Соотношение души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Теория души является актуальной проблемой для всего творчества Платона. Он был учеником Сократа, родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, а потом в возрасте 20 лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа, Платон некоторое время жил в Мегару, а затем вернулся в Афины. А через несколько лет он отправился в великое путешествие. Сначала посетил Египет, где древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление, затем отправился в южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами. От общения с ними он извлек любовь к жизни и общественному благу. В возрасте 40 лет Платон вернулся в Афины и основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней.

Содержание работы

Введение
1. Соотношение души и тела у Платона.
Заключение.
Список литературы:

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по философии на тему:

«Соотношение души и тела в философии Платона»

 
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
г. Барнаул

2013 г. 

Оглавление

 

Введение

1. Соотношение души и тела у Платона.

Заключение.

Список  литературы:

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 
У древнегреческого философа Платона, ведущей темой остается нравственно- этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство.

Теория души является актуальной проблемой для  всего творчества Платона. Он был учеником Сократа, родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, а потом в возрасте 20 лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа, Платон некоторое время жил в Мегару, а затем вернулся в Афины. А через несколько лет он отправился в великое путешествие. Сначала посетил Египет, где древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление, затем отправился в южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами. От общения с ними он извлек любовь к жизни и общественному благу. В возрасте 40 лет Платон вернулся в Афины и основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней.

Продолжая работу своего учителя, он пытается путем исследования понятий достигнуть верного для  всех объективного знания.

 

 

.1 Душа у Платона

 

Платон  предполагает определенное понимание  сущности человека.

Все сущее  он делит на две сферы: вечные и  преходящие. Так и в человеке философ  различает бессмертную душу и  смертное тело.

Он говорит: «Душа человека до его рождения пребывает  в царстве чистой мысли и красоты, а затем попадает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле».

 Душа у Платона не имеет связи с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, как принято считать, а разум. Тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает полностью господствовать над телом.

Бессмертие  души- это главная предпосылка  к ее существованию до своей земной жизни и после смерти. Появление души в новом теле зависит от ее чувственных вожделений в предыдущей телесной жизни. Поэтому целью земной жизни является возвращение души в изначальное состояние

 Платон - сторонник теории переселения  душ. После смерти тела душа  отделяется от него, чтобы затем  - в зависимости от того, насколько  праведную жизнь вела она в  земном мире, - вновь вселяется  в какое-то другое тело (человека или животного). Только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. А те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. Быть человеком, по Платону, значит знать истину.

В диалоге  «Федр» Платон делит душу на три  части:

- разум  (божественное начало души);

- ярость (часть души, принадлежащая к миру  чувственного восприятия и послушная  разуму);

- вожделение (часть души, принадлежащая к миру  чувственного восприятия и противящаяся  разуму).

Данное  тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает в виде символов упряжки и возничего: разум - это возничий, ярость - послушный конь, а вожделение – непослушный.

Каждую  из трех частей души Платон называет добродетелью.

 Задача  разумной части человеческой  души приобретать мудрость, ее  добродетель - мудрость. Задача яростной  части - беспрекословно слушаться  разум, ее добродетель - мужество. Задача вожделения прислушиваться  к указаниям разума, его добродетель  – сдержанность.

Все эти  три добродетели, Платон подчиняет  к четвертой добродетели - справедливости.

В итоге  идея Платона о душе и теле заключается  в том, сто душа- это движение, способное двигать само себя, это  причина изменений и перемещений  вещей. Душа правит всем, что есть на небе, суше и воде с помощью своих  собственных движений (желания, усмотрения и заботы).

 

 

1.2 Сущность  души.

