Соотношение философии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

В 21-м веке со всеми его глобальными социальными, политическими, научными изменениями идет поиск нового и в образовании, соответствующего тенденциям развития общества. Однако модернизация в образовательной системе наталкивается на трудности и часто не успевает за изменениями в экономике, науке, культуре, в социальных отношениях и общественном сознании. Социальная философия, а также включенный в нее блок проблем философии образования, сделали вопросы развития образования главным объектом и предметом исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Соотношение философии и педагогики ……………………………….4
2. Становление и историческое развитие философии образования……..8
3. Философские основания современной парадигмы образования……..11
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

В современных  условиях существования множества  разнопрофильных учебных заведений, опирающихся на специализированные учебные программы, стремящихся к реализации индивидуального подхода к ученику, вся система образования приобретает открытый характер, в которой действуют разнонаправленные тенденции, отвечающие возрастанию многомерности самого общества, усложнению социальной структуры. Акцент на развитии ученика как уникальной личности противоречит выработке универсальных приемов и форм образования, унификации его содержания. Современные педагоги сетуют, что управление в традиционном смысле слова оказывается неэффективным, так как сковывает творческую инициативу педагогов. В этих условиях речь должна идти не столько об управлении образованием, сколько о «направляемом» развитии, позволяющим влиять на интегральные характеристики процесса, обеспечивать желаемые тенденции или, наоборот, избегать нежелательных отклонений. Подобная точка зрения не отменяет необходимости прогностических схем, которые призваны обеспечить устойчивое развитие современного общества.

 

 

Заключение

 

Самобытность  философии в педагогическом пространстве, превращает ее в другую философию, способную  внести качественные изменения в  педагогическую идеологию. Согласно современным отечественным подходам, философия образования - это философия педагогических отношений. Не неразрывная связь педагогики с философией, которая из плодотворного источника и фактора превратилась в едва ли не основной тормоз развития педагогической науки, не прямой перенос философских постулатов в массовую практику, как это десятилетиями практиковалось в советской школе, а принципиально новое парадигмальное направление гуманитарной мысли. Это качественно новый феномен, который значительно шире известных на сегодняшний день концепций философии образования.

Без философского понимания прогностических  функций и технологических возможностей образования трудно рассчитывать на полноценное обоснование стратегии  и политики в данной сфере, адекватное правовое регулирование образования  как важнейшей социальной системы, на продуктивный творческий поиск эффективных  подходов и методов организации  многоплановой образовательной  деятельности. «Системная философия образования понимается в широком всеобъемлющем аспекте, как метатеория и метапрактика образования. Переход к новым формам философствования связан с переосмыслением целого ряда фундаментальных философских категорий. Социокультурная ситуация начала XXI века привела к тому, что часть общенаучных и философских категорий реально наполняется новым содержанием. Для философии образования важно, что системная философия не отбрасывает последнюю, а вбирает ее лучшие черты. И не только их, но и лучшие достижения иных философских систем, других систем знания, творчески синтезируя всеобщие достижения человечества в концептуальную целостность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк пробл. и методов их решения. - М., 1994.

2. А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков: Культурно-исторический аспект. - М., 2002.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.,1998.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

6. Долженко О.В. Философия образования. Образование в России: сегодня, вчера, завтра // Вестник высшей школы. № 4-6. 1992. - С. 24-32.

7. Заборская М.Г. Философия образования и проблема управления педагогическим процессом в современной школе // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.62-65.

8. Конев М. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии.-1996.- N 10.

9. Куренкова Р.А. Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). – Владимир: ВГПУ, 1999. - С. 138-193.

10.  Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы.- Оренбург, 1993.

11. Наторп П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

12. Соколова Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса // Теоретический журнал «Credo» - 1997.

 


Информация о работе Соотношение философии и педагогики