Сократ, жизнь и основные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная, почти необозримая литература. Но для нас Сократ загадочная фигура, так как он не оставил никакого письменного наследства для своих потомков. О нем, его жизни и учении мы можем судить только из сочинений его учеников и друзей таких как философа Платона, историка Ксенофонта или его идейных противников (Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Именно на основании их воспоминаний можно излагать взгляды Сократа.

Содержание работы

Введение 3
Личность Сократа 4
Образование 6
Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни 8
Общественно-политическая деятельность Сократа 10
Философия в понимании Сократа 12
Сократический диалог 14
Этическое учение Сократа 16
Судебный процесс над Сократом 18
Последний день жизни Сократа 20
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 88.18 Кб (Скачать файл)

Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной  проблемы, есть метод самопознания. Неслучайно дельфийское изречение  «Познай самого себя» стало для  Сократа формулой не только мудрости, но и жизни. Самопознание в устах  древнего философа означало прежде всего  познание человеком своего внутреннего  мира, осознания того, что осмысленная  жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешний деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они не были, потому что они не гарантируют  благополучия и не делают человека счастливым. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не являются подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет  к «врачеванию души».

Таким образом, дельфийское «познай самого себя»  было для Сократа признанием души руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмыслению духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с «неба на землю». По свидетельству Ксенофонта, изучая «дела человеческие», Сократ рассматривал их как наиболее близкое и нужное человеку.

 

Сократический диалог

 

 

Диалог Сократ использовал как форму диалектического движения к истине. Диалектика у Сократа – метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Сократ выступал виртуозным режиссером диалектической беседы. Он говорил, что его задача заключается в выяснении для других их собственных мыслей. Он выражал это сравнением своей миссии с профессией повитухи. То, что делала она для рожениц, он старался делать для людей, «чреватых» идеями. Он был «акушером» идей. Помогая их рождению, извлекая их из недр человеческих душ, он исследовал их, чтобы знать, насколько они способны к жизни, и если они были истинны, он встречал их с радостью, если ложны – обличал как заблуждения. Диалог, как образ жизни и способ философствования, был причиной литературного безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменных сочинений. Такой вывод находит подтверждение и в платоновском «Федре», где Сократ говорит, что письменное сочинение не только не может воспроизвести настоящего диалога и заменить его, но даже становится преградой на пути общения людей: ведь книгу не спросишь, как спрашиваешь живого человека, а если и спросишь, то она отвечает "одно и то же". Письменные сочинения, создавая иллюзию власти над памятью, прививают «забывчивость», так как в этом случае "будет лишена упражнения память". Поэтому тексты — средство не "для памяти, а для припоминания"; они предоставляют людям возможность "много знать понаслышке", повторяя то, что было сказано в чужих сочинениях. Письменная форма, лишая потребности в самостоятельном поиске, позволяет обучающимся казаться "много знающими", оставляя большинство невеждами. Более того, письменные сочинения грозят существованию общения, если не сказать, что они делают его излишним в той степени, в какой они претендуют на замещение диалога, без которого невозможно живое общение. Диалог — это подлинная, "живая и одушевленная речь знающего человека"; письменность же — это всего лишь «подражание» диалогу.

 

 

Этическое учение Сократа

 

Сократ внимание в своих речах и беседах  уделял вопросам этики, то есть тем  нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых  суждений отличался у Сократа  разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской  деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными  оракулами: необходимостью каждому  «познать самого себя» и тем, что  «ни один человек ничего не знает  достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих  беседах и речах Сократ мастерски  владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи  с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих  и не понимающих людей.

Познание  самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что  должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип  этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге  Платона «Протагор». Невежество большинства  людей проявляется в том, что  знание и добродетель они рассматривают  как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и  человек нередко поступает не так, как того требует знание, а  в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в  более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность  влиять на человека особенно в моменты  воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой.

В свете  сказанного становится ясным, что этическая  концепция Сократа базируется не только, на нравственности, сколько  на преодолении невежества и на знании. Его концепцию можно представить  так: от невежества, через знание, к  добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношения  между людьми. 