Понятие "души" у Платона, как и понятие "идеи" отличается от банального толкования этих слов. Если слово "идея" в обычном толковании сложное  понятие, представление, отражающее обобщение  опыта, а потому несуществующее, то у Платона "идея" - это одна из "универсалий", существующих по-настоящему". Душа у Платона не имеет связи  с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, а разум. Тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе перепадает главенствующая роль. Это суждение четко прослеживается в диалоге "Федон", о последних часах  жизни Сократа. Приговоренный к  смерти, Сократ не кажется испуганным. Смерть для него - лишь отделение  души от тела. Сократ не дорожит своим  умирающим телом. Оно для него - лишь источник ненадежного чувственного знания, которое препятствует получению  подлинного, разумного знания. Платон считал что, истинное познание достижимо  только после смерти. Душа - чиста, тело - порочно, значит, не расставшись с  телом, мы не можем познать истину. Душа едина, тело делится на части, значит сущность души в ее единстве.

Платон  делит людей на три разных типа, в зависимости от того, какая из частей его души является главной: разумная, эмоцианальная или чувственная. У людей, у которых преобладает  разумная часть души, есть стремление к высшему благу, они придерживаются правды, справедливости и умеренности  в наслаждениях. Их Платон называет мудрецами и философами. Если же приобладает эмоциональная часть  души, то люди отличаются храбростью, мужеством. Люди же «вожделеющего» типа низменны.

Однако, добродетель, общая для сех типов, которую ценит Платон больше всего - это мера. Ничего сверх меры - таков  принцип у Платона.

В Тимее Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только нашей душой. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором - всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она - всё.

 

.3 Понятие  бессмертной души

 

Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием  души.

В диалоге "Федон" Кебет, один из собеседников Сократа, просит философа доказать, что  душа после смерти "не рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет", на что Платон устами Сократа приводит ему четыре доказательства бессмертия души:

Первый  аргумент «Федона» состоит в следующем. В нашем мире все возникает  из своей противоположности и  превращается, при уничтожении, в  свою противоположность. Здесь нет  исключений, иначе все жизненные  процессы пришли бы к одному состоянию, они прекратились бы, и мир стал бы однообразным и неподвижным. Для  Платона это состояние немыслимо, по-этому, любое возникновение и  уничтожение происходят из противоположности  в противоположность. Следователньо, мертвое возникает из живого, а  живое и живые из мертвого. По Платону, в таком случае, очевидно, что души не исчезают, но пребывают  в Аиде, а из них снова возникают  живые.

Второй  аргумент говорит, о том что душа бессмертна. Человека можно заставить, дать правильное решение любой проблемы, в любой области науки, незнающего о ней ничего путем наводящих  вопросов. Это значит, по Платону, что  в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все  истины, следовательно, душа бессмертна. Когда мы утверждаем о каких-то вещах  чувственно-воспринимаемых, что они, например, равны, мы одновременно знаем, что их равенство отлично от полного, истинного и совершенного равенства, следовательно, мы сразу же отличаем равные вещи от равенства как такового, видя неполное осуществление равными  вещами самого равенства. Если это так, то поскольку все это, по Платону, происходит в нас с самого первого  ощущения, то знание самого равенства, с которым мы сравниваем равные вещи, данные нам в ощущении, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать  в нас еще до рождения, что возможно, если только наша душа бессмертна.

Третий  аргумент - все сущее делится на два вида: самотождественное и  простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому  и сложному, душа, напротив, больше всего  походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Кроме того, неизменное и простое постигается  только мышлением, тогда как сложное  и уничтожающееся ощущением. Душа, которую  нельзя ни видеть, ни слышать, следовательно, оказывается в числе невидимого, неизменного и простого. Затем, душа, по Платону, испытывает наибольшую радость  в познании и мышлении, ощущения же портят и опьяняют душу, значит, стремясь к вечному и бестелесному, она  стремится к подобному себе, значит, она сама вечна и неизменна.

