Соотношение религии и философии, как центральная проблема духовной культуры средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Философия средневековья - это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены.
Раньше философия выступала "законодательницей моды" в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его частью, его сердцевиной. Средние века дышали другими идеями: уже в первые столетия до новой эры и новой эры у европейских племен на Ближнем Востоке появились новые учения, основу которых составляли - Ветхий завет, а позже и Новый завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.

Содержание работы

Соотношение религии и философии как центральная проблема духовной культуры средневековья. Теоцентризм 3
Феномены патристики и схоластики. Проблема «двоякой истины» у Августина Блаженного и Фомы Аквинского 6
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

философия средевек. к.р.docx

— 28.55 Кб (Скачать файл)

В истории схоластики выделяют четыре основных периода:

VIII-IX вв. – подготовительный период;

IX-XII вв. – период значительных споров между римско-католическими теологами о роли веры и разума;

XIII в. – «золотой век схоластики»;

XIV в. – период кризиса схоластики[2].

К наиболее известным представителям схоластики относятся Иоанн Скот Эриугена, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберрийский, Вильям Оккам, Ян Гус.

Самым ярким и крупным  философом «золотого века схоластики»  был Фома Аквинский. Его философия  представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной  идеологии. Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем  логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной  из центральных в средневековой  философии. Ее решение прошло несколько  этапов.

Фома Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения[3]:

1) Между методами познания  с помощью веры и с помощью  разума есть много общего, есть  сходство.

- И вера, и разум познают  один и тот же предмет –  Бога и созданный им мир.

- Оба метода познания  – вера и разум – не исключают,  а дополняют друг друга.

- Оба источника познания  созданы Богом и потому имеют  одинаковое право на существование.

2) Однако сходство между  этими источниками наших знаний  не означает их равенства, равноправия.  Между ними есть существенные  различия:

- Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании  Бога-творца, основываясь на чувстве,  желании, воле.

- Разум же постоянно  сомневается в добытых истинах,  ищет доказательств даже такой  истины, как бытие Бога.

- Поэтому вера выше  разума; это «божественный, сверхъестественный  свет», непосредственно, исходящий  от Бога. Этим светом наполнена  Библия, истины богословия. Разум  же – это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная  способность. Это «естественный  свет», воплощенный в истинах  философии, призванной быть лишь  «служанкой богословия».

Такова была концепция  соотношения веры и разума, созданная  Ф.Аквинским и используемая до сих  пор современной религиозной  философией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.
    2. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.
    3. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. – М.: Учебная литература, 1997.
    4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001.

 


Информация о работе Соотношение религии и философии, как центральная проблема духовной культуры средневековья