Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:31, контрольная работа
Описание работы
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.
«Кузбасский государственный
технический университет
имени Т.Ф. Горбачева»
Учебная дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
№ 5:
Сократовский
период античной философии
Выполнила:
студентка
группы
Проверил:
Междуреченск, 2014
Содержание
Задание 1.
Осветите проблему:
Философия Сократа о человеке.
Поворотным пунктом в развитии
античной философии явились воззрения
Сократа (469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным
и служит для выражения идеи мудрости.
Сам Сократ ничего не писал, был близким
к народу мудрецом, философствовал на
улицах и площадях, всюду вступал в философские
споры. Посещая занятия софистов, Сократ
вступал в дискуссии с многими из них,
но больше всего уделял внимание Продику,
считая его своим учителем и особенно
внемля тонкости его лингвистических
воззрений. С именем Сократа связано первое
фундаментальное деление истории античной
философии на до - и после - Сократовскую.
Воззрения Сократа дошли до
нас главным образом благодаря прекрасным
как в философском, так и в художественном
отношении произведениям Платона, ученика
Сократа.
Учение Сократа было устным.
Все свободное время он проводил в беседах
с приезжими и местными гражданами, политиками
и обывателями, друзьями и незнакомыми
на темы, ставшие традиционными для софистической
практики: что добро и что зло, что прекрасно,
а что безобразно, что добродетель и что
порок, можно ли научиться быть хорошим
и как приобретается знание.1
Основной философский интерес
Сократа сосредотачивается на вопросе
о том, что такое человек, что такое человеческое
сознание. «Познай самого себя» - любимое
изречение Сократа. Сомнение «Я знаю, что
ничего не знаю» должно было, по учению
Сократа, привести к самопознанию «Познай
самого себя». Только таким индивидуалистическим,
путем, учил он, можно прийти к пониманию
справедливости, права, закона, благочестия,
добра и зла. Задача Сократа - обнаружить
не только субъективное, но и объективное
содержание сознания и доказать, что именно
последнее должно быть судьей над первым.
Но это знание человек может обрести только
собственными усилиями, а не получить
извне в качестве готового.
В свою очередь, телеология
Сократа выступает в крайне примитивной
форме. Органы чувств человека, согласно
этому учению, своей целью имеют выполнение
определенных задач: цель глаз - видеть,
ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным
образом боги посылают свет, необходимый
людям для зрения, ночь предназначена
богами для отдыха людей, свет луны и звезд
имеет своей целью помогать определению
времени. Боги заботятся о том, чтобы земля
производила пищу для человека, для чего
введен соответствующий распорядок времен
года; более того, движение солнца происходит
на таком расстоянии от земли, чтобы люди
не страдали от излишнего тепла или чрезмерного
холода и прочих природных явлений.
Сократ исходил из установки,
что все знания уже имеются у человека.
Человек обладает полнотой знания. Особое
значение Сократ придавал истине, мудрости
и нравственности человека. Понятие сущности
Истина и нравственность для Сократа -
понятия совпадающие. «Между мудростью
и нравственностью Сократ не делал различия:
он признавал человека вместе и умным,
и нравственным, если человек, понимая,
в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется
этим в своих поступках и, наоборот, зная,
в чем состоит нравственно безобразное,
избегает его... Справедливые поступки
и вообще все поступки, основанные на добродетели,
прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие,
в чем состоят такие поступки, не захотят
совершить никакой другой поступок вместо
такого, а люди, не знающие, не могут их
совершить и, даже если пытаются совершить,
впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные
и хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаются
совершить, впадают в ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что и справедливость,
и всякая другая добродетель есть мудрость».
Истинная справедливость, по
Сократу, это знание того, что хорошо и
прекрасно, вместе с тем и полезно человеку,
способствует его блаженству, жизненному
счастью.
Добродетель, то есть познание
того, что есть благо могут достичь лишь
«благородные люди». «Земледельцы и другие,
работающие весьма далеки от того, чтобы
знать самих себя... Ведь они знают лишь
то, что надлежит телу и служит ему... А
потому, если познание самого себя есть
закон разума, никто из этих людей не может
быть разумным от знания своего призвания».
Как жестко Сократ отделяtт
один класс от другого таков характер
его религиозно – этического учения. Добродетель,
так же, как и знания, согласно его учению,
является привилегией благородных («неработающих»).
Он обожал аристократию, его учение о незыблемости,
вечности и неизменности моральных норм
выражает идеологию именно этого класса.
