Современное представление о строении материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, развивалось представление о качественном разнообразии материи. Гольбах полагал, что «материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»39. Ж.-Ж. Руссо материей называл все, что человек сознает вне себя и что действует на его чувства.

Содержание работы

Введение
1. Формирование философского понимания материи
2 .Современная наука о строении материи. Материальное единство мира
3 .Движение как способ бытия материи
4 .Пространство и время – формы существования материи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Формирование философского понимания материи

2 .Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

3 .Движение как способ бытия материи

4 .Пространство и время – формы существования материи

Заключение 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осмысления того, кто  создал мир, что лежит в основе мира всегда волновали человека. Отвечая  на эти вопросы, философы образовали два главных философских направлений:

«материализм» те, которые  считают, что мир существует в силу эволюции природы, и «идеализм», которые считают, что ᴨȇрвоначально существовали идеи, а мир воплощение этих идей.

И на сегодняшний день одной из актуальных проблем является « понятие материи» т.к. она является одним из руководящих методологических принципов естественнонаучного исследования.

1. Формирование философского понимания материи

Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя - возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.

Материалистическое учение о мире постоянно усложнялось. Наивные  материалисты древней философии рассматривали материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Парменидовское бытие Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций уменьшили до атомов, считая их неделимыми. Достижение атомистов состоит в обнаружении элементарного. В последующем утверждалось, что атом в химии, ген в биологии, материальная точка в механике выступают как элементарное. Атомистическая концепция позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов.

Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, развивалось представление о качественном разнообразии материи. Гольбах полагал, что «материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»39. Ж.-Ж. Руссо материей называл все, что человек сознает вне себя и что действует на его чувства. Таким образом, было положено начало гносеологическому этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувственным представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами.

И. Кант в «Метафизических  началах естествознания» писал: «...материя есть любой предмет  внешних чувств». У Гегеля материя - результат деятельности «абсолютной  идеи», на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде материальных вещей. Материя долгое время отождествлялась с веществом. Материи приписывались свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: вес, неизменная механическая масса и др.

Диалектический материализм  рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. Энгельс, таким образом, материю отождествлял с веществом. Это не отвечало всем выдающимся открытиям естествознания того времени. Ведь уже тогда появилось понятие электромагнитного поля, существовала волновая теория света. Они указывали на то, что материальное не сводимо к веществу, к телам природы. Мысль же о том, что атомы не есть нечто мельчайшее, оригинальна.

Г.В. Плеханов в статье «Трусливый идеализм» определял  материю как то, что «непосредственно или опосредованно действует  или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства». Мысль об опосредованной возможности действовать на человеческие чувства оказалась плодотворной: наука XX в. продемонстрировала, что имеется слой реальности непосредственно ненаблюдаемых объектов (например, кварки, глюоны, суперструктуры и т.д.).

Открытия в физике на рубеже XIX - XX вв. (предсказание электрона  и его экспериментальное изучение, открытие радиоактивности, рентгеновских  лучей, кванта действия, появление специальной  теории относительности) означали установление: делимости атомов, их изменчивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования отличительной от вещества формы материи. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира.

На основании анализа кризиса в философском осмыслении новых открытий и достижений в физике В.И. Ленин дал свое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая ... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Конечно, источником формирования понятия «материя» следует считать не только ощущения, а познание как единство чувственного и рационального, мировоззрение человека в целом. Ведь большая часть размерностей универсума бесконечно мала или бесконечно велика и мы не можем их ощутить, также не можем в макромире «почувствовать» волновые свойства микрообъектов. Единственным свойством материи, по Ленину, признается быть объективной реальностью. Понятие объективной реальности в марксизме-ленинизме является абстрактно-всеобщим. Оно бесконечно обогащается, усложняется и наполняется конкретным содержанием, отражая бесконечное многообразие способов объективно-реального существования. Вместе с тем, высказывается также субъективистский взгляд на материю. Например, А Ф. Лосев призывал понять материю личностно, с точки зрения ее аксиологического значения.

Впервые вопрос о бесконечности  материи был поставлен Анаксагором (ок. 500 - 428 до н. э.). Он полагал, что как  бы ни была мала первооснова всех природных явлений - гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И. Ленин писал о неисчерпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость предполагает бесконечное углубление знаний о мире в делом и его фрагментах. Бесконечность и вечность материи в целом предполагает конечность в пространстве и преходящесть во времени отдельных материальных вещей и состояний. В этом процессе отрицания фрагментов универсума мир меняет свои формы, сама же смена форм бесконечна, вечна.

