Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:50, контрольная работа
Теория души является актуальной проблемой для всего творчества Платона. Он был учеником Сократа, родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, а потом в возрасте 20 лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа, Платон некоторое время жил в Мегару, а затем вернулся в Афины. А через несколько лет он отправился в великое путешествие. Сначала посетил Египет, где древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление, затем отправился в южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами. От общения с ними он извлек любовь к жизни и общественному благу. В возрасте 40 лет Платон вернулся в Афины и основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней.
Введение
1. Соотношение души и тела у Платона.
Заключение.
Список литературы:
Контрольная работа по философии на тему:
«Соотношение души и тела в философии Платона»
г. Барнаул
2013 г.
Оглавление
Введение
1. Соотношение души и тела у Платона.
Заключение.
Список литературы:
Введение
У древнегреческого философа Платона,
ведущей темой остается нравственно-
этическая, а важнейшими предметами
исследования оказываются человек,
общество и государство.
Теория души является актуальной проблемой для всего творчества Платона. Он был учеником Сократа, родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, а потом в возрасте 20 лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа, Платон некоторое время жил в Мегару, а затем вернулся в Афины. А через несколько лет он отправился в великое путешествие. Сначала посетил Египет, где древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление, затем отправился в южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами. От общения с ними он извлек любовь к жизни и общественному благу. В возрасте 40 лет Платон вернулся в Афины и основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней.
Продолжая работу своего учителя, он пытается путем исследования понятий достигнуть верного для всех объективного знания.
.1 Душа у Платона
Платон предполагает определенное понимание сущности человека.
Все сущее он делит на две сферы: вечные и преходящие. Так и в человеке философ различает бессмертную душу и смертное тело.
Он говорит: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты, а затем попадает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле».
Душа у Платона не имеет связи с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, как принято считать, а разум. Тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает полностью господствовать над телом.
Бессмертие души- это главная предпосылка к ее существованию до своей земной жизни и после смерти. Появление души в новом теле зависит от ее чувственных вожделений в предыдущей телесной жизни. Поэтому целью земной жизни является возвращение души в изначальное состояние
Платон - сторонник теории переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселяется в какое-то другое тело (человека или животного). Только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. А те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. Быть человеком, по Платону, значит знать истину.
В диалоге «Федр» Платон делит душу на три части:
- разум (божественное начало души);
- ярость
(часть души, принадлежащая к миру
чувственного восприятия и
- вожделение
(часть души, принадлежащая к миру
чувственного восприятия и
Данное тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает в виде символов упряжки и возничего: разум - это возничий, ярость - послушный конь, а вожделение – непослушный.
Каждую из трех частей души Платон называет добродетелью.
Задача
разумной части человеческой
души приобретать мудрость, ее
добродетель - мудрость. Задача яростной
части - беспрекословно слушаться
разум, ее добродетель - мужество.
Задача вожделения
Все эти три добродетели, Платон подчиняет к четвертой добродетели - справедливости.
В итоге
идея Платона о душе и теле заключается
в том, сто душа- это движение,
способное двигать само себя, это
причина изменений и
1.2 Сущность души.
Понятие "души" у Платона, как и понятие "идеи" отличается от банального толкования этих слов. Если слово "идея" в обычном толковании сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта, а потому несуществующее, то у Платона "идея" - это одна из "универсалий", существующих по-настоящему". Душа у Платона не имеет связи с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, а разум. Тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе перепадает главенствующая роль. Это суждение четко прослеживается в диалоге "Федон", о последних часах жизни Сократа. Приговоренный к смерти, Сократ не кажется испуганным. Смерть для него - лишь отделение души от тела. Сократ не дорожит своим умирающим телом. Оно для него - лишь источник ненадежного чувственного знания, которое препятствует получению подлинного, разумного знания. Платон считал что, истинное познание достижимо только после смерти. Душа - чиста, тело - порочно, значит, не расставшись с телом, мы не можем познать истину. Душа едина, тело делится на части, значит сущность души в ее единстве.
Платон
делит людей на три разных типа,
в зависимости от того, какая из
частей его души является главной: разумная,
эмоцианальная или чувственная.
У людей, у которых преобладает
разумная часть души, есть стремление
к высшему благу, они придерживаются
правды, справедливости и умеренности
в наслаждениях. Их Платон называет
мудрецами и философами. Если же
приобладает эмоциональная
Однако, добродетель, общая для сех типов, которую ценит Платон больше всего - это мера. Ничего сверх меры - таков принцип у Платона.
В Тимее Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только нашей душой. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором - всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она - всё.
.3 Понятие бессмертной души
Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души.
В диалоге "Федон" Кебет, один из собеседников Сократа, просит философа доказать, что душа после смерти "не рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет", на что Платон устами Сократа приводит ему четыре доказательства бессмертия души:
Первый
аргумент «Федона» состоит в следующем.
