Современная философия Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучаемого вопроса определила цель и задачи данного реферата.
Цель - изучение специфики становления и развития философской мысли в Беларуси.
Задачи: Изучить и описать значимые этапы и направления развития белорусской философской мысли;
Определить содержание общественной деятельности белорусских просветителей Е. Полоцкой и К. Туровского;
Выделить основные направления развития философских идей Беларуси эпохи Возрождения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Возникновение и основные этапы развития философской мысли Беларуси. 6
2. Просветительская деятельность Ефрасинии Полоцкой и Кирилла Туровкого. 11
3. Философская мысль Беларуси эпохи ренессанса и возрождения. 16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ 641.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная философия сегодня как никогда  ощущает необходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культурную идентичность, поэтому задачи и перспективы современного национально – государственного и общественного развития необходимо осмысливать и определять, опираясь на духовный опыт предшествующих поколений, который зафиксирован в общественно – философской мысли белорусского народа, его этических, эстетических, политических, этнорелигиозных, культурологических и иных представлениях и понятиях. Изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современного времени.

Формирование  белорусской философской мысли  в историческом контексте обусловлено  многообразными экономическими, политическими, религиозными, духовно – культурными факторами, психологией народа, определяющими ее специфику и характер в разные времена и эпохи.

Истоки национальной философской мысли связаны с  развитием письменности и просвещения XI – XII в.. Центрами культуры в этот период были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.

В рассматриваемый  период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое  имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский.

Одним из важнейших  этапов становления профессиональной философской мысли Беларуси было XVI столетие – эпоха отечественного Возрождения и Реформации, которая обусловлена развитием городов, раннебуржуазных элементов в экономике, формированием основ интегрированной белорусско – украинско – литовской государственности, развитием национального языка и литературы, нового, христианско – гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений античности, средневековья, восточнославянских и западноевропейских религиозно – культурных традиций .

Расположенная в центре Европы Беларусь оказалась  на границе соприкосновения двух цивилизаций, между двумя направлениями развития европейской культуры — западной и восточной. Самобытность белорусского народа, его культуры, национальной идеи состоит в отвержении крайности полярных цивилизационных типов и одновременном стремлении синтезировать их достижения на основе собственной, славянской традиции .

Типичное проявление такой сущности народа — духовный облик одного из самых выдающихся его представителей, просветителя и  первопечатника Франциска Скорины, который способствовал формированию общественной мысли Беларуси в рамках общеевропейской культуры.

Обращение к  истории становления и развития национальной философской мысли  в высшей степени актуально и научно значимо, поскольку представляет ключевые события и периоды в жизни народа и отражает культурно – политическую и духовную историю: формирование идеи патриотизма, национально – религиозной свободы; самоценность государственного суверенитета, народной культуры, истории, родного языка: человеческого и национального достоинства, верховенства закона, религиозной, интеллектуальной и духовно – культурной терпимости, продуктивности синтеза восточных и западных ценностей, славянского духовного единения и т.п.

Актуальность  изучаемого вопроса определила цель и задачи данного реферата.

Цель - изучение специфики становления и развития философской мысли в Беларуси.

Задачи:

  1. Изучить и описать значимые этапы и направления развития белорусской философской мысли;
  2. Определить содержание общественной деятельности белорусских просветителей Е. Полоцкой и К. Туровского;
  3. Выделить основные направления развития философских идей Беларуси эпохи Возрождения.

 

 

 

  1. Возникновение и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Зарождение  общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X-XI вв. и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития философской мысли  имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства. В Х-Х1вв. появляются первые литературные памятники – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма – вопросы этики, эстетики, психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как “Супрасльская летопись”, “Туровское Евангелие”, “Диоптра” и т.д. В частности, “Диоптра” включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте содержатся цитаты из Библии, утверждается идея изменения Вселенной, связь со временем: «то, что прошло, уже не существует, то, что есть – мгновенно, а будущее непредсказуемо и неизвестно» .

На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, белорусской и украинской культуры. Среди них – “Повесть Временных лет”, “Слово о полку Игореве”, “Сочинения” митрополита Иллариона, “Поучение” Владимира Мономаха и т.д.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Представители этого периода посвящали жизнь и деятельность просвещению общества. (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая) .

Просветительские  идеи отражены в таких памятниках XII в. как “Полоцкое евангелие”, “Послание Климента Смолятича”, “Сочинения” Кирилла Туровского, “Сказание о Христе и Антихристе” и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками и привело к столкновению противоположных мировоззрений христиан и язычников .

Для философской  мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие, как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию .

Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина. Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии было прямым вызовом церковным порядкам, да еще с предисловием, в котором Скорина говорил не только о религиозном, но и об историческом значении Библии. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования идеи, которая утверждает достоинство человека. Свои взгляды Скорина излагал на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры .

Критическое отношение  к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный. Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу - исправить “глупости переписчиков” и “хитрость еретиков” “ошибки прежних переводчиков”. Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения .

Дальнейшее  развитие идей вольнодумства, атеизма  связано с деятельностью Казимира Лыщинского в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский наказан смертью за распространение атеистических  мыслей. Его рукопись “О существовании Бога”, которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена .

Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усилилась  свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарвут, Б. Добгиевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий.

Развитие философской  мысли Беларуси XVII – нач. XVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений (православное – М.Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий, униатское -  Л. Кревза, И. Кунцевич, католическое – Я. Альшевский, А. Баболь и др.). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В этот период анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки .

Развитие отечественной  философии в ХХ столетии во многом определялось социокультурным и  идеологическими факторами, доминировавшими  в разные периоды.

Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое (представители этого направления не принимают революционных средств преобразования общества и считают, что обновление общества возможно только на религиозной христианской основе), марксистское (разделяет взгляды легальных марксистов с их идеологией этического социализма), национально - возрожденческое (связано с формированием философских программ национального возрождения Беларуси; опасности для отечества здесь видятся как в полонизации, так и русификации Беларуси – Н.Абдиралович, В.Самойла). Идеи поиска национальной идентификации была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким .

После революции 1917 г. центрами развития философской  мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Академия наук. Там работали известные профессора Р Э. Быковский, С. Я. Вольфсон, С. 3. Каценбоген. В 1923 г. было организовано марксистское товарищество, а в 1927 г. – товарищество историков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С.Я. Вольфсона (выдержал семь изданий). Так, 20-30-е гг. характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. Белорусские философы активно участвовали в философской дискуссии против формализма и механицизма. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии .

30-е гг. –  период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и политики, рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения. Основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов на пути строительства социалистического общества, пропаганды идеи процветании наций и культур, прогрессивных изменений в социальной структуре .

В 50-80-х гг. в  белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут, и др.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

В последние десятилетия  значительный вклад в развитие философской  мысли внесли белорусские философы: К.Г. Бус, В.И. Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И. Широканов, ЕМ. Бабосов А.С. Майхрович, С.А. Падокшин, B.C. Степин, А.В. Бодаков, В.М. Конон и др.

Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки (В.Степин), социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация – человек (Е Бабосов), эстетической проблематики (Н.Крюковский) и мн. др. .

В истории развития философской  мысли Беларуси отражались этапы  ее общественного развития, а сама философия выступала главным фактором социального и духовного развития белорусского народа и его культуры.

 

 

 

  1. Просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровкого.

Одной из ярких  представительниц белорусской культуры является Евфросиния Полоцкая  (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава, получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Евфросинией .

Информация о работе Современная философия Беларуси