Современная философия Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучаемого вопроса определила цель и задачи данного реферата.
Цель - изучение специфики становления и развития философской мысли в Беларуси.
Задачи: Изучить и описать значимые этапы и направления развития белорусской философской мысли;
Определить содержание общественной деятельности белорусских просветителей Е. Полоцкой и К. Туровского;
Выделить основные направления развития философских идей Беларуси эпохи Возрождения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Возникновение и основные этапы развития философской мысли Беларуси. 6
2. Просветительская деятельность Ефрасинии Полоцкой и Кирилла Туровкого. 11
3. Философская мысль Беларуси эпохи ренессанса и возрождения. 16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ 641.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг, что  стало началом ее просветительской деятельности. Часть переписанных Евфросинией и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. Евфросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала художественные произведения, принимала участие в создании местной летописи.

По традиции того времени  Софийский собор был центром  духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались  богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Тут учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, воспитанию глубоких чувств к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине .

В последующие периоды  жизни Евфросинии Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она основала два монастыря, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности. Она фактически положила начало осуществлению широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ.

Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский  монастырь, она не только выдвинула  идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации — сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросинией Полоцкой, действовали библиотеки, училища, скриптории, а также гостиницы и странноприимницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин .

Просветительская  деятельность Евфросинии способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности  в жизни славянских племен. Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами.

Полочанка призывала  людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных  усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.

Игуменья не только наладила переписку книг, способствовала распространению письменности, но и  сплотила вокруг себя талантливых людей  — художников, ювелиров, архитекторов. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Евфросинии свой знаменитый крест — огромный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая .

Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи и прослыла первой белорусской меценаткой. Построила на свои средства две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. По ее заказу в 50-е годы XII века была построена всемирно известная церковь Спаса – уникальный образец полоцкой архитектурной школы .

Первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых, Евфросиния Полоцкая почитается покровительницей и небесной заступницей земли  белорусской. В конце жизни осуществила паломничество в Иерусалим. Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 году – в Полоцк, где находятся и теперь .

Сохранились церковные  песнопения о Ефросинье Полоцкой. Единственный источник биографических сведений о ней — «Житие Евфросинии Полоцкой», в котором прославляется ее стремление к знаниям .

Просветительская  деятельность Евфросинии Полоцкой получила широкий общественный резонанс, ее имя стало символом служения родине, преданности идеалам просвещения.

 

Известный просветитель, деятель церкви, писатель и проповедник Кирилл Туровский (1130—1190) родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. В это время он создал лучшие свои собственные произведения .

Деятельность  Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство  оратора стало общепризнанным: послушать  проповеди Туровского стекалось  много людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом, по праву считая крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были отлично известны на Руси.

До нас дошли  около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические  повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца  и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные мнения по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам .

Основная тема литературного наследия Кирилла  Туровского — человек. Согласно его  представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения .

Среди его сочинений  – «Слово на Фомину неделю», «Слово о премудрости», «Притча о человечестей души и о телеси» и др. В религиозной  антропологии Кирилла Туровского решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения – единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение «ангельскому житию», монашескому пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, «узким путем», который ведет к спасению. Смиренномудрие – важнейшая христианская добродетель и одно из центральных понятий патристической литературы. Смиренномудрие предполагает такое состояние души, при котором христианский подвижник, даже и стяжая благодать Святого Духа аскетическим подвигом, не только не замыкается от мира в достигнутом совершенстве, но глубоко переживает как греховность мира, так и свою нравственную ответственность (в буквальном смысле – «за грехи мира») и свое личное, человеческое несовершенство. «Нет места чистого в нем, все скверна», – говорил Кирилл Туровский о «мирском» человеке. Но с традиционно-канонической позиции, которой всегда был верен Кирилл, именно ради этого грешного человека принял страдания и крестную смерть Христос, и о спасении души человеческой молит Господа каждый христианский подвижник .

Человек для  Кирилла Туровского – центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен принять «правду», возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности .

Сам Кирилл Туровский  предстает как человек высокой  нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимал активную общественную позицию. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.

Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей славянской культуры.

 

 

  1. Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса и Возрождения.

Развитие белорусской  философии осуществлялось в контексте  эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская  философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса:

1) антропоцентризм,  т. е. идею самодостаточности  человеческого бытия, когда в  центре внимания философов выступала  проблема исторического предназначения  человека;

2) идею абсолютной  духовной свободы, сочетавшей  в себе концепцию гносеологического  оптимизма с представлением о  безграничных возможностях человека  в деле практического преобразования  природы, общества на началах  разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека .

Развитие философской  и общественно-политической мысли  белорусского Возрождения включает в себя несколько этапов .

  • Философия раннего Возрождения (начало ХVI – 50-60-е гг. ХVI в).

В социально-экономическом  плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и  национального самосознания, осознания  необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

  • Философия Возрождения и Реформации (вторая половина ХVI в).

Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

  • Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.).

Содержание  этого периода может быть обозначено такими признаками как: развертывание  контрреформации, ослабление и закат  реформационно - гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской  мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления  развития .

  • радикальное реформационно - гуманистическое направление (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только «замутняет» свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить демократические идеи Евангелия;
  • умеренное реформационно - гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Данное направление стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически - ренессансной культур.

Мыслители этого  направления были уверены в возможности  использования в условиях новой  культуры духовных форм прошлого. Они  активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более, что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов.

Умеренные гуманисты-реформаторы  видели нетленные образцы общественного  переустройства в античных философских  концепциях, реальном практическом опыте  европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере; характерна для этого направления актуализация христианско-гуманистических ценностей, творческий синтез идей натурализма и теологии .

Информация о работе Современная философия Беларуси