Четвертый аргумент, поскольку душа есть начальствующее, а тело подначально ей, то именно душа более походит на божественное, которому свойственно властвовать, а не на смертное, которому суждено  только повиноваться. Четвертый аргумент строится на предположении теории самого по себе сущего или эйдосов. Если принять  теорию о существовании сущностей, тождественных самим себе, из нее  вытекает, что эти сущности не могут  принять в себя того, что им противоположно. В первом аргументе говорилось, что  из противоположных вещей происходят противоположные вещи, но сами противоположности, как здесь утверждается, не могут  приобрести свойства своих антиподов. Равенство само по себе никогда не будет неравным, а четность не перейдет в нечетность. При этом есть определенные вещи (Платон в «Федоне» именует  их формами), которые, хотя и отличны  от самого эйдоса, тем не менее всегда имеют его свойства и точно  так же как он, не принимают его  противоположности. Например, число  три никогда не может, оставаясь  собой, принять в себя четность, а  число четыре - нечетность. Также  и душа, главным свойством которой, по Платону, является оживотворение, хотя и не тождественна с жизнью самой  по себе, тем не менее, как и сама жизнь, не может принять в себя противоположное жизни свойство, т. е. смерть. Следовательно, душа бессмертна.

Еще один аргумент, доказывающий бессмертие души, был приведен Платоном в диалоге  «Федр». Все тела приводятся в движение либо извне (неодушевленные), либо изнутри (одушевленные), т. е. они либо движутся какой-то внешней силой, либо движутся сами по себе. Началом этого движения самого по себе надо признать душу. Все, что движется чем-то внешним, может  прекратить свое движение, тогда как  самодвижущееся является для себя началом  движения. Если душа есть начало, то она  не может произойти от чего-то еще, иначе она не будет началом, т. е. не может возникнуть, а то, что не может возникнуть, и не погибнет. Следовательно, душа бессмертна.

 
 

. Концепция  человека

 

2.1 Дуалистическое  понимание человека

 

Платон  двойственно понимает отношение души к телу. Тело это не просто обитель души, а скорее всего тюрьма души. Пока мы имеем тело, мы мертвы, ибо фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, - она как в могиле, значит, умерщвлена. Таким образом, смерть тела является жизнью, потому что душа освобождаетсяот неволи. Тело - это зло, источник нездоровых страстей, безумств, от чего гибнет душа. Такова оценка тела Платоном. Его теоремы основаны на различении души и тела в большей степени, чем на тайне учения души как демона и тела как могильного склепа. Платон заявляет, что «забота о душе» означает очищение. Это достигается через разрыв с чувственным и соединением с духовным. Для Платона процесс познания со временем становится процессом преображения. В той мере, в которой познание приводит от чувственного к сверхчувственному, также один мир преображается в другой, от иллюзий мы попадаем в настоящее, подлинное. В этом и состоит добродетель.

 

2.2 Парадоксы  "бегства от тела" и "бегства  от мира" и их смысл

 

Первый  парадокс отчетливо обнаруживается в диалоге "Федон". Душа должна избегать тела, насколько это возможно, истинный философ желает смерти, а  истинная философия - это "упражнение в смерти". Смерть - всего лишь эпизод, онтологически имеющий отношение  только к телу; она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную, предоставленную лишь ей самой, которая, наконец, беспрепятственно соединяется с миром умопостигаемого. Смысл парадокса не меняется, если формулировку перевернуть в обратном порядке: философ есть тот, кто желает истинной жизни (смерти тела), а философия есть упражнение в подлинной жизни, т.е. в чистом пространстве духа. Найти дух, значит, потерять тело.

Не менее  ясен смысл второго парадокса, - "бегства  от мира" . Платон сам объясняет  это как средство соединения с  миром идей и уподобления Богу в добродетели. "Зло не прейдет, скорее, оно будет вечно противостоящим благу; нельзя найти место среди  богов, скитаясь по этой земле вокруг нашей смертной натуры. Вот почему надобно как можно быстрее  покинуть этот мир ради другого. А  это значит уподобиться Богу так, как это только возможно и доступно человеку, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости".

Смысл обоих  парадоксов идентичен: бегство от тела и от мира значит одно: избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь  Богу, "мере всех вещей", как сказано  в "Законах", через добродетель  и познание.

 

2.3 Очищение  души как познание и диалектика  как обращение

Информация о работе Соотношение души и тела в философии Платона