Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 18:52, контрольная работа
Современная западная философия представляет собой один из важнейших и своеобразных периодов истории философии, который характеризуется появлением большого количества разнообразных направлений неклассической философии. Комплексная оценка современной западной философии исходит из факта признания того, что в ней сегодня сочетаются многообразные концепции и подходы.
Содержание
Современная западная философия представляет собой один из важнейших и своеобразных периодов истории философии, который характеризуется появлением большого количества разнообразных направлений неклассической философии. Комплексная оценка современной западной философии исходит из факта признания того, что в ней сегодня сочетаются многообразные концепции и подходы.
Одни из них представляют сциентистский вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм, другие - антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные направления зарубежной философии XX века являются важной составляющей духовной жизни человечества. В них представлены самые разнообразные подходы к изучению проблем бытия, природы, общества, культуры, человека, познания и т.д. Вместе с тем, в них мы видим дальнейший поиск решения многообразных философских проблем, целый ряд которых получил существенное развитие в философии XX века.
Тенденция к универсальному эволюционизму в XX веке привела к смене научной картины мира, переоценке ценностей и взглядов, росту нелинейной динамики и синергетики как основы новой постнеклассической научной рациональности.
В этой связи совершенно по-новому рассматриваются такие вопросы как: «Что есть человек?», «Каково его место в мире?», «Каково его предназначение и что ожидает его в будущем?».
Понятием современная философия принято обозначать философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. до наших дней.
В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации.
Составной частью этой философии становится критика философской классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствования, убежденностью в том, что именно разум - лучший инструмент преобразования жизни.
Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принципов и ценностей классической философии.
В современной философии обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (от английского science -наука) или рационалистические, антропологические и религиозно-философские.
Сциентистские направления разрабатывают в основном философскую проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно-философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ, а частично и их опровержения возникли и самые современные философские школы, такие как структурализм, герменевтика и другие.
Таким образом, зарубежная философия представляет собой сложное духовное образование и её плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Ведущее место среди философских школ сциентистского типа занимает позитивизм (от лат. positivus - положительный), который существует уже более ста лет и основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или путем их синтетического объединения. Философия же как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Первой формой данного направления является позитивизм, сформировавшийся как философское направление в 30-40-х годах XIX в. Возникновение этой формы связано с развитием естествознания, которое заставило пересмотреть вопрос о взаимоотношении философии и науки: до этого философия понималась как некая «наука наук», раскрывающая причины и сущность бытия.
Основатель позитивизма французский философ О. Конт заявил о -своем разрыве со старой философией, которую он назвал метафизикой за попытку найти причины и сущности вещей, т.е. за претензию на знание, которое не может быть дано в чувственном опыте, не может быть получено научными средствами.
Конт утверждал, что наука не нуждается ни в какой философии, стоящей над ней. Для объективного познания действительности наука должна лишь описывать явления и формулировать законы, но при этом отказаться от выявления причин этих явлений и проникновения в их сущность. Таким образом, философия в ее старом понимании, дающая ответы на вопросы о сущности мира, устраняется; ее предметом становится выявление связей между конкретными науками, создание системы наук. Философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Законы науки носят не причинно-следственный, а описательный характер.
Эта форма позитивизма потерпела крушение, прежде всего потому, что абсолютизировала научное знание, считая его полностью и окончательно истинным. Революция в физике на рубеже XIX-XX веков нанесла ей серьезный удар, обнаружив относительный характер научного знания.
Второй формой позитивизма стал махизм, связанный с именем австрийского философа Э. Маха и швейцарца Р. Авенариуса. Махизм сохранил стержневую установку старого позитивизма на размежевание науки и философской «метафизики», но отверг решение вопроса о взаимоотношении науки и философии, которое было дано позитивизмом первой формы. После упомянутой революции в физике уже нельзя было сводить задачи философии к простому обобщению данных разных наук, так как выяснилась неполнота и относительность самих научных положений.
В этих условиях сама наука вынуждена была обратиться к вопросам о том, как человек познает мир, какими способами, насколько они достоверны, т.е. вынуждена была заняться выяснением сущности познания. Философское решение этих вопросов и попытался дать махизм, который саму философию начал трактовать, прежде всего как теорию познания. Он сосредоточил внимание на анализе природы познания, попытался определить роль и содержание опыта в процессе познания, охарактеризовать взаимоотношение в этом процессе психического и физического, познающего субъекта и познаваемого объекта.
Махисты не придавали сколько-нибудь существенного значения вопросам о рациональных средствах и методах познания, прежде всего теоретическим вопросам логики и математики, которые выступили на первый план в проблематике науки XX века. Это дискредитировало махизм в глазах ученых.
На смену махизму пришел логический позитивизм или неопозитивизм. Его появление было вызвано развитием современной науки, которая остро поставила философско-методологические вопросы, такие как вопрос о роли знаково-символьных средств в научном мышлении, об отношении теоретического материала к эмпирическим данным, о природе математизации и формализации знаний.
