Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:07, реферат
Если мы хотим объяснения, что такое любовь, – это вопрос, с которым, скорее всего, следовало бы обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть "сфотографирована" и измерена никакими научными средствами. Любовь - феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий.
1 Введение…………………………………………………………………2
2 Краткая биография……………………………………………………....3
3 Влияние любви на исторический процесс …………………………….7
4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека………………… .10
5 Заключение……………………………………………………………..14
7 Список литературы…………………………………………………….15
Содержание
1 Введение…………………………………………………………
2 Краткая биография…………………………………………………….
3 Влияние любви на исторический процесс …………………………….7
4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека………………… .10
5 Заключение……………………………………………………
7 Список литературы…………………………………
1. Введение
"До сих пор о любви была
сказана только одна
Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления.
Если мы хотим объяснения, что
такое любовь, – это вопрос, с
которым, скорее всего, следовало бы
обратиться к науке или философии.
Наука может многое – изучить
условия, при которых любовь приходит
или проходит, обобщить факты и
выявить закономерности, но и ее
возможности ограничены: сама любовь
как человеческое отношение и
переживание не может быть "сфотографирована"
и измерена никакими научными средствами.
Любовь - феномен человеческих отношений,
2.Краткая биография
Владимир Сергеевич Соловьев родился
16 января 1853 года в семье знаменитого
историка Сергея Михайловича Соловьева.
Отец отличался строгостью и непререкаемым
авторитетом. Со стороны матери Поликсены
Владимировны Соловьев принадлежал
к украино-польской фамилии, приходился
родственником мыслителю
В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве
будущего религиозного мыслителя. Скорее,
ему можно было предсказать естественнонаучную
карьеру. С 1864 года Владимир учился в московской
5-й гимназии. Окончил он ее с золотой медалью,
и его имя занесли на гимназическую Золотую
доску.
В 1869 году Соловьев
поступает в Московский университет, по
желанию отца - на историко-филологический
факультет, но в том же году переходит
на физико-математический. Способностями
и интересом к физике и математике будущий
философ не обладал, поэтому он провалил
экзамен на втором курсе. Постепенно накапливалось
разочарование в естественных науках
вообще. "Это знание, - писал он в октябре
1871 года своей кузине Кате Романовой, в
которую был влюблен, - само по себе совершенно
пустое и призрачное. Достойны изучения
сами по себе только человеческая природа
и жизнь, а их всего лучше можно узнать
в истинно поэтических произведениях".В
конце концов Соловьев решает покинуть
физико-математическое отделение и сдать
экстерном на историко-филологическое.
Свое намерение он осуществляет в 1873 году.
В 1874 году, Соловьев
поступил вольным слушателем в Духовную
академию. Тогда же он сделал уверенные
шаги в стихосложении. На одаренного юношу
обратил внимание профессор Московского
университета П. Юркевич, высоко оценивший
соловьевский перевод Канта. Он увидел
в Соловьеве своего преемника по кафедре
философии и взял его под свое покровительство,
предложив защищать диссертацию. Для защиты
пришлось отправиться в Петербург. Состоялась
она 24 ноября 1874 года. Диссертация называлась
"Кризис западной философии (против
позитивистов)".Здесь впервые Владимир
Соловьев сформулировал свою любимую
идею всеединства, синтеза западной и
восточной культур, которую пронесет через
всю жизнь. В январе 1875 года, едва отметив
свое 22-летие, Соловьев уже стоял на кафедре
Московского университета и читал вступительную
лекцию к курсу истории новейшей философии.
Вскоре он подал прошение о заграничной
командировке и в июле 1875 года приступил
к изучению древних историко-философских
текстов в Британском музее.
Отметим
одно важное для понимания судьбы Соловьева
обстоятельство: он был визионер, ему являлись
видения. В возрасте девяти лет он узрел
Божественную премудрость - Софию. Уже
будучи кандидатом, а затем магистром
философии, он увлекался спиритизмом,
веря, но и не веря в то, что происходило
во время сеансов. Когда ему явился дух
покойного Юркевича, сомнения, казалось,
рассеялись полностью. Но, оказавшись
в Лондоне и отправившись к тамошним спиритам,
он обнаружил шарлатанство. В Британском
музее, забывая обедать, днями сидел он
над книгами о каббале, вел таинственные
записи.
С рекомендательным
письмом к министру внутренних дел и русскому
консулу он отправился в Египет. Осмотрел
там местные достопримечательности. В
пустыне однажды наткнулся на бедуинов,
в темноте принявших его (разгуливавшего
среди песков в цилиндре) за сатану и чуть
не убивших его. И вскоре пережил новую
встречу с Софией. Об этом речь идет не
только в "Трех свиданиях", но и в
написанном стихотворении. В Каире, где
Соловьев провел всю зиму, он начал писать
диалог "София", в котором философ
беседует с самой мудростью (Софией).
Вернувшись в
Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж),
Соловьев занялся систематизацией своих
идей. Осенью 1876 года он читал в Московском
университете курс логики и истории философии.
Одновременно работал над произведением
"Философские основы цельного знания",
которое намеревался защитить в качестве
докторской диссертации и публиковал
по частям в периодике.
В начале 1878 года он читал цикл лекций
по философии религии, который при
публикации получил название "Лекции
о богочеловечестве". Лекции имели
большой успех, вся образованная
столица съезжалась "на Соловьева".
По свидетельству Достоевского, чтения
посещались "чуть ли не тысячною толпою".
Бывал на них и Лев Толстой.