Сократовская проповедь добродетели имела
политическое назначение. Он сам говорит
о себе, что заботится, чтобы подготовить
как можно больше лиц, способных приняться
за политическую деятельность.
Основными добродетелями Сократ
считает:
- сдержанность - как укрощать
страсти;
- мужество - как преодолеть
опасность;
- справедливость - как соблюдать
божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает
путем познания и самопознания.2
Сократ в своих социальных воззрениях
ориентировался на идеал «наидревнейших
и наикультурнейших народов». Он высоко
ценил цивилизации и общества, опирающиеся,
прежде всего на земледелие и военные
действия. Земледелие он противопоставлял
ремеслу и торговле, которые, по его мнению,
разрушают «порядок общины» и губят души.
Все это отражает консерватизм Сократа
и его уважение к традиции (аристократической),
которая была сильно нарушена развивающейся
торговлей и мореплаванием.
Имя Сократа связывают со столь
радикальными изменениями в античной
культуре, что можно полагать сократическую
философию настоящей духовной революцией.
В своих изысканиях Сократ,
в отличие от философов физиса, концентрируется
на проблематике человека, понимая при
этом человека не как природное существо,
обладающее автономией существования,
а имея в виду человека познающего, находящегося
в состоянии познания.
Сократ изменяет саму направленность
интеллектуальных поисков. Он ставит и
решает вопрос: «В чем природа и последняя
реальность человека, что есть сущность
человека?» При этом, Сократ приходит к
ответу: человек - это его душа, но с того
момента, как душа становится действительно
человеческой, зрелой, способной быть
отличием человека от других существ.
«Душа» - это разум, мыслящая активность,
нравственное поведение. Душа в данном
понимании - философское открытие Сократа.
Это открытие конституировало моральную
и интеллектуальную традицию в культуре
Запада.3
Сократ был цельным человеком,
для которого собственная жизнь была философской
проблемой, а важнейшим из проблем философии
был вопрос о смысле жизни и смерти. Не
отделяя философии от действительности,
от всех прочих сторон деятельности, он
еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение
было столь же цельным, земным, жизненным,
столь же полным и глубоким выражением
духовной жизни и античного мира.
Так же Сократ наметил классификацию
государственных форм, исходя из основных
положений своего этико-политического
учения. Государственные формы, упоминаемые
Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,
плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа,
тем отличается от тирании, что опирается
на законные права, а не на насильственный
захват власти, а поэтому и обладает моральным
значением, отсутствующим у тирании. Аристократию,
которая определяется как власть немногих
знающих и моральных людей, Сократ предпочитает
всем другим государственным формам, в
особенности направляя острие своей критики
против античной демократии как неприемлемой
с его точки зрения безнравственной формы
государственной власти.4
В свою очередь Сократ убедил,
что истина - это нравственность. А истинная
нравственность - это знание того, что
хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели.
Он дал классификацию государственных
форм: монархия, тирания, аристократия,
плутократия, демократия. По Сократу, аристократия
- это наилучшая форма государственного
устройства.
Сократ был цельным человеком,
для которого собственная жизнь была философской
проблемой, а важнейшим из проблем философии
был вопрос о смысле жизни и смерти. Не
отделяя философии от действительности,
от всех прочих сторон деятельности, он
еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение
было столь же цельным, земным, жизненным,
столь же полным и глубоким выражением
духовной жизни и античного мира.
Задание 2.
Кратко ответьте
на вопросы:
а) Каковы характерные
черты философии софистов.
Софиты – философская школа
в древней Греции, существовавшая в V –
первой половине IV вв. до н.э. Представители
данной философской школы выступали не
столько в качестве философов-теоретиков,
сколько в качестве философов-педагогов,
обучавших граждан философии, ораторскому
искусству и другим видам знаний (в переводе
с греческого «софисты» - мудрецы, учителя
мудрости). Среди софистов выделятся группы
так называемых:
- старших софистов (V в. до н.э.)
– Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт,
Критий;
Сократ официально не принадлежал
к указанным группам, но разделял многие
идеи софистов и использовал софистику
в практической деятельности.
Для софистов характерно:
- критическое отношение к окружающей
действительности;
- стремление все проверить
на практике, логически доказать правильность
или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной
цивилизации;
- отрицание старых традиций,
привычек, правил, основанных на недоказанном
знании;
- стремление доказать условность
государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не
как абсолютной данности, а как предмет
критики;
- субъективизм в оценках и суждениях,
отрицание объективного бытия и попытки
доказать то, что действительность существует
только в мыслях человека.5
б) В чем состоит противоположность
взглядов софистов и Сократа?
