небольшой  дом и, видимо, кое-какое иное имущество, Сократ был далек от мысли об улучшении  своего материального положения. Сократ, говоря о своем материальном состоянии, которое не нуждается в «увеличении», оценивает свой дом и все свое движимое и недвижимое имущество в 5 мин (около 150 руб. золотом), это была очень скромная сумма, равная ,примерно, существовавшей в то время цене на хорошего раба. Из приведенного следует, что Сократ был скорее беден, чем богат. Состоятельные друзья и поклонники Сократа не раз предлагали ему свои средства и услуги, от которых он твердо отказывался. Диоген Лаэртский со ссылкой на мемуары Памфилия сообщает, что Алкивиад выразил готовность подарить Сократу большой земельный участок под строительство дома. Сократ от подарка отказался. «Это,— отшутился Сократ,— так же смешно, как если бы я нуждался в башмаках, а ты предложил мне кожу на обувь»2. О своей бедности как общеизвестном факте он говорил и на суде, заявив, что, занявшись философской деятельностью, он забросил все свои хозяйственные дела и терпел домашние неурядицы.

Неурядицы, о которых он говорил, были отчасти  связаны с его женой – небезызвестной Ксантиппой, которая еще в древности  приобрела громкую репутацию  сварливой и несносной женщины. Ее имя и поныне является нарицательным. Но будем справедливы в отношении  этой женщины. Нельзя сказать, что у  Ксантиппы как обыкновенной, вообще говоря, жены не было никаких оснований  для недовольства мужем, который  целые дни проводил на афинских улицах и площадях, беседуя со своими друзьями и знакомыми. Если она была женой, далекой от философских увлечений  и проповеднической деятельности мужа, то и он был мужем, свалившим на жену все заботы о домашнем хозяйстве  и воспитании детей (у них было трое сыновей – Лампрокл, Сафрониск, названный по деду, и Менексен). К тому же Ксантиппа не обладала большим тактом и, в отличие от мужа, не всегда управляла своим настроением. Говорят, браня супруга, она называла его «болтуном» и «бездельником», нередко устраивала скандалы (выливала на него помои, выгоняла из дома его друзей, опрокидывала стол и т. п.), на что Сократ реагировал с истинно философской невозмутимостью.

Несомненно, что у многих античных авторов  было большое желание противопоставить невозмутимость философа, которому волей  судьбы досталась сварливая жена, и ворчливость женщины, на долю которой  выпал беспечный муж.

 

Общественно-политическая деятельность Сократа

 

Сократ  принимал участие в трех военных  операциях в качестве гоплита, тяжело вооруженного пехотинца, и проявил  себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при  отступлении войска и верным по отношению  к боевым соратникам.

Сократ  участвовал в осаде Потидеи, которая  объявила о своем выходе из Афинского  союза. Платон устами Алкивиада так  изображает поведение Сократа во время осады Потидеи. «Начну с  того,- говорил Алкивиад,- что выносливостью  он превосходил не только меня, но и  вообще всех. Когда мы оказывались  отрезаны и поневоле, как это бывает в походах, голодали, никто не мог  сравниться с ним выдержкой. Зато когда всего было вдоволь, он один бывал способен всем насладиться; до выпивки он не был охотник, но, уж когда его принуждали пить, оставлял всех позади, и, что самое удивительное, никто никогда не видел Сократа  пьяным… Точно так же и зимний холод – а зимы там жестокие – он переносил удивительно стойко, и однажды, когда стояла страшная стужа и другие либо вообще не выходили наружу, либо выходили, напялив на себя невесть сколько одежды и обуви, обмотав ноги войлоком и овчинами, он выходил в такую погоду в  обычном своем плаще и босиком  шагал по льду легче, чем другие обувшись» (Платон. Пир, с. 219 – 220).

Сократ  проявил не только военную доблесть на полях сражений, но и гражданское  мужество в сложных перипетиях общественно-политической жизни своей родины. Правда в вопросе  об участии в политике государства, в деятельности его учреждений Сократ избрал весьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия  в государственной жизни, мотивируя  это принципиальным расхождением его  внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым  множеством «несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве». В то же время он не считал себя вправе уклонятся от выполнения гражданских  обязанностей (посещение народного  собрания, участие в суде присяжных  и т. п.), налагаемых на него законами государства.

Вопреки нежеланию Сократа выступать  на общественно-политическом поприще  и занимать сколько-нибудь ответственную  государственную должность, на склоне лет ему пришлось играть роль активного  политического деятеля и на деле доказать, в какой степени он способен защищать законность и справедливость перед лицом своих сограждан  наперекор воле большинства из них. Это произошло в конце Пелопоннесской войны.

 

Философия в понимании Сократа

 

 

Сократ  внес в понятия «философия» и  «философ» новое значение, которое  и поныне считается одним из поворотных пунктов во всей истории греческой  философии. Эти термины означали исследование «космоса» и наблюдаемых  явлений природы. Сократ же сконцентрировал  свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Исследование природы он считал бесполезным занятием на том основании, что познание того, по «каким законам происходят небесные явления», не позволяет ни изменять эти законы, ни создавать явления  природы, такие как, «ветер, дождь, времена  года и тому подобное».

В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимущество перед науками  о природе. Это преимущество состоит  в том что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более  всего нуждается, - познание самого себя и своих дел, определения  программы и цели своей деятельности, ясное осознание того что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Хотя переориентация космологии на антропологию была начата софистами, тем не менее, они были слишком погружены в открывшийся  им бесконечный мир чувственных  ощущений, которыми и ограничивались все горизонты доступного им самосознания духа. Однако самосознание духа не есть только одни чувственные ощущения и  жажда острых переживаний. Духовное самосознание - это проблема жизни  в целом, и потому Сократ, отталкиваясь от софистов, идет дальше.

Информация о работе Сократ, жизнь и основные идеи