Неопозитивизм по-новому стал решать вопрос о предмете философии: В отличие от позитивизма, который задачи философии видел в суммировании или систематизации научного знания, а также махизма, превратившего философию в субъективно-идеалистическую теорию познания, неопозитивизм провозгласил, что философия не является теорией, так как не имеет своего предмета исследования. Философия - это особый вид деятельности, состоящий в анализе языка науки и имеющий своей целью устранение из науки всех метафизических, т.е. ненаучных высказываний, претендующих на объективную истину.
Анализ языка науки - важная функция философии, но она не может и не должна ограничиваться выявлением формальной значимости понятий, их значения для упорядочения научного знания. Философия, прежде всего-должна выявлять объективную значимость понятий, их соотнесенность и соотносимость с объективной реальностью.
Принципом, которым руководствуются неопозитивисты при отделении научных предложений от ненаучных, метафизических является так называемый принцип верификации. Верификация - это проверка предложений путем сопоставления их либо с эмпирическими (опытными) фактами, либо с предложениями, в которых эти факты фиксированы. Если нельзя указать, как можно проверить данное предложение, то оно лишено научного смысла. Применить принцип верификации к предложениям, относящимся к прошлому и будущему, нельзя. Например, не может быть верифицировано предложение: «Все люди смертны». В результате обнаруживается узость понимания проверки как сведения предложений к эмпирическим фактам.
Выход из трудностей, порожденных верификацией, неопозитивизм попытался найти обходным путем. Он предложил учение о «протокольных предложениях», т.е. таких предложениях, которые не надо верифицировать. Эти предложения должны образовать первичные, базисные положения научного знания, стать основой дальнейших логических построений. При этом сговаривалось, что любое предложение может играть роль протокольных и служить базисом науки. Однако, чтобы избежать полного произвола, было предложено отбор предложений, принимаемых в качестве протокольных, проводить на основе соглашения или конвенции между учеными.
В результате из науки полностью устраняется объективный момент, она целиком сводится к чисто субъективным правилам логики, правилам, принятого при ее построении языка науки. Что касается выбора того или иного языка, той или иной основополагающей для данной науки системы аксиом и предложений, то они выбираются произвольно, в соответствии с так называемым «принципом терпимости». Единственное условие их выбора -внутренняя непротиворечивость.
Следствием такого понимания научной теории является вывод, что «логическая истина» определяется исключительно согласованностью предложений с принятыми правилами построения системы, с принятой в данной науке терминологией. Следовательно, точка зрения, согласно которой в основе математического и естественнонаучного знания лежат произвольные соглашения между учеными, стала определяющей для понимания неопозитивизмом сущности науки, которая ничего не может сказать и не говорит о реальном, объективном мире.
В настоящее время неопозитивизм переживает глубокий кризис и в значительной мере утратил свое влияние. Многие представители этого направления отказались от своих доктрин, поняв беспочвенность попыток устранить из науки мировоззренческую проблематику и свести философию к специальной технической деятельности по устранению из науки неистинных предложений.
Абстрактно-теоретический уровень исследования отличает также структурализм. Им принято называть направление в гуманитарном знании, использующее при исследовании структурный метод, а так же методы моделирования, формализации и математизации.
Структурализм ставит своей целью обнаружить и описать структуру исследуемых объектов. Структура - это такие отношения между элементами, которые сохраняют свою устойчивость при самых различных изменениях и преобразованиях. Подход к изучаемому объекту с позиций структурализма предполагает, во-первых, выявление внешних связей (отношений) исследуемого объекта, и, во-вторых, реконструкцию собственно внутренней структуры объекта. Применение структурного метода позволяет не только выявить «скелет» того или иного объекта, но и сформулировать правила, по которым путем перестановки элементов в объекте можно получить другие объекты.
В своем развитии структурализм проходит несколько этапов. В период своего возникновения в 20-х годах XX века структурный метод разрабатывался прежде всего в лингвистике. Позднее структурализм получил распространение в этнографии, эстетике, искусствознании и, наконец, структуралистическая методология стала использоваться при объяснении истории, науки в целом и других культурных процессов.
Таким образом, объектом исследования для структурализма становится культура как совокупность знаковых систем, важнейшей из которых является язык. Это связано со спецификой языка как универсальной знаковой системой, имеющей четко выраженную структуру. К знаковым системам структурализм относит также науку, искусство, мифологию, моду, социальные устройства, явления массовой культуры и т.д. Анализ этих объектов позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым в жизни бессознательно подчиняется человек. Представители этого направления считают, что именно анализ бессознательного обеспечивает объективность исследования, избавляет его от субъективистских извращений.
Применение структурного метода позволило добиться позитивных результатов в конкретных областях культуры. Так, в лингвистике с помощью этого метода была выработана методика описания бесписьменных языков, проведена дешифровка неизвестных письменностей, осуществлено внедрение электронно-счетных устройств в различные сферы языковой деятельности, разработаны методы реконструкции языковых систем. Особенно плодотворным структурализм оказался при изучении культуры первобытных племен, исследования фольклора и мифологии.
В основе структурализма лежит позитивная тенденция, ориентированная на сближение гуманитарных наук о человеке с естествознанием. Это предполагает понимание целостности культуры человечества и, вместе с тем, самостоятельности каждой из культур.