Комментируя ленинское  определение понятия материи, Т.И. Ойзерман отмечает: «Понятие материи  как чувственно-воспринимаемой объективной  реальности, независимой от сознания и воли людей, принципиально неприменимо  к категории материалистического понимания истории. Производительные силы и производственные отношения создаются людьми, их объективность носит субъект-объектный характер, т.е. они частью независимы, а частью зависимы от человеческой деятельности». Не только производительные силы и производственные отношения, а все социальные явления объективны и субъективны, материальны и духовны. Итак, ленинское понятие материи, по замыслу являясь абстрактно-всеобщим, тем не менее не охватывает всего многообразия форм ее существования. Это понятие материи в большей степени применимо к естественной природной реальности (последняя существует вне и независимо от сознания) и в меньшей к искусственной, созданной человеком из природной материи реальности, существующей вне сознания, но в зависимости от него как вещественная сила знания. Поскольку человек как единство природного и социального, телесного (материального) и духовного - часть сущего, постольку противопоставление объективной и субъективной реальности, материального и идеального относительно.

2. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

Философское представление  о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая  и человека в нем. Конкретно-научные  воззрения на материю усложнялись  по мере развития, смены и синтезирования картин мира. В физике известны механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская, квантово-полевая и вакуумная картины мира. Материя, исходя из представлений современной физической науки, это: вещество (совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя) в различных состояниях; элементарные частицы и кванты разного рода излучений; поля; физический вакуум, рождающий элементарные виртуальные (возможные) частицы (кванты энергии) и поглощающий их. Вещество и поля могут взаимно превращаться друг в друга.

Становлению конкретных представлений о материи, в том  числе и об искусственной ее форме, способствовали также достижения в  математике, молекулярной генетике, общей  теории систем, кибернетике, химии, социологии, синергетике и других науках.

Объекты материи изменчивы, непрерывны, одновременно - относительно устойчивы, прерывны. Дискретность выражена в качественно различных видах  материи и формах ее движения. Наличие  общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Неживая природа подразделяется на микромир, макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы, объекты в диапазоне от 10~8 до 1024 см) и мегамир (космические системы, Универсум).

Имеются основания полагать, что  Вселенная развивалась из начального состояния хаоса в существующее ныне состояние космоса (упорядоченной сложности). Все, что существует в нашей непосредственно наблюдаемой Вселенной, по всей видимости, является продуктом процесса структуризации, взрыва, который начался 12–15 млрд. лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Современные астрофизики считают, что в космосе были и имеются громадные области, где материя находится в состоянии «фотонного» газа, где только зарождаются элементарные частицы.

В некоторых планетных системах на определенном этапе их развития создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. Такие свойства живого, как обмен (веществом и энергией), самовоспроизводимость, мутации и конкуренция, начинают формироваться на предбиологической ступени развития материи после появления органических молекул. Живая природа (биос) имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования - ДНК, РНК, белки; клетки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции (сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве); биоценозы (результат взаимодействия популяций между собой и с окружающей средой); биосферу, складывающуюся как взаимодействие биоценозов между собой, так и с воздушной оболочкой, водной средой, геологическими породами, с космическим пространством. Для поддержания жизни необходимы как соответствующие условия, так и некий уровень их разнообразия.

На определенной стадии в биосфере возникают особые популяции существ, которые благодаря орудийной деятельности и духовности трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь.

Становление качественно новой  формы - возникновение жизни, появление человека - типичный результат бифуркации, разветвления в эволюционно-скачкообразном процессе. В силу вероятностного характера этих пороговых переходов они становятся необратимыми, а вероятность повтора подобных событий равна нулю. Благодаря обратным связям, живые организмы способны сохранять свою устойчивость и дальше развиваться и усложняться. По мнению Н.Н. Моисеева, в процессе естественной эволюции Вселенная обретает с помощью человека способность направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы.

Общество (структурированное) включает в себя главные сферы: экономическую, социальную, политическую и Духовную. Можно социум представить также  в виде ряда уровней:

а) индивид;

б) семья;

в) коллективы;

г) классы, социальные группы, слои;

д) племена, расы, этносы, народности, нации;

е) граждане в составе государств и межгосударственных объединений;

ж) люди в составе социально-экономических  формационных и цивилизационных  систем, их разновидностей, синтезов;

з) человечество в целом.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них  самоорганизация, а сами процессы ускоряются.

Единство мира подтверждает прежде всего универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относительности путем обнаружения связи массы и энергии. На данном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное –  свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют «парную» (дуалистическую) природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, положительные и отрицательные заряды и т.д.).

Монистическое и дуалистическое понимание  материи связано с плюралистическим, которое исходит из признания  множества миров, отличных от нашей  Вселенной. Концепция многообразия миров согласуется с идеей  неисчерпаемости материи.

3. Движение как способ бытия материи

Информация о работе Современное представление о строении материи