С Достоевским Соловьев подружился
(они вместе совершат поездку в
Оптину пустынь). Владимир Соловьев вдохновил
Достоевского на создание образа Алеши
Карамазова в романе «Братья Карамазовы».
Отношения с Соловьева с
Внутренняя и внешняя
Одевался
он во что попало и по забывчивости даже
выходил на улицу в красном одеяле, которым
укрывался ночью. Философ часто имел при
себе палку с оленьими рогами, принадлежавшую
раньше А. К. Толстому и подаренную Вл.
Соловьеву вдовой поэта С. А. Толстой. От
него всегда пахло скипидаром, так как
это был его любимый запах. Он не любил
и не знал изобразительных искусств, музыки
и театра, но зато страстно любил стихи.
Кроме того, он любил шахматы.
Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправился
в Египет. Его путь лежал через
Константинополь. В море его мучают
галлюцинации. Войдя однажды в
каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище.
Дело было на Пасху, и Соловьев заметил
дьяволу: "А ты знаешь, что Христос
воскрес'?" С криком "Воскрес-то
он воскрес, а тебя я все-таки доконаю!",
черт бросился на Соловьева. Философа
нашли без чувств на полу каюты. В
Петербурге ему пришлось обратиться
к психиатру.
Соловьев планировал из Египта поехать
в Палестину. Денег, однако, не хватило
(философ не умел их считать, он их не тратил,
а просто раздавал). Весной следующего
года он побывал на Ривьере, затем в Швейцарии.
Некоторое время прожив в Петербурге,
Соловьев приехал в Москву. Осенью вернулся
в Петербург. Здоровье его все слабело.
Работал он по-прежнему много, однако многие
планы остались невыполненными. Лето 1900
года застало его в имении С. П. Хитрово
Пустынька. В июне он уже был в Москве,
намереваясь затем посетить сестру в Калужской
губернии и друга в Тамбовской. В Москве
ему стало плохо, с трудом добрался он
до имения князя Е. Н. Трубецкого Узкое.
Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее
истощение, склероз, цирроз почек, уремия),
Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900
года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего
монастыря рядом с могилой отца.
Так безвременно
оборвалась жизнь человека, которому едва
было 47 лет и который отличался небывалой
силой философской мысли, небывалым владением
мировой философией и напряженной духовной
жизнью.
3 Влияние любви на исторический процесс
О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной,чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего
то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время.
Обыкновенно смысл половой любви (за половой любовью, за неимением лучшего названия, подразумевается исключительная привязанность – как обоюдная, так и односторонняя – между лицами разного пола, могущими быть между собой в отношении мужа и жены, нисколько не предрешая при этом вопроса о значении физиологической стороны дела) полагается в размножении рода, которому она служит средством. В.С.Соловьев считает этот взгляд неверным – не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов.
«Разительное этому подтверждение мы находим в следующем великом факте. В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше. В низшем классе этого отдела - у рыб - размножение происходит в огромных размерах: зародыши, порождаемые ежегодно каждою самкою, считаются миллионами; эти зародыши оплодотворяются самцом вне тела самки, и способ, каким это делается, не позволяет предполагать сильного полового влечения. Изо всех позвоночных животных этот хладнокровный класс несомненно более всех размножается и менее всех обнаруживает любовную страсть. На следующей ступени - у земноводных и гадов - размножение гораздо менее значительно, чем у рыб, хотя по некоторым своим видам этот класс не без основания относится Библией к числу существ, кишмя кишащих; но при меньшем размножении мы уже находим у этих животных более тесные половые отношения... У птиц сила размножения гораздо меньше не только сравнительно с рыбами, но и сравнительно, например, с лягушками, а половое влечение и взаимная привязанность между самцом и самкою достигают небывалого в двух низших классах развития. У млекопитающих - они же живородящие - размножение значительно слабее, чем у птиц, а половое влечение хотя у большинства менее постоянно, но зато гораздо интенсивнее. Наконец, у человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). Итак, половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.»
Соловьев также попутно
разбивает философию, в соответствии
с которой эмоциональная
«Если б эта теория была верна, то отсюда логически следовало бы, что степень этой любовной индивидуализации, или сила любви, находится в прямом отношении со степенью типичности и значительности происходящего от нее потомства: чем важнее потомство, тем сильнее должна была бы быть любовь родителей, и, обратно, чем сильнее любовь, связывающая двух данных лиц, тем более замечательного потомства должны бы мы были ожидать от них по этой теории.»
Но, по словам Соловьева, даже, когда между людьми существует самая сильная и страстная любовь, редок тот случай, произведения на свет незаурядного потомства, чаще всего оно оказывается самым заурядным.
Разбив философскую концепцию
о эмоциональной человеческой
любви, Соловьев переходит к
изложению и развитию очень
интересной идеи: половая любовь
у людей не предназначена для
продолжения рода, а ее смысл,
суть - в полной трансформации
бытия, что Соловьев очень
Половая любовь соединяет материально
и духовно существа мужского и женского
пола. Вне половой любви человека как такового
нет: существуют лишь раздельные половины
человека, мужская и женская, которые в
своей отдельности не представляют человека
как такового. «Создать истинного человека,
как свободное единство мужского и женского
начала, сохраняющих свою формальную обособленность,
но преодолевших свою существенную рознь
и распадение, - это и есть собственная
ближайшая задача любви».
Филосов утверждает, что
в истории половая любовь не является
средством или орудием
4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека.
Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Но Соловьев на этом не останавливается. Он признает, что при текущем состоянии дел, все это - не более, чем красивая теория. А мешают ее осуществлению вполне прозаичные вещи – материальная природа и смерть.
И философ переходит к доказательствам того, что конечная цель любви - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.