В нашем мире все возникает
из своей противоположности и
превращается, при уничтожении, в
свою противоположность. Здесь нет
исключений, иначе все жизненные
процессы пришли бы к одному состоянию,
они прекратились бы, и мир стал
бы однообразным и неподвижным. Для
Платона это состояние
Второй аргумент говорит, о том что душа бессмертна. Человека можно заставить, дать правильное решение любой проблемы, в любой области науки, незнающего о ней ничего путем наводящих вопросов. Это значит, по Платону, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна. Когда мы утверждаем о каких-то вещах чувственно-воспринимаемых, что они, например, равны, мы одновременно знаем, что их равенство отлично от полного, истинного и совершенного равенства, следовательно, мы сразу же отличаем равные вещи от равенства как такового, видя неполное осуществление равными вещами самого равенства. Если это так, то поскольку все это, по Платону, происходит в нас с самого первого ощущения, то знание самого равенства, с которым мы сравниваем равные вещи, данные нам в ощущении, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать в нас еще до рождения, что возможно, если только наша душа бессмертна.
Третий
аргумент - все сущее делится на
два вида: самотождественное и
простое и на изменчивое и сложное.
Поскольку тело ближе к изменчивому
и сложному, душа, напротив, больше всего
походит на неизменное и простое,
которое в силу своей простоты
не может разделиться на какие-то
части и уничтожиться. Кроме того,
неизменное и простое постигается
только мышлением, тогда как сложное
и уничтожающееся ощущением. Душа, которую
нельзя ни видеть, ни слышать, следовательно,
оказывается в числе
Четвертый
аргумент, поскольку душа есть начальствующее,
а тело подначально ей, то именно
душа более походит на божественное,
которому свойственно властвовать,
а не на смертное, которому суждено
только повиноваться. Четвертый аргумент
строится на предположении теории самого
по себе сущего или эйдосов. Если принять
теорию о существовании сущностей,
тождественных самим себе, из нее
вытекает, что эти сущности не могут
принять в себя того, что им противоположно.
В первом аргументе говорилось, что
из противоположных вещей
Еще один аргумент, доказывающий бессмертие души, был приведен Платоном в диалоге «Федр». Все тела приводятся в движение либо извне (неодушевленные), либо изнутри (одушевленные), т. е. они либо движутся какой-то внешней силой, либо движутся сами по себе. Началом этого движения самого по себе надо признать душу. Все, что движется чем-то внешним, может прекратить свое движение, тогда как самодвижущееся является для себя началом движения. Если душа есть начало, то она не может произойти от чего-то еще, иначе она не будет началом, т. е. не может возникнуть, а то, что не может возникнуть, и не погибнет. Следовательно, душа бессмертна.
. Концепция человека
2.1 Дуалистическое понимание человека
Платон двойственно понимает отношение души к телу. Тело это не просто обитель души, а скорее всего тюрьма души. Пока мы имеем тело, мы мертвы, ибо фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, - она как в могиле, значит, умерщвлена. Таким образом, смерть тела является жизнью, потому что душа освобождаетсяот неволи. Тело - это зло, источник нездоровых страстей, безумств, от чего гибнет душа. Такова оценка тела Платоном. Его теоремы основаны на различении души и тела в большей степени, чем на тайне учения души как демона и тела как могильного склепа. Платон заявляет, что «забота о душе» означает очищение. Это достигается через разрыв с чувственным и соединением с духовным. Для Платона процесс познания со временем становится процессом преображения. В той мере, в которой познание приводит от чувственного к сверхчувственному, также один мир преображается в другой, от иллюзий мы попадаем в настоящее, подлинное. В этом и состоит добродетель.
2.2 Парадоксы "бегства от тела" и "бегства от мира" и их смысл
Первый
парадокс отчетливо обнаруживается
в диалоге "Федон". Душа должна
избегать тела, насколько это возможно,
истинный философ желает смерти, а
истинная философия - это "упражнение
в смерти". Смерть - всего лишь
эпизод, онтологически имеющий
Не менее ясен смысл второго парадокса, - "бегства от мира" . Платон сам объясняет это как средство соединения с миром идей и уподобления Богу в добродетели. "Зло не прейдет, скорее, оно будет вечно противостоящим благу; нельзя найти место среди богов, скитаясь по этой земле вокруг нашей смертной натуры. Вот почему надобно как можно быстрее покинуть этот мир ради другого. А это значит уподобиться Богу так, как это только возможно и доступно человеку, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости".
Смысл обоих парадоксов идентичен: бегство от тела и от мира значит одно: избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь Богу, "мере всех вещей", как сказано в "Законах", через добродетель и познание.
2.3 Очищение
души как познание и
Информация о работе Соотношение души и тела в философии Платона