Софисты своей главной задачей
видели способность убеждать других в
своем мнении. Например, в судах, на собраниях
и прочих мероприятиях. Для них было неважно,
насколько их мнение совпадает с объективной
истиной. То есть они учили в основном
риторике, искусству спора. По их мнению,
мерой всех вещей является сам человек,
то есть каким человек воспринимает мир,
такой он и есть и каждый имеет право на
свое мнение, главное, чтобы это мнение
разделяло большинство других людей.
Отсюда и деятельность софистов
в обучении других - за достаточно большие
деньги они обучали молодых людей своему
искусству, готовя их к успешной общественной
деятельности.
Сократ же пытался отыскать
истину саму по себе, независимую от мнения
отдельного человека. Тех же софистов
он ставил в тупик вопросами о том, что
такое благо или справедливость, недоумевая
при их неспособности ответить на эти
вопросы тому, что как же они могут учить
убеждать других в том, что их мнение справедливо
или их дела благи, не понимая самих этих
понятий.
Подытожив вышесказанное, Сократ
считал, что существует истина, которая
является таковой для всех, а софисты считали,
что существуют лишь различные мнения,
которые нужно уметь аргументировано
доказывать, убеждая остальных, тогда
такое мнение и будет признаваться истинным.6
в) Какие философские
школы можно рассматривать в качестве
последователей Сократа?
Вокруг Сократа всегда были
друзья, участники его бесед, молодежь
и старики, называвшие себя часто его учениками,
хотя сам он их таковыми не считал. Платон
был не единственным учеником Сократа,
который после смерти учителя развивал
философское мышление в его духе.
Для всех школ авторитетной
фигурой был Сократ, память о котором его
последователи стремились зафиксировать
в «сократических сочинениях», в основном
это были диалоги.7
В качестве основателей философских
школ известны четыре ученика Сократа.
Евклид, путем многообразного сочетания
элеатских учений с сократовскими, основал
мегарскую школу, а Федон – родственную
ей элидскую; Антисфен под влиянием горгианской
софистики основал киническую школу; Аристипп
под влиянием Протагора – киренскую.
Киники - философская школа,
которая обосновывала идею свободы вне
общества (асоциальной свободы). Ее представители
проверяли свои философские изыскания
на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический
образ жизни, не имели семьи, игнорировали
государство и законы, презирали традиционную
культуру, мораль, богатство, концентрировали
внимание на человеческих пороках. Наиболее
известными представителями киников являлись
Антисфен, Диоген.
Киренская школа основана в
IVв. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником
Сократа. Представители данной школы (киренаики):
выступали против изучения природы; высшим
благом считали наслаждение; соответственно
целью жизни видели наслаждение, счастье
воспринимали как совокупность наслаждения,
богатство - как средство для достижения
наслаждения.
Мегарская школа основана учеником
Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э.
Представители - Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное
высшее благо, которое не поддается точному
описанию, - Бог, разум, жизненная энергия.
Противоположности высшего блага (абсолютного
зла) не существует. Помимо философских
теоретических изысканий мегарцы вели
активную практическую деятельность (фактически
занимались софистикой) и получили прозвище
«спорщики». Представители мегарской
школы (Евбулид) стали авторами известных
апорий, то есть парадоксов (не путать
с софизмами), «Куча» и «Лысый», с помощью
которых пытались понять диалектику перехода
количества в качество.
Все сократические школы большое
внимание уделяли этическим вопросам,
считая добродетель необходимым условием
счастья, а философию – воспитанием души.8
Задание 3.
Дайте определения
понятий.
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство
спорить, вести рассуждение) - метод аргументации
в философии, а также форма и способ рефлексивного
теоретического мышления, имеющего своим
предметом противоречие мыслимого содержания
этого мышления. В диалектическом материализме
- общая теории развития материального
мира и вместе с тем теория и логика познания.
Диалектический метод является одним
из центральных в европейской и индийской
философских традициях. Само слово «диалектика»
происходит из древнегреческой философии
и стало популярным благодаря «Диалогам»
Платона, в которых двое или более участников
диалога могли придерживаться различных
мнений, но желали найти истину путем обмена
своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa
противопоставляется метафизике — такому
способу мышления, который рассматривает
вещи и явления как неизменные и независимые
друг от друга.