 

Судебный  процесс над Сократом

 

Главным обвинителем Сократа был Анит, но формально выступил Мелет. Анит занимался  кожевенными мастерскими, был важным человеком в демократической  партии и негативно относился  к софистам, причисляя к ним  и Сократа. Мелет являлся заурядным  поэтом-трагиком и считал, что учение Сократа представляет угрозу традиционной религии, морали, устоявшемся ценностям  государственной жизни. Еще одним  обвинителем был оратор Ликон.

Содержание  обвинения включало вменение в вину Сократу не признание городских  богов, введение новых богов (речь шла  о «даймонионе»), развращение молодежи. Обвинители требовали смертную казнь  для Сократа. Но никто из обвинителей  не верил в возможность осуществления  своих требований. Никто не хотел  изначально смерти Сократа, скорее это  было желанием проучить. Анит предупредил  Сократ и советовал ему удалиться  из города и не приходить на суд. Этого вполне хватило обвинителям. Но Сократ решил быть до конца честным, всегда отвечающим за свои слова человеком. Он всегда призывал отвечать за свои проступки  и если афиняне сочли возможным  обвинить его, то он обязан предстать  перед их судом.

Весной 399 года до н.э. Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных. В судебной палате, в которой разбиралось дело Сократа, было 500 человек, точнее, 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного присяжного для получения нечетного числа при голосовании.

 

Сократ  после обвинительных речей взял защитное слово. Оправдательная речь Сократа  представлена в «Апологии Сократа» Платона. Защитная речь более походила на формальную, Сократ считал недостойным  себя умолять суд о прощении, ведь он ничего противоречащего законам  города не совершил. В итоге решение  суда было не в пользу Сократа, его  признали виновным. Но в Афинах обвиняемому  предлагалось выбрать меру наказания. Сократ предложил суду предоставить ему обед за общественный счет, который  обычно давался за особые заслуги  перед отечеством. Естественно суд  воспринял подобное предложение  как невиданную дерзость. Потом Сократ предложил уплатить небольшой штраф, чем еще более разозлил судей. В итоге его приговорили к  смертной казне через принятие яда.

Приведение  приговора в исполнение было отложено на 30 дней, так как в это время  отплыл на остров Делос к храму  Аполлона священное судно с дарами. До возвращения корабля в Афины  смертная казнь запрещалась.

Многие  друзья пытались уговорить Сократа  бежать, но он был непреклонен выполнить  абсурдное решение афинского  суда, дабы оставаться верным законам  родного города.

 

Последний день жизни Сократа

 

Сократ  остался Сократом до конца своих дней. Он прощается с детьми, женой и родственниками и посвящает оставшееся время беседе с друзьями. Друзья философа подавлены мыслью о предстоящей разлуке с ним и в то же время поражены величием его духа, его истинно философским спокойствием и необычайным мужеством перед смертью.

Исключительность  личности Сократа сказывается и  в деталях. Чтобы избавить женщин от омовения своего тела после смерти Сократ принимает последнюю ванну. Он отказывается ждать захода солнца, как ему советует Критон, и просит принести чашу с ядом, цикутой. Вот  как описывает эту сцену Платон. Когда служитель протянул чашу, Сократ взял ее «с полным спокойствием…- не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но… поднес чашу к губам, выпил  до дна – спокойно и легко».

 

Заключение

 

Сократ является великим философом классического периода. Изучив историю его жизни и деятельность, можно сделать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа заключается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий. Он был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни  античного мира.

 

Список литературы

 

1) Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк— М.: Либроком, 2009 г. — 190 с.

2) Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: Республика, 1995 г. – 268 с.

3) Философия: Учебник. – В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов,

К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006 г. – 519 с.

4) Лосев  А. Ф. Сократ – философская энциклопедия, т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1991 г.-

5) Довгань В. Размышления о великом Сократе // URL: http://www.codeofhappiness.ru/articles/about_great_socrat/index.html

6) Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения // Вопросы философии. - 2011 г. № 9. – С. 65-73.

1 Смирнова М.В. Сократ. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты: за 60 минут. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 187, [5] с.

2 Нерсесянц В.С. Сократ — М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1996. — 83с.




Информация о работе Сократ, жизнь и основные идеи