Сократовский период античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.

Файлы: 1 файл

контрольная работа тема №5.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

Майевтика (др.-греч. μαιευτική — повивальное искусство, родовспоможение) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом.

Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.9

Софи́зм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным.

Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты её осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях.10

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия - милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.11

Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма - отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.12

Тождество - философская категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства (и отношения), которые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Однако, поскольку действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов, даже в их существенных, основных свойствах не бывает. Тождество является не абстрактным, а конкретным, то есть содержит внутренние различия, постоянно «снимающим» себя в процессе развития, зависящим от данных условий. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличия от других предметов; с другой стороны, часто приходится отождествлять различные предметы (например, с целью создания их классификаций). Это означает, что тождество неразрывно связано с различием и является относительным. Всякое тождество вещей временно, преходяще, а их развитие, изменение абсолютно. В точных науках, однако, абстрактное, то есть отвлекающееся от развития вещей, тождество в соответствии с законом Лейбница, используется потому, что в процессе познания возможны и необходимы в известных условиях идеализация и упрощение действительности. С подобными ограничениями формулируется и логический закон тождества.13

 

Задание 4.

Напишите эссе: Можно ли утверждать вслед за Протагором «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что не существуют?»

В утверждении Протагора «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что не существуют?» в центре мира находится человек. В силу особенностей воспитания, специфики жизни, каждый Человек воспринимает свой собственный мир по-своему, придавая всему происходящему собственные толкования, индивидуальный и уникальный смысл.

В силу имеющихся ограничений в обществе, Человек старается жить в соответствии с признаваемыми всеми нравственными и нормативными принципами. Отклонение от следования этих принципов рассматривается как открытый вызов обществу.

В свою очередь Человек должен быть достоин того что он находится в центре всего мира. Возможно, именно развитие информационных технологий в настоящее время открывает истинное предназначение Человека - быть созидателем красоты, быть хранителем жизни, быть «существом» радующимся и наслаждающимся.

В настоящее время Человек может слушать себя, понимать голос собственной интуиции, ориентироваться на свое глубинное отношение к собственным делам и выстраивать собственный жизненный мир, именно так, как нравится самому Человеку. Потому что, в конечном счете, никто внешний, никто посторонний не знает Человека и его дела лучше его самого. То, что доставляет Человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо.

На основании вышеизложенного, утверждение Протагора «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что не существуют?» актуально и с ним можно согласиться.

 

Задание 5.

Выполните тесты:

1. Изречение Протагора  «Человек есть мера всех вещей»  может рассматриваться как выражение  позиции:

а. антропоцентризма;

б. релятивизма;

в. антигуманизма;

г. экстремизма.

Ответ: «а»

«Человек есть мера всех вещей» может рассматриваться как выражение антропоцентризма.

2. Софисты внесли  значительный вклад в развитие:

а. риторики;

б. логики;

в. эстетики;

г. эпистемологии.

Ответ: «а, б»

Софисты внесли значительный вклад в развитие риторики, логики.

3. «Майевтика», согласно Сократу, означает:

а. условия достижения счастья;

б. метод диалога, как средства достижения истины;

в. психо-физиологические приёмы преодоления аффектов;

г. идеал нравственного поведения.

Ответ: «б»

«Майевтика», согласно Сократу, означает метод диалога, как средства достижения истины.

4. Утверждение  Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» является:

а. искренним признанием своего абсолютного невежества;

б. осознанием того, что во времена античности наука находилась на очень низком уровне развития;

в. веселой шуткой, высказанной им среди друзей, во время праздничного пира;

г. методологическим приемом, позволяющем избавиться от предубеждений.

Ответ: «г»

Утверждение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» является методологическим приемом, позволяющем избавиться от предубеждений.

5. Что ставил  Сократ в центр своей философии:

а. Бога;

б. природу;

в. человека;

г. проблемы эстетики

Ответ: «в»

Сократ ставил в центр своей философии человека.

 

Список литературы

  1. Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003. - 168с.
  2. Александров Г.Ф., Быховский Б.Э., Митин М.Б., Юдин П.Ф. “История философии” Под редакцией. Том I - Философия античного и феодального общества.
  3. Борисов, С. В. Основы философии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – М. : Флинта, 2010. – 424 с.
  4. Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. этическая энциклопедия.
  5. Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007 5-е издание, переработанное и дополненное стр. 31-37
  6. Сабиров, В. Ш. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. − М. : Флинта, 2012. − 330 с.
  7. Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445

Интернет-ресурсы

  1. http://filosof.historic.ru/books/c0004_1.shtml
  2. www.philosophy/allru.net - сайт Золотая философия

 

План работы

  1. Задание 1. Осветите проблему: Философия Сократа о человеке – 5 листов

2) Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

а) каковы характерные черты философии софистов;

б) в чем состоит противоположность взглядов софистов и Сократа;

в) какие философские школы можно рассматривать в качестве последователей Сократа – 4 листа.

3) Задание 3. Дайте определения понятий – 3 листа.

4) Задание 4. Напишите эссе: Можно ли утверждать вслед за Протагором «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что не существуют?» - 1 лист.

5) Задание 5. Выполните тесты – 2 листа.

6) Литература (12 источников, в том числе 2 интернет ресурса).

 

1  Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007 5-е издание, переработанное и дополненное стр. 31-37

 

2 http://filosof.historic.ru/books/c0004_1.shtml

3 Агафонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003.-168с.

4 «История философии» Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального общества.

5 Борисов, С. В. Основы философии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – М. : Флинта, 2010. – 424 с.

6 Борисов, С. В. Основы философии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – М. : Флинта, 2010. – 424 с.

7 www.philosophy/allru.net− сайт Золотая философия

8 Сабиров, В. Ш. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. − М. : Флинта, 2012. − 330 с.

9 Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

10 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

11 Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. этическая энциклопедия.

12 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

13 Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова.- 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445

 

 


Информация о работе Сократовский период античной философии