Соотношение души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Теория души является актуальной проблемой для всего творчества Платона. Он был учеником Сократа, родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, а потом в возрасте 20 лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа, Платон некоторое время жил в Мегару, а затем вернулся в Афины. А через несколько лет он отправился в великое путешествие. Сначала посетил Египет, где древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление, затем отправился в южную Италию, где вступил в контакты с пифагорейцами. От общения с ними он извлек любовь к жизни и общественному благу. В возрасте 40 лет Платон вернулся в Афины и основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней.

Содержание работы

Введение
1. Соотношение души и тела у Платона.
Заключение.
Список литературы:

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)

душа  платон человек парадокс

Высшим  моральным долгом человека Сократ полагал "попечение о душе". Платон закрепляет этот императив Сократа, придав ему  некий мистический покров замечанием, что "забота о душе" означает ее очищение. Последнее достижимо через  разрыв с чувственным и соединение с родственным миром интеллигибельного  и духовного. Это очищение, весьма отличное от орфических инициаций, совпадает  с подъемом и вхождением в чистую науку и познание, что, однако, не ведет к алогичности и экстатичности  созерцания. Своеобразие платоновского  мистицизма - в акценте на силу катарсиса, сопровождающего научный поиск  как прогрессирующее восхождение  к знаниям. Понятно, что для Платона  процесс рационального познания со временем становится процессом морального обращения, преображения. В той мере, в какой познание ведет от чувственного к сверхчувственному, один мир преображается  в другой, из иллюзорного пространства мы попадаем в подлинное. В этом и  состоит добродетель.

Этот  тезис развернут не только в "Федоне", но и в центральных частях "Государства". Диалектика - это освобождение от цепей  чувственного, обращение от становящегося к бытию, наконец, это вступление во владения высшего Блага.

В этом смысле Платон должен быть признан первооткрывателем  понятия "преображение", но не как  христианского феномена, а исходного  смысла этого понятия.

 

2.4 Бессмертие  души

 

Для Сократа  было довольно понять, что сущность человека - это его душа (психэ), чтобы  обосновать новую мораль. Для него не было столь важно установление, смертна душа или же нет. Ведь добродетель  сама себя награждает, подобно тому, как порок карает сам себя. Напротив, для Платона проблема бессмертия становится наиважнейшей. Если, умирая, человек разрешается в ничто, теория Сократа не в состоянии  противостоять нигилистам, не признающим каких бы то ни было моральных принципов (софистам-политикам, например, или  Калликлу, персонажу "Горгия"). Однако открытие метафизики и принятие ядра орфизма сделали для Платона  проблему бессмертия фундаментальной: несколько раз он возвращался  к ее аргументации в диалогах "Менон", "Федон", позже в "Государстве", в "Федре".

Центральный аргумент "Федона" можно суммировать  следующим образом. Душа человека способна, - говорит Платон, - познавать неподвижное  и вечное. Однако, чтобы уловить  это последнее, она сама дoлжна иметь  схoдную природу, в противном случае, все вечно пребывающее оставалось бы вне способности души к восприятию. Стало быть, душа столь же вечна  и неизменна, как вечность, ей подвластная.

В предшествующих "Тимею" диалогах души представляются вне рождения и вне границ. Однако в "Тимее" они уже порождены  Демиургом вместе с душой мира, состоящей из "сущности", "тождества" и "различия". Значит, рождение Души имеет начало, но, по своему бoжественному  статусу, она не подлежит смерти, подобно  тому, как недоступно смерти все  тo, что прямо произведено Демиургом.

Откуда  бы ни зашел Платон в эту проблему, вывод все тот же: существование  и бессмертие души осмыслены лишь в том случае, если душа понята как сверхэмпирическое существо, обитающее в интеллигибельном пространстве, а потому не подлежащее порче и отрицанию со стороны человека. Открытие Платоном двух измерений человеческого бытия стало настолько необратимым, что при последующих попытках отрицать одно из этих измерений, оставляя физическую природу человека как единственную, игнорируя духовную, смысл этого единственного начала обретал решительно иное содержание, чем прежде.

 

Заключение

 

Подводя итог, автор хочет сфoрмулировать eще раз важнейшие положения своей  работы, которые были раскрыты в  соответсвии с задачами и целями:

Платон  во многих своих диалогах говорит  об обремененности души телом и страстями, идущими от тела. Внешнее мешает душе. Но душа сильнее внешнего и  поэтому, будучи обремененной мирским, душа обременена лишь собой. То есть душе мешает что-то, что находится в  ней самой. Душа тогда еще не является истиной душой. Во многом она живет  тем, что ей поистине не присуще. Отделяя  себя от внешнего мира, душа начинает поиск  себя и Истины.

Далее автор  может придти к выводу, что любовь к истине всегда есть в душе, поскольку  в ней всегда есть Истина. Сама Истина помогает душе.

Душа, ставшая  истинной душой, совпадает с прекрасным, с Истиной. Душа является истиной (или  идеей) каждой вещи, то есть сущностью  всего. А значит и просто Истиной. Мир и истина (истина для человека) не является чем-то разным как может  казаться душе еще не нашедшей себя, а совпадают то есть истина мира ( объективная ) и истина человека, наша истина ( субъективная) - это одна Истина. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истиной душой.

Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия его менялась с  течением времени и ее нельзя рассматривать, как совершенно законченную систему  произведений, планомерно подченных  одной цели. Напротив, его труды - это этапы путешествия философа.

Философсвую деятельность Платона можно разделить  на три периода:

Ученичество

Путешествие

Преподование

Труды Платона  можно разделить на четыре группы:

.Десятки  диалогов, которые предшествуют  большим произведениям, где Платон  излагает теорию идеи.

.Включает  в себя произведения, где теория  идеи изложена в первоначальной  форме.

.Труды,  которые можно было бы назвать  «кретическими», где Платон пересматривает  свои виденеия.

.Излагает  доктрину в ее последней форме.

Диалоги Платона пробождуают интерес  и учат размышлению над серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной  тысячи лет.

 

Список  литературы

 

1.Асмус  В.Ф. Платон. М., 1975.

.Лосев  А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

.Платон  и его эпоха. К 2400-летию со  дня рождения. Сборник. М., 1979.

.Платон. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990-1994.

5.<http://www.portal-slovo.ru/>

.Спиркин  А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.

.Лосев  А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

.Философия:  Учебник. Отв. редакторы: Губин  В.Д. и др. М., 2001.


Информация о работе Соотношение души и тела в философии Платона