Соловьев "Смысл любви"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Если мы хотим объяснения, что такое любовь, – это вопрос, с которым, скорее всего, следовало бы обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть "сфотографирована" и измерена никакими научными средствами. Любовь - феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………2
2 Краткая биография……………………………………………………....3
3 Влияние любви на исторический процесс …………………………….7
4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека………………… .10
5 Заключение……………………………………………………………..14
7 Список литературы…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат словьев.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Указывая нам на это абсолютное значение любви, автор, тем не менее, тут же спускает нас  на землю: "Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл  любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в  соединении с другим существом свою собственную бесконечность. Не довольно ли этого мгновенного откровения? Разве мало хоть раз в жизни действительно почувствовать свое безусловное значение? (...) Едва ли этого довольно даже для одного поэтического чувства, а сознание истины и воля жизни решительно на этом помириться не могут. Бесконечность только мгновенная есть противоречие нестерпимое для ума, блаженство только в прошедшем есть страдание для воли. Есть те проблески иного света, после которых "Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы". Если они только обман, то и в воспоминании они могут вызывать только стыд и горечь разочарования; а если они не были обманом, если они открывали нам какую-то действительность, которая потом закрылась и исчезла для нас, то почему же должны мы мириться с этим исчезновением? Если то, что потеряно, было истинным, тогда задача сознания и воли не в том, чтобы принять потерю за окончательную, а в том, чтобы понять и устранить ее причины. Ближайшая причина состоит в извращении самого любовного отношения. Это  начинается очень рано: едва только первоначальный пафос любви успеет показать нам край иной, лучшей действительности - с другим принципом и законом жизни, как мы сейчас же стараемся воспользоваться подъемом энергии вследствие этого откровения не для того, чтоб идти дальше, куда оно зовет нас, а только для того, чтобы покрепче укорениться и попрочнее устроиться в той прежней дурной действительности, над которой любовь только что приподняла нас; добрую весть из потерянного рая - весть о возможности его возвращения - мы принимаем за приглашение окончательно натурализоваться в земле изгнания, поскорее вступить в полное и потомственное владение своим маленьким участком со всеми его волчцами и терниями; тот разрыв личной ограниченности, который знаменует любовную страсть и составляет ее основной смысл, приводит на деле только к эгоизму вдвоем, потом втроем и т. д. Это, конечно, все-таки лучше, чем эгоизм в одиночку, но рассвет любви открывал совсем иные горизонты. Как скоро жизненная сфера любовного соединения перенесена в материальную действительность, какова она есть, так сейчас же соответственным образом извращается и самый порядок соединения. Его "нездешняя", мистическая основа, которая так сильно давала о себе знать в первоначальной страсти, забывается как мимолетная экзальтация, а самым желательным, существенною целью и вместе первым условием любви признается то, что должно быть лишь ее крайним, обусловленным проявлением. Это последнее - физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному,- делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих".

Показав реальное положение  дел и дав некоторые наметки, как избежать подобной "профанации" любви, автор переходит к заключительной идеи книги: без преобразования всего  и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна, и она так и будет в жизни  людей подобна краткой, иллюзорной вспышке, за которой все гоняются, но почти никто не может поймать. И автор приводит убедительные причины  этой неуловимости: "Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается  в нашем мире вещественное бытие - то самое, что подавляет своим  бессмысленным упорством и нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Главное свойство этого вещественного  бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времени, в  силу которой всякий последующий  момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или  вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде  вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 2) непроницаемость  в пространстве, в силу которой  две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и  того же места, т. е. одной и той  же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга. Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения, бытие раздробленное на исключающие  друг друга части и моменты. Вот  какую глубокую почву и какую  широкую основу должны мы принять  для того рокового разделения существ, в котором все бедствие и нашей  личной жизни. Победить эту двойную  непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду  сообразною внутреннему всеединству  идеи - вот задача мирового процесса, столь же простая в общем понятии, сколько сложная и трудная  в конкретном осуществлении".

Его вывод из этого: "Если корень ложного существования состоит  в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное  восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но ее собственное осуществление невозможно, как мы видели, без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует такой же интеграции в сферах жизни общественной и всемирной. Определенное различие, или раздельность, жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: Как для половой любви (в сфере личной жизни) единичное "другое" есть вместе с тем все, так с своей стороны социальное все, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере) живое существо." В конце книги автор утверждает, что без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел.  

 

 
6 Заключение

Автор  предпринял очень интересную попытку  дать характеристику любви с религиозной позиции. Во многом я с ним согласна. Безусловно, любовь не предназначена для появления сверх человека. Она не предназначена лишь для произведения человеческого рода.  Порой любовь  приводит к суициду, безрассудным поступкам, остановке прогресса для разочаровавшейся личности. 
 Но в то же время любовь придает силы, помогает наполнить жизнь смыслом. «Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением». Таким образом, любовь выступает двигателем прогресса.

Но любовь - не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и одновременно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним. 

 

 

7 Список литературы

  • Соловьев В. С. Смысл любви. В кн. Мир и Эрос. М. , 1991.
  • Чехов А. П. Собр. Соч. – в 12 т. – Т.8. – М. , 1962
  • Электронная энциклопедия «Все для детей »

http://allforchildren.ru/poetry/author268-soloviev.php

  • Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 
    http://www.megabook.ru/

 


Информация о работе Соловьев "Смысл любви"